nik191 Четверг, 21.11.2024, 18:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2020 » Август » 15 » Новейшие известия с театра войны. Граф Бисмарк о седанской катастрофе
05:14
Новейшие известия с театра войны. Граф Бисмарк о седанской катастрофе

Война. Перевозка раненых с поля сражения при Седане

 

 

 

Новейшие известия с театра войны

 

 

Париж 27 августа (8 сентября) 1870 г.

 

 

— Граф Бисмарк прислал королю любопытное донесение о событиях, предшествовавших седанской катастрофе и сопровождавших ее. Мы опускаем в этом донесении те подробности, которые известны уже, но приводим целиком остальные места его:

«Доншери, 2 сентября. После того как я прибыл сюда вчера, по приказанию вашего величества, для участия в переговорах о капитуляции, переговоры эти были прерваны до часа ночи, потому что генерал Вимпфен просил дать ему время на размышление, узнав от генерала Мольтке, что мы требуем безусловной сдачи, и что бомбардирование возобновится в 9 часов утра, если до того времени не будет подписана капитуляция.

Сегодня в 6 часов утра ко мне явился генерал Рейль, известивший, что император желает со мной повидаться и уже выехал с этой целью из Седана. Я поехал к нему навстречу и, при свидании с ним, убедился, что главная цель его—выговорить возможно выгодную капитуляцию для своей армии. Но я с самого начала уклонился от переговоров об этом предмете, сказав, что этот чисто военный вопрос должен быть порешен между генералами Вимпфеном и Мольтке.

Я спросил только императора, расположен ли он вступить в переговоры о мире? Он отвечал, что, как пленный, он не может этого сделать, и на вопрос мой, кто, по его мнению, должен быть теперь представителем государственной власти во Франции, он указал на учрежденное в Париже правительство.

По выяснении этого пункта, не выясненного во вчерашнем письме императора, я не скрыл от него, что настоящая минута еще не имеет никакого практического значения, кроме военного, и что сдача Седана необходима для нас, как материальный залог, который обеспечил бы за нами результаты наших побед.

Я и генерал Мольтке уже вчера вечером всесторонне обсудили вопрос, возможно ли, без нанесения ущерба немецким интересам, предложить более благоприятные условия для чести храбро сражавшейся армии. По зрелом обсуждении, мы решили этот вопрос в отрицательном смысле, и поэтому, когда генерал Мольтке поехал передать вашему величеству о желаниях императора, он не имел намерения ходатайствовать об исполнении их.

Вслед затем император вышел из дома и пригласил меня присесть с ним у ворот. Он спросил меня, нельзя ли пропустить французскую армию через бельгийскую границу—с тем, чтоб обезоружить ее и водворить на бельгийской территории. Но и этот вопрос был уже решен накануне в отрицательном смысле между мной и генералом Мольтке, на основании тех же вышеуказанных причин.

В разговоре с императором, я не затрагивал политического положения дел: с своей стороны и он также коснулся его лишь настолько, чтоб выразить свое сожаление о бедствиях войны и объявить, что он лично не желал ее, но был вынужден к ней общественным мнением Франции.

Между тем рекогносцировка, произведенная в окрестностях офицерами генерального штаба, открыла нам, что близ Френуа находится замок Бельвю, удобный для помещения в нем императора и еще не занятый ранеными. Я сообщил об этом императору, сказав, что я предложу вашему величеству приехать для свидания с ним в этот замок, и предложил ему немедленно перейти туда, так как он нуждался в покое, а помещение в бедном крестьянском доме было неудобно. Император согласился, и я проводил его в Бельвю, под прикрытием почетного конвоя из лейб-кирасирского полка вашего величества.

Тем времен прибыли из Седана императорские экипажи и свита, выезд которых из этого города считался до той минуты небезопасным. Приехал также и генерал Вимпфен и, в ожидании возвращения генерала Мольтке, возобновил прерванные накануне переговоры о капитуляции с генералом Подбельским, в присутствии подполковника Верди и начальника штаба генерала Вимпфена, которые вели протокол.

Я принимал участие лишь в начале, объяснив политическое и юридическое положение дел, на основании данных, указанных мне самим императором; тем временем генерал Мольтке прислал ко мне графа Ностица, сообщившего мне, что ваше величество согласны видеться с императором лишь по заключении капитуляции. Известие это отняло у французских генералов всякую надежду на достижение других условий.

Я поехал в Шерери, чтоб сообщить вашему величеству о происшедшем, и дорогой встретил генерала Мольтке, с утвержденной вашим величеством капитуляцией, в том самом виде, в каком она была составлена нами в Френуа. Поведение генерала Вимпфена, равно как и других французских генералов, было в эту ночь исполнено достоинства; этот храбрый офицер не скрывал от меня глубокого огорчения, с которым он видел себя поставленным в необходимость подписать столь унизительную для французского оружия капитуляцию, спустя два дня по приезде своем из Африки и 12 часов по принятии начальства над армией.

Но недостаток продовольствия и военных припасов и полнейшая невозможность далее защищаться предписывали ему, как генералу, заглушить свое личное чувство, так как дальнейшее кровопролитие ничего не могло бы изменить в положении дел. Наше согласие освободить офицеров на честное слово было принято с живейшей признательностью, как доказательство намерения вашего величества щадить чувства храброго войска, насколько позволяют это наши политические и военные интересы.

Генерал Вимпфен выразил потом эту признательность и в письме своем к генералу Мольтке, которого он благодарил за его деликатный образ действий во время переговоров».

«Бисмарк».

 

***

 

Французские пленные

 

— В одной прусской официальной телеграмме, из главной квартиры в Мо, от 5-го (17-го) сентября, сообщаются следующие данные о потерях французов:

«В Седане взято в плен 39 генералов, 230 штаб-офицеров, 2,095 субалтерн-офицеров (исключая 500, отпущеных на честное слово и главных военных начальников, которые прямо приедут по железной дороге) и 84,433 солдата. В битве взято в плен, по меньшей мере, 28,000 человек, 5,000 бежало в Бельгию, 20,000 убито и ранено; всего около 137,000 человек.

***

—    Из Берлина сообщают, что перевозка седанских пленных в Германию окончилась: 39,500 человек перевезены чрез Нанси и Виссамбург, и 42,000 чрез Саарбрюкен.

***

— Из военной добычи, взятой в Седане, на долю Баварии досталось: 91 полевое орудие, 20 митральез, 49 крепостных орудий, 345 фургонов, 15,660 шаспо, 2,850 других огнестрельных орудий, 730 кавалерийских сабель, 470 кирас, 264 копья, около 500 центнеров пороху и различные амуничные принадлежности.

***

— По словам берлинского официального «Государственного Указателя», от 12 (24) сентября, число взятых в плен французов и различных трофеев в эту войну до занятия Лаона было следующее: 1 маршал, 39 генералов, 3,250 офицеров, 104,750 (и 14,000 раненых в Седане) солдат, 10,280 лошадей, по крайней мере, 56 орлов, 102 картечницы, 960 полевых крепостных орудий, более 400 повозок, множество понтонных парков, магазинов, железнодорожных поездов, а также почти неисчислимое количество запасов оружия, военных снарядов, предметов вооружения и обмундирования, фуража и провианта.

***

—    Император Наполеон, напрасно «искавший смерти» при Седане, едва не нашел ее совершенно невольно на прошедшей неделе. Вследствие холодной погоды последних дней, комнаты Вильгельмсгее нагреваются паром; вдруг одна из труб лопнула и жители Вильгельмсгее едва не задохлись. Несчастье было во время открыто и опасность устранена.

***

—    Из Мезьера пишут в газету «Есho du Luxembourg», что вольные стрелки северного департамента взяли в плен, между Седаном и Бульоном, экипаж с прусскими депешами и денежной сумкой в 250,000 фр. Кроме того, они захватили 4 пленных. И люди, и вещи доставлены в Мезьер.

 


Всемирная иллюстрация, № 88 (5 сентября 1870 г.)

 

 

Еще по теме:

 

Вести о войне между Францией и Пруссией

Вести о войне между Францией и Пруссией. Войска сторон

.............................

Новейшие известия с театра войны (1-7 сентября 1870 г.)

Новейшие известия с театра войны. Граф Бисмарк о седанской катастрофе

Новейшие известия с театра войны. Капитуляция Страсбурга

 

 

 

Категория: Франко-прусская война | Просмотров: 268 | Добавил: nik191 | Теги: война, Пруссия, Франция, 1870 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz