По материалам периодической печати за апрель 1917 года.
Все даты по старому стилю.
Скатертью дорога
Исполнительный Комитет Солдатских Депутатов признал пропаганду «товарища» Ленина, приехавшего к нам через Германию—при благосклонном содействии кайзера Вильгельма—такой же вредной, как и всякую другую контрреволюционную пропаганду справа. Эту резолюцию нельзя не приветствовать, ибо в ней ярко сказывается здравый смысл русского народа. В этой оценке деятельности господина Ленина Совет Солдатских Депутатов вполне сошелся с германским правительством.
Ибо в самом деле; если Ленин мог бы быть хоть сколько-нибудь полезным для России, разве немцы пропустили бы его в разгар войны через свою страну; разве представили бы такие удобства при проезде?
Можно не любить немцев, но надо отдать им справедливость. Во вред себе немцы, конечно, поступать не будут. Знаменитого народного трибуна, Плеханова, например, они никогда бы не пропустили через свою страну. Да Плеханов, как порядочный человек, и не решился бы прибегнуть к содействию императора Вильгельма для возвращения в Россию.
Нет, немцы отлично знали, что делают содействуя приезду г. Ленина. Они предвидели, что своей пропагандой он вызовет раскол в народнических кругах; что своей пропагандой он будет призывать к возбуждению вражды между отдельными группами населения; что проповедью своей он будет, наконец, колебать авторитет Временного Правительства — и это в то самое время — когда для победы над немцами и для спасения России от угрожающего ей весеннего нашествия тевтонов нужно всеобщее единение.
И посмотрите. Ленин действительно оправдал надежды немцев.
— «Мы»,—сказал он 17 апреля на заседании Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, «не имеем права отвоевывать Курляндию у Германии. Пусть каждый народ решит сам, с кем ему идти—когда войска уйдут».
Здесь, что ни слово то перл твердокаменной ленинской премудрости.
Россия воюет сейчас не потому, что ей это доставляет удовольствие, и не потому, что «алчные капиталисты» того желают. Россия воюет против воли потому, что защищается от германского нашествия.
Если Россия сложит сейчас, в угоду ленинцам, оружие, то от нас с презрением отвернется демократия всего мира.
И, конечно, все военные убытки заплатим тогда мы, русские.
Нам говорят:
«ни анексий, ни контрибуций».
Но если мы не заставим немцев заплатить военные издержки, то кто же их заплатит.
Остается значит заплатить их только самому русскому народу. Значит и после войны вместо свободной и легкой жизни русскому народу придется изнывать в тяжелом труде и платить громадные налоги, чтобы свести концы с концами. А немцы зачинщики войны, немцы виновники всех переживаемых ужасов—они, значит, так и останутся безнаказанными?!...
Теперь о Курляндии.
Мы, по словам Ленина, не имеем, видите ли, права отвоевывать населенную латышами и литовцами Курляндию. Пусть народы Курляндии сами де заявят с кем они желают жить: с нами русскими, или с немцами.
Но, во-первых, даже немецкие социал-демократы заявили, что они и Бельгию не согласны очистить. Также точно немцы не согласятся добровольно уйти из Курляндии и всех тех 16 губерний, которые они у нас, русских, захватили. И было бы наивно ожидать, что немцы и самом деле возвратят нам по собственной инициативе то, что они завоевали с такими жертвами. Ведь и войну немцы начали для завоевательных целей, а не так просто из любви подраться. Следовательно, чтобы войска немецкие ушли из Курляндии их нужно оттуда выгнать.
А пока это не произойдет, каким же образом народы Курляндии будут в состоянии высказаться под чьим главенством они желают жить?
Разве немцы дадут побежденным, завоеванным народам право свободно определить свою судьбу? О каком свободном высказывании своих мыслей можно говорить под террором германского штыка.
Да и смешно слышать из уст г. Ленина о свободном исповедании своей веры, своих желаний.
Дворец Кшесинской не даром же получил название «Ленинского застенка». Одно мы можем сказать и сказать при том с полным убеждением.
Если в нашей Родине победили бы паче чаяния идеи Ленина, если ленинская пропаганда получила бы успех—о тогда ни один здравомыслящий человек, а не только население Курляндии, с таким положением не примирится и предпочтет ему что угодно, но только не анархию.
Вместо свободы слова - ленинский браунинг и застенки, вместо мирного и свободного труда — гражданская война—нет, подобная жизнь никому не покажется соблазнительной. Россия утомлена от войны внешней.
Но эта внешняя война, по всей вероятности, к осени закончится и закончится нашей победой, если только мы сами не спасем немцев изменой союзникам и сепаратным миром. И тогда по окончании войны с немцами,—что же, опять война? Война внутренняя. Борьба каждого друг против друга.
И вместо аргумента—браунинг.
Слуга покорный, но гражданам России все это безумно надоело. Всем страстно хочется спокойной, мирной работы, а потому Ленин действительно принес бы большую услугу родине если бы он поехал бы проповедывать свои идеи в Германию. Этим бы г. Ленин оказал нам действительно двойную услугу: освободил бы нас от своей истеричной особы и накуролесил бы у врагов-немцев...
Итак господин Ленин, скатертью дорога.
Союз лжи
Один прием буржуазной печати всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и «безошибочно» действительным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь — «что-нибудь останется».
«Шумит Ленин во дворце Кшесинской, шумит вовсю»,— пишет «Речь». «Ленин говорит на митинге Модерн с крыши», — пишет ряд газет.
И все — неправда. На митинге Модерн Ленина не было. Шуметь Ленин вовсе не шумел, ибо имел один доклад перед большевиками и меньшевиками и ряд небольших статеек в маленькой газете «Правда».
Шумят капиталисты и пресса капиталистов, вот кто «шумит во-всю», стараясь перекричать, не дать выслушать правды, залить все потоком брани и выкриков, помешать деловому разъяснению».
В этом суть попытки капиталистов в данный момент, а также тех горе-социалистов, которые перешли вполне на сторону капиталистов, вроде г. Плеханова.
«Речь» сегодня в передовице особенно «государственно-важной» кричит опять против «проповеди» анархии и при этом особенно ясно побивает сама себя — для всякого, кто думает над прочитанным и услышанным.
... «Великая революция смела всю старую организацию власти» ...
Неверно. Далеко еще не всю.
«Восстановить ее может только перелом народной (в широком смысле) психологии,—лучше сказать, та новая психология, которая признает необходимость ввести и обязательность подчинения».
Вот вам, воочию, явная ложь, явный союз лжи капиталистов с гг. Плехановыми, Череваниными и Ко, кричащими об анархии.
И в науке и в практическом разговорном обиходе установлено бесспорно, что анархизмом называется отрицание государства для переходного периода от капитализма к социализму.
Что социализм ведет к «отмиранию» государства, — этому учит марксизм, этого не могут не знать объединившиеся на лжи Милюковы, Плехановы, Череванины и т. д.
Отрицают ли правдисты или Ленин необходимость государства теперь?
необходимость «организации власти»?
«обязательность подчинения ей»?
Все грамотные люди, кроме союза лгунов, прекрасно знают, что нет.
Яснее ясного сказала и повторила и «Правда» и Ленин, что все мы безусловно за необходимость государства и организации власти не только в данное время, оно этой поездки не допустит, не выдаст паспортов, не даст мест на пароходах и т. д.).
Выяснив эти обстоятельства, Независимая Рабочая Партия и Британская Социалистическая Партия на своих конгрессах самым резким образом заклеймили обман, который позволили себе господа, приехавшие к нам якобы в качестве представителей английских рабочих, и заявили, что эти лица назначены правительством представлять рабочий класс.
Дело яснее ясного. Исполн. Ком. и С. Р. и С. Д., думая, что приветствуют представителей английского борющегося пролетариата, на деле приветствовали продавшихся своему империалистическому правительству изменников социализма, агентов английский буржуазии.
Кто виноват в этой печальной ошибке? Прежде всего тот, кто фактически рекомендовал их пролетариату Петрограда, кто приехал с ними: Плеханов.
А затем была ошибка и со стороны Исп. Комитета, поскольку он до сих пор не выяснил себе, что нигде в мире нет сейчас единого Интернационала. Интернационала нет. Есть бывшие члены бывшего Интернационала, ставшие агентами своей национальной буржуазии, и есть попытки построить новый Интернационал, Интернационал революционных пролетарских масс. Исп. Ком. не хочет этого признать. А покуда он этого ясно не признает и решительно не отмежуется от старого, мертвого Интернационала, до тех пор он постоянно будет оказываться игрушкой в руках «социалистических» агентов английской, французской и всякой другой буржуазии.
Пускай скверное происшествие с английской и французской делегациями послужит ему предостережением.
Ю. Каменев
Приветствия Ленину
Из Омска
Уважаемый товарищ Ленин!
Получив сведения о Вашем возвращении в Россию, мы приветствуем Вас как стойкого и неустанного борца на поприще защиты интересов российского и международного пролетариата.
Ланчхуты
Приветствуем товарища Ленина и желаем ему держать знамя социализма так же высоко, как до сих пор.
Ленинградская группа большевиков.
Еще по теме:
К вопросу о Ленине и его пропаганде
Революция. Жалобы на Ленина (апрель 1917 г.)
Ленин и Плеханов (апрель 1917 года)
Что говорят и пишут о Ленине (апрель 1917 года)
О Ленине. За и против (апрель 1917 года)
Ленин о войне и отношении к ней Временного правительства и Плеханова (апрель 1917 г.)
|