Здание Румянцевского и Публичного музеев в Москве
Москва в XIX столетии
(Продолжение)
XXIX.
Открытие Публичного и Румянцевского музеев
С наступлением нового 1862 года началось второе тысячелетие существования нашего отечества. Истинно русские люди, в подавляющем большинстве, всеми силами души продолжали сочувствовать великим начинаниям Императора Александра Николаевича; но некоторая часть общества, под влиянием различных заграничных подпольных листков, старалась взволновать умы народа, возбуждая, обсуждая и решая общественные вопросы в самом превратном смысле.
Переход этих злонамеренных людей от слова к делу ознаменовался рядом пожаров, возникших в северной столице, не миновавших и нашей Белокаменной, распространившихся по многим губерниям и принявших поистине ужасающие размеры.
При таком положении дел, не пав духом и отдав самые энергичные приказания к прекращению постигшего несчастья, Государь, тем не менее, не счел возможным ехать для летнего отдыха ни за границу, ни в Крым. Вместо той и другого Император Александр Николаевич посетил Новгород, где присутствовал при торжественном открытии памятника «Тысячелетия России»; затем, с Государыней и всей Царственной семьей, он осчастливил своим посещением и нашу первопрестольную столицу.
Здесь, вскоре по прибытии, в половине ноября, состоялся Высочайший прием московского дворянства и депутаций смежных с Московской губерний. Прием этот отличался необычайной торжественностью.
Спустя неделю, Их Величества приняли в Кремлевском дворце мировых посредников, городских голов уездных городов, волостных старшин и сельских старост из временно-обязанных крестьян Московской губернии.
Выйдя к собравшимся, Государь и Императрица милостиво приняли от них хлеб-соль. Обойдя их и удостоив некоторых своего благосклонного разговора, Государь обратился к мировым посредникам с краткой речью, в которой высказал свою уверенность, что они вполне оправдают его надежды и выполнят добросовестно и беспристрастно лежащие на них обязанности. Затем, выйдя на средину залы, Его Величество подозвал к себе крестьян.
„Я рад вас видеть,—сказал им Государь. — Я дал вам свободу, но, помните, свободу законную, а не своеволие. Поэтому Я требую от вас прежде всего повиновения властям, мною установленным... Не слушайте толков, которые между вами ходят, не верьте тем, которые будут вас уверять в другом, а верьте одним Моим словам. Теперь прощайте, Бог с вами!"
В шестинедельное пребывание свое в Москве Их Величества выказали жителям ее самое милостивое расположение. Ряд великолепных балов дан был в Кремлевском дворце; Император и Императрица удостаивали своим посещением торжества и праздники, которые устраивались в честь их в знатнейших домах столицы; Государь милостиво принял участие в предложенной ему московским охотничьим обществом охоте на медведей и лосей; наконец, день тезоименитства Наследника Цесаревича, 6 декабря, отпразднован был, в присутствии Государя, Императрицы и Его Высочества, великолепным балом, данным московским дворянством в помещении Дворянского Собрания. Только к самому празднику Рождества Христова Государь и его семья возвратились в Петербург.
В промежуток между этими двумя высокорадостными для нашей первопрестольной столицы посещениями Императора Александра Николаевича, состоялось устройство и открытие «Московского Публичного и Румянцевского музеев», занимающих в наши дни столь почетное место среди других учреждений подобного рода.
Как известно, краеугольный камень этого музея положен был знаменитым нашим канцлером, графом Ник. Петр. Румянцевым *).
*) Образованнейший и просвещеннейший человек своего времени, тонкий дипломат, деятельный покровитель ученых и страстный почитатель наук и искусств, не щадивший ни труда, ни издержек, он всю жизнь собирал сокровища, касавшиеся истории и науки, литературы и искусства.
По свидетельству митрополита Евгения, составленный им музей граф Румянцев имел намерение открыть на общую пользу, не в виде учреждения казенного, но частного, которое и предполагал надлежащим образом обеспечить в будущем. Но, к сожалению, эти планы не сбылись. Застигнутый болезнью, он внезапно скончался, не оставив относительно собранных им сокровищ никаких письменных распоряжений.
Исполнителем воли и намерений покойного канцлера явился его брат, граф С. П. Румянцев, который и пожертвовал в казну не только все драгоценные коллекции знаменитого мецената, но и два огромных дома в Петербурге, где сокровища будущего музея должны были помещаться.
Только после долгих проволочек, канцелярских запросов, рапортов и отношений, величавое здание Румянцевского музея было открыто, в 1832 году, для публики, и на античном фронтоне его засияла золотыми буквами изображенная надпись— "На благое просвещение"... Но, по воле неисповедимых судеб, музей этот и тридцати лет не просуществовал в Петербурге и перенесен был в нашу Москву. Для дальнейшего пребывания его в северной столице оказалось вдруг великое множество всяких неудобств и затруднительных условий. Судьба столь драгоценного музея, как самостоятельного учреждения, повисла на волоске...
Лишь после зрелого обсуждения вопроса о нем, в комитете министров родилась прекрасная мысль «о перенесении всех Румянцевских коллекций в Москву, для учреждения там публичной библиотеки и музея», в которых крайне нуждалась наша столица, как один из важнейших центров умственной жизни.
В мае 1861 года мнение комитета министров удостоилось утверждения Императором Александром Николаевичем. Вскоре приискано было и помещение, вполне достойное прекрасного музея.
В конце XVIII и начале прошлого столетий среди Моховой улицы, при пересечении ее со Знаменкой, обращал на себя особенное внимание дом богача Пашкова, четырехэтажный, с боковыми флигелями и бельведером, прекрасной архитектуры, построенный на возвышении, по плану знаменитого архитектора Баженова*).
*) В то время к этому зданию примыкал великолепный английский сад, с замысловатой чугунной решеткой, чистым, как хрусталь, прудом, водометными фонтанами, гротами, киосками и проч. По пруду плавали белоперые лебеди, гуси; по тропинкам же расхаживали разные редкие птицы.
Роковой 1812 год, равно как и самое время, сильно изменили внешнюю обстановку дома Пашкова. Тем не менее, и в позднейшем виде, по своему положению в центре города, на одной из красивейших возвышенностей столицы, и громадным размерам, это здание, как нельзя более, соответствовало тому назначению, для которого оно было избрано,—для помещения в нем «Публичного и Румянцевского музеев».
С переводом музея в нашу столицу, все отделы его стали быстро и значительно пополняться. Библиотека его обогатилась приобретением, после Лукашевича, богатого собрания старопечатных книг и славянских рукописей, также чрезвычайно важным архивом малороссийских актов по истории монастырей и раскольничьих поселений; в нее вошло собрание рукописей и актов исторического и юридического содержания, принадлежавших профессору Беляеву; туда же поступило, одно из богатейших в Европе, собрание Севастьянова греческих и славянских рукописей и громадной массы фотографических снимков с рукописей афонских, палестинских и проч.
Амфилада библиотечных зал в Румянцевском музее
Рядом с такими ценными приобретениями, библиотека не переставала обогащаться вкладами, которыми стремилось украсить ее усердие и просвещенное внимание частных лиц. К числу таких пожертвований относятся превосходные библиотеки А. С. Норова, князя Н. П. Голицина, графа Н. И. Панина и др.
Художественный отдел Румянцевского музея.
Картина Иванова Явление Христа народу
Основанием отдела живописи, существовавшего в Румянцевском музее лишь в зародыше, в московском Публичном музее послужило произведение знаменитого А. А. Иванова— «Явление Христа народу», пожалованное в дар музею Императором Александром Николаевичем. Вслед за этим же крупным пожертвованием, Государь изволил пожертвовать ряд картин, принадлежавших Эрмитажу, в общей сложности превышающих две сотни.
Далее художественный отдел музея стал пополняться и частными пожертвованиями. Помимо редких произведений итальянских мастеров, в него поступила целая превосходная картинная галерея любителя живописи Ф. И. Прянишникова, собравшего художественные работы всех замечательных представителей русской школы живописи со времени основания академии художеств в С.-Петербурге в 1764 г.
Коллекция эта заключает в себе 173 картины, принадлежащих кисти более, чем 80 русских живописцев.
Дашковская галлерея русских деятелей в Румянцевском музее
Рядом с этим не малое внимание останавливает на себе «Дашковское собрание изображений русских деятелей», которое насчитывает до 320 портретов, начиная с архиепископа новгородского Геннадия, 1506 г., и кончая Катковым, Пржевальским и Скобелевым, принадлежащих кисти наших известных художников—Крамского, Репина, Загорского и др.
С пополнением художественного отдела масляными картинами шло возрастание богатств по отделу гравюр и фотографий. И здесь основание положено Государем, соблаговолившим пожертвовать музею полное собрание дублетов гравюр Императорского Эрмитажа. Также немалым сокровищем следует считать дар, принесенный известным страстным собирателем гравюр, сенатором Д. А. Ровинским. По его желанию, это, единственное в своем роде, собрание, по смерти Д. А. целиком поступило в собственность музея, которому этот замечательный знаток истории гравюры при жизни постоянно помогал и знаниями, и трудами.
Любопытнейший отдел представляет собой и весьма обширный «Дашковский этнографический музей», основанный после выставки в нашей столице, в 1867 году. По окончании ее, все манекены, модели и бытовые вещи поступили в собственность нашего музея и составили при нем постоянную выставку. Коллекция ее заключает в себе свыше 300 фигур — манекенов, одетых в национальные костюмы; все они представляют собой типы племен, населяющих Россию и другие славянские земли. Для изучения их быта тут же расположен ряд моделей построек, хозяйственных и земледельческих орудий, предметов домашней обстановки, музыкальных инструментов, различных произведений искусства, определяющих степень развития их со стороны художественной.
К сожалению, рамки нашей статьи не дозволяют нам распространяться далее о сокровищах музея и вынуждают пройти молчанием многие отделы его, как — христианских древностей, зоологический, минералогический и т. п. Но как бы ни были поверхностны и несовершенны наши указания на богатства московского Публичного и Румянцевского музеев, мы позволяем себе думать, что они во многих из наших читателей—москвичей возбудят желание ближе ознакомиться с этим прекрасным учреждением и оценить по достоинству его значение для такого центра, как наша первопрестольная столица.
(Продолжение будет).
С. Знаменский.
Московский листок, Иллюстрированное приложение № 76, 30 сентября 1901 г.
Еще по теме:
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Введение
...............................
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Император Александр II и Его реформы
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Открытие Публичного и Румянцевского музеев
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Московское археологическое общество
|