Русский железнодорожный отдел на всемирной выставке в Париже
На всемирной парижской выставке
(От нашего корреспондента)
Русский железнодорожный отдел
Во дворце гражданского инженерного дела, втором с правой стороны Марсова поля, находится довольно обширный русский отдел путей сообщения. Отдел этот устроен т. с. В. М. Верховским с помощниками гг. Мангуби и Редель; шоссейная, речная и морская часть организована проф. Вознесенским и г. Арбеневым, а железнодорожная—инженером А. А. Абрамсоном в сотрудничестве с инженером Г. Скуневским.
В нижнем этаже дворца главные русские реки и торговые порты представлены на 26 панно при помощи планов и фотографических снимков, в добавок к которым имеется коллекция изданий на русском и французском языках и модели молов, дамб и землечерпательных машин. Отдел статистики и картографии министерства путей сообщения выставил различного рода книги и документы, относящиеся к шоссейным дорогам, судоходным рекам и морским портам; далее, училища этого ведомства прислали работы своих учеников, и, наконец, здесь устроена техническая читальня, где находятся различные железнодорожные издания, труды русского технического общества по железнодорожной секции и технические журналы: "Журнал министерства путей сообщения", „Вестник Технологов“, „Инженер", „Железнодорожное Дело" и др.
Но содержательнее всего собственно железнодорожный отдел. Экспонаты по этому отделу выставлены главным образом в верхнем этаже дворца, в особой галерее, украшенной двумя замечательными художественными произведениями работы молодых русских художников — Изенберга и Аронсона.
Первый мастерски написал большое панно, которое символически указывает роль русской дороги — соединять Европу с Азией: поезд мчится по длинному железнодорожному виадуку, который прорезывает с одного конца зимний пейзаж Европейской России, а с другого— вводит в теплый край Порт-Артура. Аронсон вылепил чудную скульптурную группу, которая символизирует сухопутные и водяные сообщения; это замечательно удачное произведение украшает центральный клуазон отдела.
Многочисленные карты и диаграммы показывают рост железнодорожного дела в России. Десять лет тому назад длина нашей железнодорожной сети равнялась 27,458 верстам, из которых казенных железных дорог было только 6,470 верст—т. е. 23,6 %; остальные же 20,987 верст, или 76,4%, находились в заведывании 42 отдельных частных обществ. В настоящее же время (к 1 января 1900 г.) сеть русских железных дорог, открытых для общего пользования (не считая, однако, железных дорог местного значения и узкоколейных) составляет 45,З81 в., из них лишь 13,803 в. принадлежат 9 частным обществам, а 31,578 в, т. е. около 70% составляют сеть казенных железных дорог.
Россия может также гордиться улучшением подвижного состава своих железных дорог; кто ездил по Европе, тот знает, что если русские вагоны и не всегда представляют последнее слово комфорта, то они все же значительно превосходят вагоны французские, итальянские и испанские. У нас даже вагоны III класса устраиваются с спальными местами без добавочной платы, а во Франции во многих курьерских поездах даже пассажиры I класса не могут ни за какие деньги достать себе на ночь спальные места, за крайней ограниченностью отделений с постелями.
В верхнем этаже дворца инженерного дела выставлены модели вагонов, станций, мастерских, мостов, элеваторов. а также чертежи, планы и фотографии. Здесь есть коллекции строительного материала; представлено устройство нефтяного отопления. Всего больше, разумеется, экспонатов казенных железных дорог. Главное управление выставило модель вагонных мастерских Александровского завода, Николаевской железной дороги с металлическими стропилами пилообразной системы проф. Ясинского, модели нефтекачки и водокачки шпалопропиточного завода; оно прислало оригинальные форсунки употребляемых в России систем Ургардта, Допилина, Швардовского и Беликова, особые маслянки инженер-технолога Михина, прибор для контроля состояния пути Онуфровича, электрический указатель уровня воды в баках системы Андерса, а также русские изобретения, клонящиеся к обеспечению безопасности движения: электроблокировочный аппарат с жезлами Зееста, аппарат жезлоключевой системы Соколова, электрический „семафороповторитель“ Андерса, аппараты К. Кайля. Оно же выставило манекены, которые забавляют „большую“ публику: главного кондуктора в зимней и летней форме, младшего кондуктора, старшего стрелочника и начальника станции — юго-западных железных дорог.
Однако, самые значительные экспонаты управления казенных железных дорог находятся не здесь, а в особом отделении всемирной выставки, устроенном за городом—среди Венсенского леса. Там на грандиозной международной станции два пути занимают русские вагоны, паровозы и дрезины. Паровозов два—пассажирский быстроходный и товарный. Вагонов—целых девять. Из них два вагона пассажирских III класса, один I класса и один вагон-салон. Последний предоставляется при специальных заказах частным лицам для дальних путешествий, по особому тарифу, с какой-либо станции московско-курской, нижегородской или муромской ж. д.
Спальных мест в нем шесть для пассажиров и три для прислуги. Уборная с ванной и умывальником; освещение электрическое от аккумуляторов. В вагоне размещены приспособления, впервые примененные в сибирском поезде: душ, охлаждение воздуха летом и освежение зимой, водяное отопление, регулируемое в каждом отделении с притоком свежего подогретого воздуха, приспособление для тушения пожара. Вагон I класса представляет нормальный тип, принятый на курьерских поездах юго-западных жел. дор. Отделений в нем шесть, спальных мест 20—для всех двадцати пассажиров вагона, две уборные; отопление водяной системы Леонова; освещение электрическое системы Стока. Оба вагона III класса снабжены спальными приспособлениями для всех пассажиров, по числу мест — в три яруса; 62 места в одном и 56 в другом.
Один из них приспособлен для перевозки тяжело раненых в военное время, при помощи станков системы Кригера. Отопление водяное, освещение ацетиленовое по системе Моргулиса. Интересен дальше вагон-библиотека, снабжающий книгами служащих на линиях юго-западных ж. д. В нем имеется отделение для библиотекаря; отопление водяное, освещение свечное. Другие вагоны представляют собой вагон центрального отопления (с котлом, который соединен при посредстве труб с другими вагонами), вагон для перевозки молочных продуктов и два вагона-цистерны.
Официальное открытие русского железнодорожного отдела состоялось в присутствии главного комиссара князя Тенишева и его супруги, представителя французского министра публичных работ, директоров некоторых французских железных дорог, инженеров, членов жюри, представителя русской и французской прессы. Объяснения давали в качестве представителей министерства путей сообщения инженеры Р. М. Верховский и А. А. Абрамсон. После объяснений французские и русские инженеры обменялись у прекрасно сервированного буфета тостами.
Перед уходом желающим из приглашенных давалась целая библиотека книг и брошюр, присланных министерством и отдельными железными дорогами на выставку — на русском и французском языках. Из этих изданий некоторые представляют большую ценность, как напр.капитальный труд г. Верховского: „Исторический обзор развития железных дорог в России" и издание отдела статистики и картографии министерства путей сообщения — русских железных дорог и водяных сообщений, на французском языке. Для специалистов эти книги—богатый источник справок, но и для всякого образованного человека они представляют очень интересное чтение.
Париж, конец августа.
Е. Дмитриев.
Огонек, №34, 4 (17) сентября 1900 г.
Еще по теме
Современное состояние работ на Всемирной выставке в Париже
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 1
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 2
Россия на всемирной выставке в Париже. Часть 1
..............................................
На всемирной парижской выставке. Забавы и развлечения
На всемирной парижской выставке. Русский железнодорожный отдел
На всемирной парижской выставке. Посетители
|