nik191 Четверг, 12.12.2024, 11:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Оружие древнего мира [0]
Стрелковое оружие [76]
Артиллерия [45]
Бронетехника [56]
Авиация [308]
ВМФ [124]
Космос [8]
Ракетное оружие [52]
Прочее [64]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » Военная техника » Авиация

Дирижабли на войне. Часть 9. Германия

 

Боевая работа армейских дирижаблей

Постепенно сложилось так, что основная тяжесть борьбы над Западным фронтом, Северным морем и Англией легла на морское воздухоплавание. Армия сосредоточила свою активность на Восточном фронте, против России, и на Балканах. После постройки эллинга около Темешвара в конце 1915 года дирижабли получили возможность действовать на Балканском полуострове.


Zeppelin LZ-81 в эллинге

LZ-81 проявил себя тем, что в короткий срок доставил одного дипломата с важными политическими поручениями в Болгарию и обратно.

Zeppelin LZ-85

31 января, 17 марта и 1 мая 1916 года цеппелин LZ-85 бомбардировал греческий порт Солоники, но в мае противовоздушная оборона города смогла положить конец этим налетам, сбив немецкий дирижабль.

В России, с ее громадными пространствами, растянутым фронтом, отсутствием сплошной линии обороны, неразвитой системой ПВО  условия для деятельности немецких дирижаблей были совсем другие. На Восточном фронте воздушные корабли неоднократно применялись для разведки стратегических объектов противника. Условия для выполнения разведывательных полетов здесь были несравненно благоприятнее, чем на Западе, так как средства воздушной обороны в тылу русских войск практически отсутствовали.

Всю боевую работу цеппелинов на русском фронте можно условно разбить на несколько театров военных действий: Черное море, сухопутный театр (Австро-Венгерский и Германский фронт), операции против Петрограда и Балтийское море.

Основная цель боевых действий цеппелинов на Черном море — препятствовать поставкам сырья из России через Дарданеллы  странам Антанты.

Основной базой немецких дирижаблей для работы на Черном море стал небольшой болгарский городок Ямбол. Эта база была оборудована эллингом, газодобывающим заводом, электростанцией, радиостанцией и радиопеленгаторной установкой, а также метеостанцией.

Одним из первых к ведению боевых действий был привлечен дирижабль SL-10. В июле 1916 года намечалась его совместная работа с подводной лодкой, которая должна была контролировать передвижение русского флота в районе Севастополя. Дирижаблю ставилась задача нападать на корабли флота и бомбардировать город и саму базу. 2 июля SL-10 совершил  первый боевой вылет, но, застигнутый плохой погодой в районе Алушты, повернул домой. К тому же стали барахлить двигатели. На обратном пути SL-10 наткнулся на русские корабли, однако по неизвестной причине не стал их бомбить. 27 июля дирижабль вылетел для бомбардировки Севастополя и Батуми с запасом горючего на 24 часа в свой последний полет. Последняя радиограмма с борта корабля говорила о том, что он не может бороться с ветром, скорость которого достигала 30 м/с (максимальная собственная скорость дирижабля не превышала 25 м/с).


Zeppelin LZ-104 - L-59

Вместо потерянного SL-10 в Ямбол был направлен LZ-101, который имел такую же скорость, как и его предшественник, поэтому он не решался уходить далеко в море и был преимущественно сориентирован на боевую работу в Румынии.

27 августа 1916 года Румыния вступила в войну. В эту же ночь Бухарест подвергся бомбардировке, которую выполнил LZ-101, вывалив на город 1800 кг бомб. Так, уже в первые же сутки после вступления в войну на стороне Антанты жители румынской столицы столкнулись с ужасной реальностью военных действий. В последующих налетах на Бухарест принимал участие и LZ-81, однако уже в октябре он был сбит. Далее LZ-101 отбомбился по городу Фетешти и ряду румынских железнодорожных узлов в северных и северо-восточных районах, а также атаковал крепости Пости, Чиулинта и гавань в Галаце. Весной 1917 года LZ-101 совершил налеты на Митинену, Яссы и Одессу. Он же бомбил базу флота Мудрое на острове Лемнос.

 

Гораздо интенсивнее развернулись действия немецких дирижаблей на сухопутном театре военных действий. Первые 2 дирижабля — Z-V и Z-IV — были приданы армии Гинденбурга. Первый из них 7-8 августа 1914 года произвел из Кенигсберга, где он базировался, разведку района Вроцлав — Плоцк — Кутно — Лодзь, а 11 и 12 августа повторил ее. В последнем полете дирижабль был обстрелян русскими, а затем и германскими войсками и получил значительные повреждения. Однако он доставил в штаб ценные сведения о концентрации войск в районе Новогеоргиевска. Воздушный корабль произвел также бомбардировку железнодорожного узла Млава и разогнал своим огнем и бомбами казачий полк, который готовился к атаке. Z-V также совершил большое количество ночных разведывательных полетов в район Осовца и Шавлей, доставляя в штаб Восточного фронта большое количество ценной информации о противнике.

В одном из последующих полетов дирижабль был серьезно поврежден шрапнельным огнем, потерял много водорода и совершил вынужденную посадку около Липовца. Экипаж был взят в плен при попытке уничтожить дирижабль.


Zeppelin LZ-16 - Z-IV

Второй цеппелин, Z-IV, выполнил ряд дерзких налетов из Познани на скопления русских войск на малой высоте. Он неоднократно попадал под ружейный обстрел: из одного полета вернулся, имея около 300 пробоин.

Приведем красноречивое свидетельство боевой работы цеппелинов на Восточном фронте, оставленное генералом русской армии Ренненкампфом.

«Когда мы вошли в Восточную Пруссию в августе 1914 года, неприятельская авиация проявляла себя столь незначительно, что к сегодняшнему дню о ней не сохранилось почти никаких воспоминаний. Зато господство в воздухе германских воздушных кораблей запомнилось крепко.

Впервые о том, что несет с собой цеппелин, мы узнали в ночь на 23 августа, когда его бомба попала в бивак 110-го пехотного Камского полка и вывела из строя убитыми и ранеными сразу 17 человек. Другой раз цеппелин в одном из своих ночных налетов на место расположения 1-й армии в городе Инстербурге сбросил несколько легких бомб в стоящий на восточной окраине города артиллерийский парк. Попадания пришлись в коновязь. На утро там можно было видеть 30 убитых лошадей с развороченными внутренностями.

В тот период при штабе 1-й армии имелся охранный отряд, состоящий из трех родов войск. Обычно на ночь от отряда выставлялось вокруг штаба со всех сторон охранение. Сохранился один из приказов от 27 августа по одному отряду за № 164:

«Последние дни ночью и на рассвете над ночлегами войск появляется цеппелин, бросающий вниз бомбы. Предписываю частям, несущим службу охранения, открывать по неприятельскому воздушному кораблю ружейный и артиллерийский огонь. Батарея (или ее дежурная часть) должна постоянно иметь орудия, еще с вечера направленными в разные стороны, с врытыми в землю (ямы) хоботами и поднятыми дулами, насколько возможно. С приближением неприятельского воздушного корабля немедленно тушить все огни. На биваках (по возможности) не располагаться открыто.

Командующий армией обещает Георгиевские кресты тем чинам, выстрелами которых будет спущен на землю неприятельский воздушный корабль, захвачен или уничтожен.

О возможности ночной стрельбы вверх по воздушному кораблю должны быть предупреждены все без исключения чины главной квартиры, охранного отряда и проходящие части.

Об изложенном объявляю по отряду для сведения и руководства. Начальник охранного отряда».

Потом была обещана денежная награда за сбитие цеппелина. Это привело к тому, что во время одного из ночных визитов германского воздушного корабля в Инстербурге на улице был замечен один из чинов армейского управления, стреляющий по цеппелину из... револьвера.

Однако, несмотря на все это, ни один из кораблей в Восточной Пруссии над Инстербургом подбит не был. С другой стороны, за все время цеппелины не причинили штабу армии никакого вреда. Для борьбы с ними в воздухе мы тогда не располагали соответствующими воздушными силами. А между тем перед войной в составе войск Виленского округа числилась 4-я воздухоплавательная рота, расположенная в Ковно, 5-я воздухоплавательная рота в Гродно и 9-я воздухоплавательная рота в Лиде.


Дирижабль «Астра»

В последней имелись воздушные корабли и, между прочим, дирижабль «Астра», полученный летом 1913 года. Мне удалось 31 августа того же года подняться на нем, причем он обратил на себя внимание крайней медлительностью и тем, что ни за что не брал высоты. Было ясно, что для военных целей он окажется непригодным».


Дирижабль SL-2

 

В это же время австрийскую армию обслуживал дирижабль SL-2. Он производил полеты в районе Холма, Красника и Люблина. Один из разведывательных полетов продолжался (с промежуточной посадкой в Перемышле) в течение 60 часов. 23 августа после четырнадцатичасового полета корабль снизился около главной австрийской штаб-квартиры и передал очень важные сведения о начавшемся наступлении русских войск под Красником. 1 сентября SL-2 выполнил очень успешную разведку в районе Лодзь — Петраков. Бомбами, пулеметным огнем и разведкой дирижабли поддерживали австро-венгерскую армию в боях за Холм и Люблин. С августа по октябрь они часто бомбардировали русские крепости и железнодорожные станции Белостока, Лыка, а также Мульдзена, Варшавы и Млавы.

Гражданский дирижабль «Саксония» провел ряд очень удачных налетов на русские города и, в частности, на форты Ломуси.

24-25 сентября 1914 года к боевой работе на русском фронте подключился Z-IV, который, вылетев из Кенигсберга, выполнил налет на Варшаву, а позднее — на Лык, где получил множество пробоин.

Результаты первых боевых полетов дирижаблей были вполне успешными, однако командование требовало поставки в район боевых  действий более совершенных воздушных кораблей.


Parseval PL-19

В январе 1915 года во время налета на Либаву был потерян нежесткий дирижабль PL-19.

10-11 марта и 15-16 апреля 1915 года LZ-34 (базировался в Лигнице) и Z-XI (Позен) предприняли ряд атак на Варшаву, но ни одна из них не была доведена до логического конца из-за плохих метеоусловий над городом. Затем они бомбили Гродно, Ковно и другие крепости. LZ-34 был сбит русской армией в мае над Ковно.

В мае 1915 года, в с связи со стабилизацией Западного фронта, Z-XII Лемана и LZ-39 перебросили на Восточный фронт, в Польшу. Эти дирижабли стали базироваться в Алленштейне и обслуживали армию Кольвица, находившуюся в районе Нарева. «Наша главная задача, — писал Леман позднее, — состояла в том, чтобы держать в напряжении отступающего противника и прерывать его железнодорожное сообщение так, чтобы он не мог ускользнуть и задохнулся в «немецких объятиях». В то время как «Саксония» и LZ-39 действовали против русских крепостей, Леман и его Z-XII атаковали основную железнодорожную магистраль Варшава — Вильно.

В июле 1915 года Z-XII бомбил железнодорожные узлы в прифронтовой области и выполнил несколько налетов на Белосток, Малкин, Столбцы и Лунинец. В отдельные дни он сбрасывал на русские города по 1500-3000 кг бомб. За первые десять дней августа 1915 года корабль совершил 18 боевых вылетов и сбросил около 9000 кг бомб. 11 августа дирижабль в районе Осовца был поврежден огнем с земли и отправлен на ремонт. После устранения повреждений из Кенигсберга, а затем из Варшавы Z-XII выполнил ряд налетов на Виленский железнодорожный узел.

Когда начало зимы и недостаток свежих подразделений остановили продвижение Гинденбурга, Леман вернулся обратно на Запад. Он получил под свое командование новый корабль — LZ-90. (Фактически его заводской номер был 60, но уже начиная с LZ-42 армия начала добавлять число «30» к заводскому номеру дирижаблей. Идея состояла в том, чтобы ввести в заблуждение британцев относительно действительного количества воздушных кораблей.) LZ-90 был быстрее и больше, чем любой из предыдущих дирижаблей Лемана. На этом современном летательном средстве он и его товарищи  смогли приступить к наиболее интересной и вместе с тем самой опасной части воздушной войны — бомбардировкам Лондона.

LZ-39, позднее переброшенный в Шнейдемюль, совершил несколько налетов на Ровно. В августе он бомбил Новогеоргиевск и Новоминск, сбросив на них по 500 кг бомб. 13-14 октября 1915 года цеппелин атаковал Ковно, обрушив на него 1000 кг бомб. 7 декабря дирижабль попал под сильный шрапнельный огонь под Ковно, в результате чего был разбит один из двигателей. Пришлось совершать в районе Лыка вынужденную посадку.

SL-7 бомбил Двинск и Верден. Осенью LZ-88 бомбардировал гидростанцию в Руно.

10-11 августа 1915 года LZ-89, базировавшийся в Позени, сбросил 1500 кг бомб на Брест-Литовск и сразу после этого бомбардировал Ковель, пройдя 1350 км. 25-26 августа LZ-89 повторил нападение на Брест-Литовск, обрушив на железнодорожный вокзал 1100 кг бомб.


Zeppelin L-45 - LZ-85

В октябре того же года LZ-85, базировавшийся в Алленштейне, сбросил около 12 000 кг бомб на мосты и железнодорожные пути в районах Двинска, Минска и Риги. Он совершил 15 и 16 ноября налеты на Двинск и сбросил 3600 кг бомб. В феврале 1916 года им была произведена бомбардировка Ковно, куда он вскоре и перебрался после взятия этого города немецкими войсками. Из Ковно LZ-86 бомбил Минск, Речицу, Двинск и железную дорогу Минск — Молодечно. За первые 5 полетов этого года он сбросил на русские города 9600 кг бомб.

Анализируя боевую деятельность воздушных кораблей в России, можно сделать ряд общих выводов о тактике и стратегии их применения. Во время налетов на Англию перед дирижаблями ставились следующие задачи: нарушить ритмичную работу промышленных центров страны, уничтожить важные военные объекты, деморализовать население и отвлечь с фронтов боевые технические средства, необходимые для воздушной обороны. В России, с ее необъятными просторами и крайней удаленностью промышленных центров от линии фронта, в качестве главной цели нападения для дирижаблей выдвигались железные дороги и военные объекты вблизи линии фронта.

 

Война на Балтике

На Балтийском море основной деятельностью воздушных кораблей была разведка и патрулирование. Цеппелины практически полностью освободили корабли флота, которые стояли в готовности на своих базах, от разведки и тем самым сэкономили большое количество горючего, в котором Германия испытывала крайнюю нужду. Работали дирижабли в этом регионе весьма интенсивно.

LZ-111, который был передан флоту в мае 1917 года, за короткий срок выполнил 7 полетов и прошел 5614 км.

LZ-113, начавший работу одновременно с LZ-111, за 15 полетов пролетел 12 305 км. [183]

LZ-98, переданный вместе с LZ-111 и LZ-113, выполнил 15 полетов и прошел 11 982 км.

L-25 (бывший армейский LZ-88) выполнял боевые задания в Балтийском море, производя разведку в направлении острова Готланд (Швеция) и до Финского залива. С июня до августа 1916 года он за 14 полетов прошел 8763 км; принял активное участие в операции по высадке десанта на остров Эзель (Сааремаа).


Дирижабль M-II

Устаревший полужесткий дирижабль M-IV отличился в сентябре 1916 года, пустив на дно в Балтийском море русскую подводную лодку. Приведем выдержки из рассказа штурвалиста Йогана Брама, в котором описывается эта история.

«В сентябре 1916 года наступил наконец и для нас «большой день». В одно утро, в 4.30, мы поднялись в воздух. Была прекрасная погода. Небольшие кучевые облака и почти спокойное море. Мы должны были идти на Фемарн-Гедзер вплоть до минных заграждений Копенгагена и затем у шведского берега взять курс на Борнгольм.

По пути в Борнгольм мы получили по радио сообщение, что утром наш торпедный катер обнаружил подводную лодку противника. Далее указывались ее координаты, а затем и приказ — найти и уничтожить. Наш командир капитан фон Иена приказал дать двигателям полный ход.

Около 12.00 мы пришли на указанное место и почти 2 часа крейсировали в этом районе, до изнеможения напрягая зрение, вглядываясь в воду. Но решительно ничего не было видно. Балтийское море было мертво. Только на горизонте, у Копенгагена, через бинокль можно было рассмотреть мельчайшие точки германских заградительных катеров.

Подобно хищной птице кружились мы на высоте 300 м. Я стоял на руле направления и внезапно прямо перед собой увидел маленькое масляное пятно, всплывшее из синевы моря. Возбужденный, я вскрикнул: «Капитан, там подводная лодка!» И пять человек в пилотской гондоле впились глазами в поверхность моря. Действительно, скоро из волн вынырнула маленькая тросточка, «спаржа», как говорят моряки, — перископ!

Лодка медленно шла в погруженном состоянии, и только перископ отбрасывал небольшой бурун. Теперь нельзя было терять времени! «Полный ход! Руль право на борт!» — передал сигнал машинный телеграф. Мы сделали большой заход, чтобы приготовиться к нападению. Я должен сознаться — это был драматический момент. Мы описали почти круг, ветер нас сносил. Между тем масляное пятно стало шире и больше. Перископ поднялся выше над водой. Подводная лодка, видимо, нас не заметила. Дальше все разыгралось в течение нескольких секунд. Наш вахтенный офицер, лейтенант Кареубер, не отрывал глаз от прицела бомбосбрасывателя. Ясно и коротко, но с легкой дрожью в голосе передавал он мне свои команды: «Пять градусов право на борт, так держать!» Правую руку он держал на маленьком рычажке бомбосбрасывателя. Раздалась команда: «Бомбы товсь!» Я выглянул на мгновенье в окно и увидел, что подводная лодка вынырнула еще  больше. Теперь она была ясно видна от носа до башни. Перископ находился как раз передо мной. В этот момент лейтенант Кареубер крикнул: «Так держать! Внимание, даю бомбы!» Он нажал на рычаг. Прошли бесконечные секунды. Я на мгновение бросил руль и выглянул вниз. Бомбы легли в трех метрах от правого и левого борта подводной ходки. Два исполинских сверкающих каскада взметнулись вверх А за ними — черные облака дыма. Наши бомбы были снабжены замедлителями; они взорвались под водой, непосредственно у корпуса лодки. Мы почувствовали ужасное сотрясение дирижабля. От подводной лодки ничего не осталось. Лишь масляное пятно стало гигантски разрастаться, так как масло в огромном количестве устремилось на поверхность моря. Лодка и экипаж погрузились вниз. Трагедия под водой. Там, в глубине, водяной смерч погасил человеческие жизни. Это была война!»

Интенсивность работы дирижаблей на Балтике хорошо иллюстрируется таблицей.

 

 
Годы                         Разведполеты               Количество бомбардировок русской территории
1914                         14  —
1915                         51                                    2
1916                         62                                  26
1917                         76                                  13
1918                         17                                   —

Однако, если на сухопутном фронте дирижабли встречали хотя бы минимальное сопротивление со стороны русских войск, то на Балтике оно полностью отсутствовало.

Германское командование, помня об эффективности налетов на Лондон, стремилось деморализовать население и войска (уже зараженные бациллой неповиновения властям) интенсивными бомбардировками. Тем самым оно хотело разрушить тыл русской армии — это была стратегическая и вполне выполнимая задача.

Для выполнения этой задачи было выделено несколько дирижаблей. Подготовка к налетам началась в конце 1916 года. Впервые напасть на Петроград в декабре 1916 года попытался LZ-98. Ранним утром он взял курс на столицу России, но на подлете к ней встретил мощный циклон и стал обледеневать. Пришлось возвращаться на базу.

Позднее база дирижаблей была переведена из Ковно в Вайноден (Курляндия). Немцы решили тщательно подготовиться к следующему налету и особое внимание обратили на организацию метеослужбы. В дополнение ко всему, в это же время им удалось вскрыть шифр русских метеосводок.

В очередной полет на Петроград был отправлен L-38, который благополучно достиг финского берега и здесь был настигнут штормом. Дирижабль быстро обледенел и только сброс всего балласта дал ему возможность долететь до берега и совершить вынужденную посадку на лес.

Последним переданным армии дирижаблем стал LZ-120 (LZ-90 — по нумерации завода), цеппелин серии «r». После того как морские цеппелины не смогли осуществить  эту задачу, в марте 1917 года LZ-120 перебазировался в Ковно. Планировалось, что он сможет выполнить эту задачу, сбросив на столицу России 7 тонн бомб. Налет, однако, опять из-за плохой погоды не удался — Бог хранил Петроград.

Базируясь в Зеераппене, LZ-120 часто отправлялся на патрулирование и в разведку в акваторию Балтийского моря. Обычно полет продолжался сутки, затем команда отдыхала и, через 24 часа, — опять в путь. В каждом полете, независимо от его назначения, командир корабля (известный аэронавт Леман) много экспериментировал в маневрах и испытывал новое оборудование, поэтому команда, состоявшая из 28 человек, работала без смены все 24 часа и по праву считалась лучшей в дивизионе.

Огромный практический опыт и желание выжать из воздушного корабля все его возможности, подвигнули Лемана на проведение очередного масштабного эксперимента. Теретически, исходя из максимально возможной загрузки горюче-смазочными материалами (20 000 кг), взяв на борт штатный экипаж (2250 кг), балласт (3500 кг) и стандартный комплект вооружения (4500 кг), LZ-120 мог продержаться в воздухе около 100 часов. И Леман решил на практике проверить теорию.

Вылетели в полночь 26 июля 1917 года. Корабль был настолько перетяжелен, что едва смог преодолеть возвышенность в окрестностях Кенигсберга. Команда была разделена по вахтам, а отстоявшие ее обязаны были ложиться в гамаки и спать. Был установлен такой же порядок, как на морских судах; единственное отличие состояло в том, что вахт было 3, а не 4. Мотористов также привлекли к вахтенной службе, так как из шести моторов большей частью работали только три. Была поставлена задача определить, сколько времени сможет выдержать такую службу нормальная команда, состоящая из двух смен.

Первые два дня вахта продолжалась восемь часов с восьмичасовым отдыхом. Следующие два дня были четырехчасовые вахты, а затем — шестичасовые. Оказалось, что все методы могут достаточно легко применяться на практике. Пища состояла из обычного военного пайка, выданного на руки на все время полета. Суп и кофе были в термосах, но на дирижабле все же имелись две кухонные плиты, работавшие на выхлопных газах двигателей. В командном помещении стояла электрическая плитка, на которой варили яйца и кофе. Для экипажа на борту корабля был устроен душ, состоявший из резинового таза и ведра над головой.

В отличие от морской практики, для командира воздушного корабля были также установлены регулярные вахты. Но, как говорил Леман, на летящем дирижабле ситуация меняется очень быстро, поэтому всегда требовалось вмешательство командира, хотя бы на одну-две минуты, даже когда он отдыхал. В результате, в конце полета Леман был утомлен больше, чем все остальные.

Крейсирование над морем проходило в самых разных погодных условиях — и в солнце, и в дождь, и в грозу, и в туман. Сила ветра колебалась  от 25 до 40 миль в час. Два раза вибрация в одном из моторов была настолько велика, что срезало болты на фланцах вала воздушного винта. Мотористам приходилось далеко вылезать на подмоторные рамы, чтобы закрепить новые болты.

В полдень 23 июля с дирижабля заметили подводную лодку, стоявшую на дне в мелкой воде. Однако попытка ее атаковать не удалась — налетел дождевой шквал и подлодка ушла. На другой день, заметив плывущие бревна, командир объявил боевую тревогу и сбросил на них четыре бомбы, одна из которых попала в цель.

Полет продолжался 101 час, и 31 июля в 4.40 утра дирижабль прибыл в Зеераппен, имея на борту горючего еще на 36 часов. Только штормовая погода и неблагоприятный прогноз на ближайшие дни заставили командира вернуться на базу. Однако поставленная задача была выполнена блестяще. Корабль преодолел за это время 6105 км. Всего в семнадцати полетах цеппелин прошел 35 399 км.

После февральской революции активность немецких дирижаблей на русском фронте резко упала, и в дальнейшем попыток бомбить Петроград больше не предпринималось. Да и нужда в этом практически отпала — русский фронт повсеместно стал разваливаться.

Подводя итоги деятельности немецких дирижаблей на Восточном фронте, можно сделать однозначный вывод, что их боевая работа по известным причинам была гораздо интенсивнее, чем на Западе. Это подтверждает и статистика сброшенных бомб за период войны, которую мы приведем далее.

Румынский поход 1916-1917 годов позволил армейским воздухоплавательным частям приобрести ценный опыт ведения боевых действий в горных условиях. 24 сентября 1916 года LZ-81 и 1 ноября 1916 года LZ-97, базировавшиеся в Темешваре, произвели налет на Бухарест. LZ-97 несколько раз пытался напасть на военные базы Италии и Албании, но без особого успеха.

 

 

Ночные действия дирижаблей в этих малонаселенных районах затруднялись тем обстоятельством, что на земле было очень мало световых ориентиров и приходилось держаться вблизи Дуная, русло которого хорошо просматривалось сверху. К этому следует добавить, что румыны быстро научились великолепно затемнять свои города и поселки.
По имеющимся данным потери германских дирижаблей на восточном фронте составили (данные не окончательные и требуют уточнений).:

12.08.1914 (нов.ст.) Германский дирижабль Z-V совершавший разведполет по маршруту Wloclawek-Plock-Kutno-Lodz поврежден огнем русских войск и вернулся на базу в Posen для восстановления.

22.08.1914 (нов.ст.) Германский дирижабль SL-II совершавший разведполет по маршруту Liegnitz-Przemysl тяжело поврежден огнем русских войск и совершил вынужденную посадку у Przemysl для восстановления. 24 августа вылетел обратно в Liegnitz.

28.08.1914 (нов.ст.) Германский дирижабль Z-V совершавший бомбардировочный налет на станцию Mlawa сбит огнём 12-ой конно-артиллерийской батареи 6-го конно-артиллерийского дивизиона 6-й кав. дивизии. Дирижабль опустился в 5 км от Lipovitz. Командир аппарата Hptm. Ernst Gruner и еще 9 членов экипажа взяты в плен. Разорвавшимися бомбами убито 2 солдата и ранены командир полка генерал-майор Боде и 10 солдат.

Список л/с 6-го Конно-Артиллерийского Дивизиона награжденного за сбитие дирижабля
( Z-V 15/28.08.1914г.) –

Бомбардир-наводчик Никита Иванов Савенков Георгиевским крестом 4ст. № 142863
Бомбардир-наводчик Харлампий Трофимов Оснач Георгиевским крестом 4ст. № 142864
Бомбардир-наводчик Филипп Павлов Головко Георгиевским крестом 4ст. № 142865
Бомбардир-наводчик Иван Алексеев Кривоносов Георгиевским крестом 4ст. № 142866
Бомбардир-наводчик Даниил Федоров Чабанюк Георгиевским крестом 4ст. № 142867
Бомбардир-наводчик Андрей Калентьев Галицкий Георгиевским крестом 4ст. № 142868


24/25.09.1914 (нов.ст.) Германский дирижабль Z-IV совершавший бомбардировочный налет на Варшаву поврежден огнем русских войск и вернулся на базу для восстановления.

25.01.1915 (нов.ст.) Германский морской дирижабль PL-19 совершавший бомбардировочный налет на Либаву обстрелян , принужден к снижению , захвачен и сожжен русскими войсками и моряками. Экипаж пленен ( 7 человек).

01.02.1915 (нов.ст.) Германский дирижабль Z-IV совершавший бомбардировочный налет на Lyck тяжело поврежден огнем русских войск ( 330 пробоин ) и вернулся на базу для восстановления. Из боевого применения исключен и использовался в учебных целях. Экипаж уцелел.

20.05.1915г(нов.ст.) Германский армейский дирижабль Z-XI потерян при выводе из ангара на своей базе в Posen.Сгорел. Жертв не было. * Встречал другую дату - 21.06.

21.05.1915 (нов.ст.) Германский дирижабль LZ-34 совершавший бомбардировочный налет на Kovno тяжело поврежден артиллерийским огнем русских. Дирижабль пытался долететь до Insterburg ,но рухнул возле Bischofsburg и сгорел. Экипаж уцелел.

06.08.1915 (нов.ст.) Германский морской дирижабль L-5 совершавший бомбардировочный налет на Dunamunde тяжело поврежден артиллерийским огнем частей русской 12-й Армии у Шлока. Аппарат рухнул около Plugiany и не подлежал восстановлению. Экипаж уцелел.

06.08.1915 (нов.ст.) Германский дирижабль Z-XII совершавший бомбардировочный налет на Bialystok -Starosselty-Lapy на высоте 3300м поврежден артиллерийским огнем русских частей крепости Осовец. Аппарат совершил вынужденную посадку в 16км на юго-запад от Allenstein и был после восстановлен. Экипаж уцелел.

15/16.11.1915 (нов.ст.) Германский дирижабль LZ-86 совершавший бомбардировочный налет на Dunaburg ( сброшено 3600кг бомб с высоты 2600м) тяжело поврежден артиллерийским огнем русских. Вернулся на базу и впоследствии был восстановлен. Экипаж уцелел.

18.11.1915г(нов.ст.) Германский морской дирижабль SL-6 взорвался в воздухе по неизвестной причине в 6км севернее своей базы в Seddin на побережье Балтийского моря. Погиб весь экипаж-20человек.

11.12.1915г(нов.ст.) Германский морской дирижабль SL-4 уничтожен штормом в ангаре своей базы в Seddin на побережье Балтийского моря. Жертв не было.

18.12.1915 (нов.ст.) Германский дирижабль LZ-39 совершавший бомбардировочный налет на Rovno тяжело поврежден артиллерийским огнем русских на высоте 2200м
и совершил вынужденную посадку возле Luck. Аппарат был разобран ввиду тяжелых повреждений. Экипаж уцелел...

01.05.1916г(нов.ст.) Германский морской дирижабль SL-3 вследствии поломки руля потерпел аварию и упал в море у Stenort, между Gotland и Backofen. Экипаж подобран с воды немцами. Дирижабль уничтожен

27.07.1916г(нов.ст.) Германский армейский дирижабль SL-10 вылетевший из своей базы в Jambol ( Болгария) для бомбардировки Севастополя пропал без вести над Черным морем. Вероятно он погиб в результате штормовых ветров в бассейне Черного моря. Погиб весь экипаж - 16человек.

04.09.1916 (нов.ст.) Германский армейский дирижабль LZ-86 после налета на Ploesti на Румынском фронте погиб при посадке на базе в Temesvar вместе с командиром и 8 членами команды. Существует версия что посадка была вынужденная т.к. аппарат был поврежден огнем с земли румынских войск.

27.09.1916 (нов.ст.) Германский дирижабль LZ-81 совершавший бомбардировочный налет на Bucharest тяжело поврежден артиллерийским огнем румынских войск и совершил вынужденную посадку у Tirnova в Болгарии. Аппарат разбился , погиб 1 человек из экипажа.

29.12.1916г(нов.ст.) Германский морской дирижабль L-38 при совершении бомбардировочного налета на Петроград получил в зимний шторм повреждения и совершил вынужденную посадку у Seemuppen. Аппарат был уничтожен. Экипаж цел

30.03.1917г(нов.ст.) Германский морской дирижабль SL-9 при перелете в Seddin взорвался в воздухе от попадания молнии и сгорел в районе Pillau.
Погиб весь экипаж 22 или 23 человека.

09.05.1917г(нов.ст.) Германский морской дирижабль SL-14 получил тяжелые повреждения на земле на своей базе в Wainoden и был разобран. Экипаж не пострадал.

16.10.1917 (нов.ст.) Германский морской дирижабль L-37 совершавший бомбардировочный налет на Pernau поврежден огнем русских войск и вернулся на базу в Seerappen для восстановления.


Материалы по теме:
Дирижабли на войне. Часть 1                                     
Дирижабли на войне. Часть 2
Дирижабли на войне. Часть 3
Дирижабли на войне. Часть 4
Дирижабли на войне. Часть 5
Дирижабли на войне. Часть 6
Дирижабли на войне. Часть 7
Дирижабли на войне. Часть 8
Дирижабли на войне. Часть 9
Дирижабли на войне. Часть 10
Дирижабли на войне. Часть 11
Дирижабли на войне. Часть 12
Дирижабли на войне. Часть 13. Англия
Дирижабли на войне. Часть 14. Англия
Дирижабли на войне. Часть 15. Франция
Дирижабли на войне. Часть 16. Италия
Дирижабли на войне. Часть 17. Россия
Дирижабли на войне. Часть 18. СССР
Дирижабли на войне. Часть 19. США
Дирижабли на войне. Часть 20. США
Дирижабли на войне. Часть 21. США

Дирижабли на войне. Часть 22. Дирижабли XXI века.


При подготовке материалов использовался текст книги
Обухович, В. А., Кульбака С. П. (составители) "Дирижабли на войне"

 

 

Источники:

http://militera.lib.ru/tw/obuhovich_kulbaha/
http://www.historyworlds.ru/
http://wwi.hut2.ru/

http://testan.narod.ru/

http://www.historyworlds.ru/

http://www.dolgoprud.org/
http://militera.lib.ru/
http://www.popmech.ru/
http://www.vonovke.ru/
http://www.besttoday.ru/

Категория: Авиация | Добавил: nik191 (13.02.2013)
Просмотров: 4447 | Теги: Дирижабли, война | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz