Вид Москвы в начале прошлого (XIX) века
Москва в XIX веке
(Исторический очерк)
Введение
Давно цари России новой,
Оставив стольный град Москвы,
В равнинах Ингрии суровой
Разбили лагерь у Невы;
Но духом ты, Москва, не пала
И, древнею блестя красой,
Ты никогда не перестала
Быть царства нашего душой.
Твой дух в одно его скрепляет;
Любовь к отчизне, как струя,
От сердца к сердцу пробегает
По целой Руси из Кремля...
В таких замечательно правдивых и метких словах отозвался о нашей первопрестольной столице один из симпатичнейших русских поэтов, покойный Ап. Ник. Майков. Действительно, признавая ее за представительницу святой Руси, величая ее приветливыми и ласковыми прозвищами, — то святой, то златоглавой, то белокаменной, то матушкой,— весь русский народ питает к ней истинное и глубокое сыновнее благоговение.
Еще мудрая Императрица Екатерина называла Москву Русским миром, а Наполеон выразился о ней:
Столица ваша—Москва, а не Петербург, который ничто иное, как резиденция Государей.
Все это правда. Здесь святыня отечества, здесь почивают великие угодники и чудотворцы, теплыми своими молитвами заступники родины пред престолом Всевышнего. Тут же родина Великого Петра и колыбель Царя-Освободителя, имя Которого красуется на самых светлых страницах летописей всего мира. Здесь все Государи наши приемлют прародительский венец свой и миропомазание на царство, а верноподданный народ их в эти торжественные и великие минуты воссылает к Богу особенно горячие молитвы за долгоденственное и благополучное царствование своих Венценосных Вождей.
Тут же Великие Князья и Цари в важнейшие исторические минуты родного края являлись пред народом с своим мощным и властным словом, призывая его для решения государственных вопросов первостепенной важности, или для спасения отечества.
Отсюда «первоначальник русской славы», Дмитрий Донской, устремился с своими дружинами в смертельный бой с Мамаем; здесь знаменитый собиратель земли Русской, Иоанн III Великий, растоптал басму Ахмета, а покоритель татарских царств, Иоанн Грозный, объявил поход для покорения Казани. Тут печальной исторической памяти, но мощный Годунов ревностно насаждал просвещение в государстве, а доблестный князь Пожарский спас отечество от лютого врага. Здесь же, наконец, Тишайший Царь Алексей для блага народа писал и издавал мудрые законы...
Но с появлением на троне русском «вечного Работника» —величайшего Преобразователя России, с прорубкой «окна в Европу», Москва утратила свое политическое первенство. Повинуясь неисповедимым судьбам Божиим, помня, что и ей когда-то били челом Великий Новгород, Тверь и Владимир, в свою очередь, без ропота склонилась она пред юной и щеголеватой Северной Пальмирой.
Тем не менее, перестав являть собою средоточие русской истории, уступив Петербургу право на главу России, Первопрестольная столица наша осталась средоточием родного могущества, обычаев и языка, промышленности и торговли, вообще нашей национальности, со всеми ее добродетелями и, если угодно, недостатками, осталась воистину сердцем необъятной Руси, сердцем живым и верным, чутким и отзывчивым, которое пылает искренней и беззаветной любовью к своим великодушным и добрым Царям, Помазанникам Божиим, и свято дорожит честью и славой отечества, этим «сердцем» глубоко сознаются и чувствуются наши государственные и церковные предания, с такой поражающей силой проявляющиеся в радостные ли, печальные ли моменты нашей великой родины.
По-прежнему к Москве невольно продолжали приливать все соки народные, многие отрасли промышленности и торговли. Народонаселение и богатства ее также все росли; сама она, в своих постройках и украшениях, довольно быстро шла вширь и ввысь. Как и встарь, щедрая на благие и огромные жертвы, она стала известной на весь свет своим неизменным, искренним и широким хлебосольством.
Словом, исторический дух святой Руси, ее гений продолжал воплощаться в первопрестольной столице ощутительнее и полнее, чем в каком-либо другом городе нашей бесконечной родины; этот гений, как невидимая, но могучая сила, сообщал ей значение центра всей русской духовной, «сердечной» жизни, русской мысли, русских стремлений и чувств, исконного русского быта...
Так, примирившаяся с выпавшей на ее долю «половинной» ролью, Москва прожила целых два столетия. Счастливая коронованием Государей в стенах своего священного Кремля, неизменно милостивым, драгоценным вниманием и их посещениями столицы, участием в различных торжествах и празднествах, она лишь издали, но зорко следила за совершавшимися «петербургскими действами», производила на свет всесветных героев, да давала приют опальным вельможам того удивительного, полного самых неожиданных событий времени.
Также тихо и почти незаметно для подлунного мира перешла наша первопрестольная столица и в новый, девятнадцатый век, по ошибке справленный ею годом ранее, и в шестьсот пятьдесят четвертую годовщину своего собственного существования.
Теперь, при вступлении в новое столетие, мы намерены дать нашим читателям очерки выдающихся событий века прошедшего, имевших место в Москве, иллюстрируя эти очерки соответствующими описаниям портретами и рисунками.
Едва вступила Москва в новое столетие, как вместе со всей Россией уже должна была облечься в глубокий траур, по случаю кончины Императора Павла I Петровича, в Бозе почившего в ночь на 12 марта 1801 года.
Император Павел I
Императрица Мария Феодоровна
Августейшие Дети Императора Павла I.
С камеи исполненной Императрицей Марией Феодоровной
Помещая портреты Императора Павла I, Супруги Его Марии Феодоровны и Августейших Детей Их Величеств, а также вид Москвы того времени, мы переходим к царствованию Александра Благословенного.
(Продолжение будет).
С. Знаменский.
Московский листок , Иллюстрированное приложение № 5, 14 января 1901 г.
Еще по теме:
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Введение
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Император Александр I и Императрица Елисавета Алексеевна
|