Война. Поезд железной дороги с войсками прусского ландвера
Новейшие известия с театра войны
— По словам «Силезской газеты», командующий гессен-дармштадтской кавалерийской бригадой, генерал-майор Шлотгейм назначен начальником генерального штаба армии наследного принца саксонского.
***
— 25 августа, вечером, близ Шато-Тьерри показались прусские разъезды. В Пионе формируется новая армия, в 150,000 человек, преимущественно старых солдат. Французское военное начальство предписало затопить окрестности Меца».
***
— Из Базеля пишут во «Франкфуртскую Газету», что 26 августа, немецкий отряд в 2,000 человек, находился уже в Маркольсгейме, в двухчасовом расстоянии от Кольмара. Этим подтверждается занятие немцами и Верхне-Рейнского департамента.
Всемирная иллюстрация, № 87 (29 августа 1870 г.)
***
— Из Паньи, близ Туля, пишут, от 12 (24) августа, в венскую газету «Nеuе Frеiе Рresse»:
«Туль обложен немецкими войсками в продолжение десяти дней. Гарнизон Туля состоит из 6,000 человек, т. е. 2,000 человек линейной пехоты и 4,000 национальной гвардии. Город обложили 12,000 немцев; на юге и западе от города расположились пруссаки, на севере и востоке—баварцы. Бивуаки их расположены на три мили в окрестностях города».
***
Бар-ле-Дюк, 14-го (26-го) августа, пополудни. (Официально). Небольшая крепость Витри сдалась вчера утром. Здесь найдено 16 орудий.
Два батальона подвижной гвардии, заблудившись на дороге, были рассеяны прусской кавалерией; 17 офицеров и 850 солдат взяты в плен. С прусской стороны майор Фризен ранен опасно и ранены еще три солдата.
***
Париж, 15-го (27-го) августа. В публичном вчерашнем заседании, Ординер (депутат крайней левой стороны) поднял бурю вопросом:
«удовлетворит ли господин Бонапарт страну за вторжение врага?»
Заседание палаты в тайном комитете тоже прошло бурно. Объяснения министров обнаруживают, что правительство занято больше династическими, чем национальными интересами. Генерал Трошю не был допущен в заседание комитета, так как граф Паликао сказал, что он единственный глава.
***
— В газету «Independance Belge» сообщают из Парижа, что вчера было снова арестовано 1,500 лиц, между которыми находится много республиканцев, социалистов и осужденных прежде на лишение свободы журналистов.
Император Наполеон, как уверяют там же, намерен укрепиться в Бурже, чтобы в случае надобности отступить туда с правительством и войсками.
***
— По словам «Кreuz Zeitung», отдан приказ о сформировании трех новых резервных армий: одной на Рейне, под начальством великого герцога Мекленбургского, второй у Берлина, под начальством Канштейна и третьей у Глогау, под начальством Левенфельда.
***
— Министр внутренних дел сделал сообщение, не ручаясь за его достоверность, что прусские войска, стоявшие на Обе, как кажется, приостановили свое движение и отступают к Сен-Дизье. Неприятель показался у ворот Реймса. Отряды прусской пехоты и обоза приходят через Люневель и Байон.
***
Лондон, 16-го (28-го) августа. Газета «Оbsеrver» говорит, что, по имеющимся у нее сведениям, Франция в случае победы рассчитывала предложить следующие условия мира: уступку каменноугольных округов, Саарбрюкена и Саарлуи Франции; уплату всех военных издержек, уменьшение Пруссии до границ 1848 года и восстановление Рейнского союза.
***
Берлин, 17-го (29-го) августа. (Официально).— По новейшим известиям, французские генералы Фроссар и Бурбаки ранены.
Из главной квартиры извещают от 28-го августа, что вчера произошла победоносная схватка между 3-м саксонским кавалерийским полком, одним эскадроном 18-го уланского полка и батареей Цвинкера с нашей стороны, и шестью эскадронами стрелков со стороны французов, недалеко от Бюсанси. Командовавший французскими солдатами ранен и взят в плен.
***
Карлсруэ, 17-го (29) августа. Здешняя «Официальная Газета» извещает:
Страсбургский епископ сделал попытку к примирению; он вышел из крепости и приехал в Шильтихгейм, где подполковник Лещинский, начальник баденского главного штаба, вел с ним переговоры. Епископ находил бомбардирование противным международному праву; его мнение было опровергнуто. Затем он просил, чтоб было позволено населению Страсбурга оставить город, в чем ему было отказано. Наконец он просил приостановления военных действий в продолжение 24-х часов, на что получил согласие, под условием если через час от губернатора получится известие о его готовности вступить в переговоры. Сей последний был приглашен осмотреть работы атаки.
На возвратном пути, хотя подполковник Лещинский сам носил знамя парламентера, по нем открыт был настоящий беглый огонь; знамя пробито нулями. Попытка к посредничеству не имела успеха.
***
Берлин, 18 (30) августа, 9 час. 57 мин. вечера. Из Бюзанси получено следующее известие:
«При Бомоне армия Макгона была атакована нами, разбита и отброшена назад к бельгийской границе. Лагерь французов захвачен нами, мы преследовали его на несколько миль, но преследование было прекращено, вследствие наступления темноты. Число захваченных пушек и пленных еще необозримо, вследствие большого пространства поля битвы.
***
— Из Варенна, от 18 (30) августа, (Официальная депеша). В два с половиною часа ночи сообщают:
«Железная дорога из Тионвиля в Париж была прервана в эту ночь отрядами германских войск в двух местах, между Тионвилем и Мезьером».
***
— 19 (31) августа, в полдень. Вчера происходило здесь собрание вожаков всех партий, созванное первым бургомитром Зейделем и депутатами Лёве-Кальбе и Урну. Собрание единогласно вотировало воззвание к германскому народу, приглашая его подписать адрес королю.
В адресе этом высказывается беспокойство, вызванное слухами об иностранном вмешательстве с целью ограничения вознаграждения за понесенные пруссаками потери.
«Германия—говорится в адресе—должна одна распоряжаться развитием своего благоденствия. Народ возобновляет просьбу твердо держаться до той минуты, когда мудрости короля удастся, устранив всякое иностранное вмешательство, создать положение, лучше прежнего могущее упрочить миролюбивые отношения к соседнему народу, которые послужат основанием единству и свободе всех германских государств и оградят их от всех распрей».
***
Берлин, 19 (31) августа, среда. Король прислал королеве следующую телеграмму:
«Вареннь, 18 (30) августа, в 3 ч. 30 м. пополудни. Вчера мы имели победоносное дело, в котором участвовали четвертый, двенадцатый (саксонский) и первый баварский корпуса. Мак-Магон разбит и от Бомона отброшен чрез реку Маас до Мезона. В наши руки достались двенадцать пушек, несколько тысяч пленных и очень много другой добычи. Потери наши умеренные. Я немедленно возвращаюсь на поле битвы для того, чтобы пользоваться плодами победы. Да будет милость Господа Бога к нам и на будущее время, как она была доныне.
Вильгельм.
***
***
Париж, 31 августа (12) сентября, понедельник. «Официальная газета» сообщает, что Тьер сегодня вечером отправится с поручением в Лондон и затем поедет в Петербург и в Вену.
Из известий полученных министерством видно, что пруссаки должны были вступить сегодня ночью в Мо и Мелен.
***
Париж, 31 августа (12) сентября, понедельник. Пруссаки потребовали сдачи Суассона, но комендант отвечал, что он предпочитает взорвать на воздух вверенную ему крепость.
***
— В «Официальном журнале» сегодня объявлено, что Кремье назначен уполномоченным правительства в Туре.
Французский посланник во Флоренции, барон Маларе, отозван от этого поста. Бывший посланник, Сювар, отправлен с чрезвычайным поручением к королю итальянскому.
Все военные французские подданные, находящиеся на службе в иностранных государствах, получили приказание, без исключения, немедленно возвратиться во Францию.
Прусские уланы вчера появились в Провене. Прусские войска вчера вступили в Карлепон и Лаваль.
***
В «Крестовой газете» сегодня пишут:
«Если бы мы пожелали ныне признать новое парижское правительство, то завтра мы должны были бы войти в сношения с Рошфором, после завтра с комитетом рабочих, затем опять с бонапартистами и так далее. В настоящее время, согласно с постановлениями государственного и международного права, для Германии правильное, признанное правительство Франции есть правительство императора Наполеона, а Фавр с своими товарищами как представители правительственной власти вовсе не существуют для Германии».
***
— В газете «Вritish Medical Journal» сообщают, что профессор Прескотт Юитт, врач больницы св. Георга в Лондоне и член королевского хирургического общества, был недавно приглашен на консультацию к бывшему императору французов. По мнению этого доктора, страдания пузыря и предстательной железы, вместе с физическим и умственным утомлением последнего времени, довели Людовика Наполеона до такого состояния, что каждую минуту можно ожидать печального исхода.
Впрочем, смерть бывшего императора французов не может уже в настоящее время иметь никакого влияния на ход событий и едва ли способна произвести хотя какое-нибудь впечатление на публику.
***
— В газете «Dаnziger Zeitung» помещено письмо офицера 1-го прусского корпуса, из лагеря близ Гоуа (к востоку от Меца):
«10 (22) августа. Мец совершенно окружен семью корпусами. Круг замкнут вчера рано утром, и мы стоим на правом берегу Мозеля, близ дороги в Тионвиль. Так как позицию, вероятно, придется занимать несколько недель то для лагеря приняты обширные меры. Мы уже два дня строим бараки из дерева, соломы и ветвей. Соседние деревни поставляют двери, окна и проч. Эти пестрые хижины производят странное впечатление. Каждая такая хижина - смесь голубятни с собачьей конурой, заключает в себе помещение на два, на три человека. Хижины эти построены правильными рядами и между ними оставлены широкие улицы.
Само собой разумеется, каждая рота дала своему помещению особое название: одно называется Кенигсбергом, другое Берлином и т. д. Париж также имеется на наших бивуаках. Крепость с ее высоким фортом Сен-Кэнтэн, форты Москва, Лейпциг на левом берегу, так же, как и шанцы на правой стороне, красуются перед нашими глазами. Шанцы только теперь вооружаются крепостными орудиями: кажется, до сих пор в них помещались только полевые орудия. В хорошую подзорную трубу ясно видно, как орудия одно за другим появляются на валах.
Здесь всего в избытке. Продовольствие в течение этого похода блистательное, гораздо лучше, чем в 1866 году. Мы ни разу еще не чувствовали ни голода, ни жажды. Мяса, вина и хлеба совершенно достаточно. Мы устроили кругом Меца телеграфное сообщение; даже имеется в виду, в скором времени, прием частных депеш. Мы построили также и железную дорогу, соединяющую две железнодорожные линии, идущие через Мец. На этот раз все великолепно и не так хлопотливо, как во время короткого похода в Австрию».
***
— На днях из Марселя и других приморских городов отправилось более 500 судов в Алжир, чтобы привезти оттуда войска во Францию. Один французский фрегат привез в Шербург прусский фрегат и три прусские торговые брига. От Леррах до Оффенбурга выставлен сильный кордон баденской и баварской пограничной стражи и ландвера, так как есть основание опасаться, что французские волонтеры, хорошо вооруженные и предводительствуемые искусными начальниками, перейдут Рейн. Из БельФорта приехали на днях в Мюльгаузен 300 волонтеров.
***
— Из Флоренции сообщают, от 20 августа (1 сентября), что из Италии отправлено во Францию значительное число ружей. На днях отправлено на кораблях, с генуэзского берега, 120 ящиков со штуцерами, сработанными по системе Мартини.
***
— Военный корреспондент газеты «Nеuе Frеiе Рresse» пишет, что, при открытии военных действий, общая числительность трех немецких армий простиралась до 612,000 чел., и что действительно в строю находилось 438,000 чел. пехоты и 56,000 кавалерии. Из этих войск одна баденская дивизия была оставлена пред Страсбургом и в Эльзасе.
Несмотря на потери, понесенные по открытии военных действий, последовательно прибывавшие из Германии подкрепления усилили, по крайней мере на 95.000 чел. числительность действующих армий и нельзя полагать, что она будет менее 515,000 чел. в то время, когда главные силы немцев сосредоточатся у Парижа.
К этим цифрам следует еще прибавить более 100.000 чел. войск свежих, которые также перешли французскую границу. Эти войска суть: гвардейский ландвер и 1-я резервная дивизия, всего 24,000 пехоты и 2,000 кавалерии, присоединенные к баденскому корпусу генерала Вердера, в Эльзасе; — 3-я резервная дивизия, под начальством генерала Куммера, силой в 17,000 чел.;—4-я дивизия ландвера, 10,000 чел., принадлежащая к составу войск, осаждающих Мец;— резервный корпус великого герцога Мекленбургского, в состав которого входит 17-я пехотная дивизия и 2-я дивизия ландвера, и который сначала был предназначен для охранения германского побережья. Числительность этого корпуса простирается до 28,000 чел. К этому надо прибавить войска ландвера Магдебурга и Тюрингии, силой в 10.000 чел.
Таким образом, в настоящее время, наличная числительность немецких армий, действующих на французской территории, доходит до 615.000 чел., с 1,600 полевых орудий.
Независимо от сего, армия Северо-Германского Союза располагает 140 батальонами ландвера, из которых формируются резервные корпуса у Берлина и Глогау. Между прочим, формируются четвертые батальоны всех полков из конскриптов, еще не призывавшихся на службу, контингента 1870 г. и конскриптов последнего года, числительность которых превосходит цифру установленного кодового контингента.
Если присоединить сюда войска, остающиеся еще свободными в южной Германии, именно, виртембергскую бригаду, четвертые батальоны баварских полков и 48 баталионов ландвера, то получится цифра в 250,000 чел., которых Германия может выставить в помощь армиям, сражающимся во Франции.
Всемирная иллюстрация, № 88 (5 сентября 1870 г.)
Еще по теме:
Вести о войне между Францией и Пруссией
Вести о войне между Францией и Пруссией. Войска сторон
.............................
Вести о войне между Германией и Францией. Потери, ранения, лазареты
Новейшие известия с театра войны (конец августа 1870 г.)
Новейшие известия с театра войны (1-7 сентября 1870 г.)
|