Никольский единоверческий монастырь
Москва в XIX столетии
(Продолжение)
ХХVII.
Никольский единоверческий монастырь
Страшный пожар московского Большого театра явился как бы предвестником еще более грозного пожара — войны, возгоревшейся на юге нашего отечества, которая, по степени напряженности всех народных сил и чувств, по необычайному воодушевлению, отваге и доблестным подвигам русских чудо-богатырей, может идти в сравнение разве только с вечнопамятным 1812 годом.
В самый разгар Крымской кампании, когда, по выражению Погодина,
«на севере собирались тучи, на западе раздавались бранные клики и вопли, на юге гремели уже громы, когда со всех сторон, с суши и моря, отступники Христовы грозились на святую Русь»,
—в апреле 1854 года, в нашей первопрестольной столице совершилось освящение новой единоверческой церкви во имя св. Николая, на Преображенском кладбище.
Под этим последним названием известно общежитие, основанное федосеевцами в 1771 году. Тогда в нашей столице свирепствовала чума; жители покидали дома и толпами бежали в соседние города и села. Чтобы воспрепятствовать распространению чумы, решили устроить карантины. Вызвавшись на собственный счет открыть один из таковых и при нем кладбище для погребения умерших, федосеевцы, — вернее купец И. А. Ковылин, — испросили у правительства землю, поставили заставу, построили несколько шалашей, стали задерживать всех, кто выходил из Москвы, предлагая одним полное содержание, другим--успокоение, третьим— утешение.
И. А. Ковылин — купец, основатель московского Преображенского кладбища
Разнесшийся об этом слух стал привлекать к Ковылину целые толпы несчастных. Затем он приступил к устроению общины; вместо бедных шалашей, воздвиг богатые молельни и трапезные и, по общему желанию, сделался настоятелем ее.
В желании придать общине вид иноческой обители, Ковылин ввел в ней монастырские правила общежития, в силу которых обитатели Преображенского кладбища, мужчины
и женщины, были помещены на двух особых дворах, должны были употреблять только постную пищу, носить особого рода одежду, соблюдать порядок в молельнях и трапезе и проч.
С присвоением общине федосеевцев названия «Преображенского богаделенного дома», число насельников и прихожан достигло огромной цифры. Слухи о беспорядках на кладбище вызвали ряд правительственных мер—подчинение его ведению московского попечительного совета заведений общественного призрения, а затем—ведению совета Императорского человеколюбивого общества.
В 1854 г. многие из федосеевцев выразили желание о соединении своем со св. церковью. Прошение их в этом смысле, пройдя чрез руки митрополита московского Филарета и св. Синод, удостоилось Высочайшего одобрения. В апреле того же года состоялось и торжественное освящение нашим архипастырем часовни на Преображенском кладбище, превращенной в придел во имя св. Николая Чудотворца.
Наконец, с составлением для этой общины нового устава и за передачей мужского двора «богаделенного дома» единоверцам, в распоряжении федосеевцев остался бывший женский двор. Там в настоящее время, в шести двухэтажных зданиях, занимаемых призреваемыми из беспоповцев, имеется шесть молелен; седьмая, самая обширная, стоит посреди двора. Там же имеются и две больницы для призреваемых, равно как и для приходящих больных из окрестных жителей.
Занятая устройством своих собственных, домашних дел, первопрестольная столица наша тем не менее с напряженным и неослабным вниманием следила за страшной, кровавой драмой, разыгрывавшейся на Черном море.
Еще по теме:
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Введение
...............................
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Николо-Угрешский монастырь Пожар Большого театра
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Никольский единоверческий монастырь
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Кончина Императора Николая Павловича. Император Александр II Николаевич
|