nik191 Пятница, 04.07.2025, 18:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2021 » Май » 14 » Москва в XIX веке (Исторический очерк) Николо-Угрешский монастырь Пожар Большого театра
05:17
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Николо-Угрешский монастырь Пожар Большого театра


Вид Николо-Угрешского монастыря

 

 

Москва в XIX столетии

(Продолжение)

 

XXVI.

 

Николо-Угрешский монастырь

Пожар Большого театра

 

Несколько позднее коренному преобразованию подвергся и Николаевский Угрешский мужской монастырь, живописно расположенный на левом берегу Москвы-реки, в 15 верстах от нашей столицы. Он основан в 1381 году великим князем Дмитрием Донским, по обету его пред Куликовской битвой.

Согласно преданию, находящаяся на стене часовни у св. ворот надпись свидетельствует, что здесь великому князю, когда он шел с воинством против Мамая, над высокой зеленеющей сосной, в чудном звездном сиянии, явилась икона св. Николая Чудотворца, с незапамятных времен считающегося покровителем русского войска.

Смущаемый сомнением относительно исхода войны, в. кн. Дмитрий был так обрадован этим видимым проявлением благоволения Божия, что, внезапно оживленный надеждой, воскликнул:

«Сия вся угреши сердце мое».

Одержав славную победу над врагом, во исполнение обета, благочестивый внук Калиты повелел на этом месте воздвигнуть храм во имя святителя Николая и учредить иноческую обитель, вся же близлежащая местность и речка получили с тех пор наименование «Угреши».

В течение своего долгого существования, подобно многим другим древним и богатым обителям, расположенным под Москвой, и Угрешский монастырь немало испытал бедствий в тяжкие годины для отечества, не раз видал в стенах своих полчища хищных врагов, от татар и литовцев до французов включительно.

За всем тем, в более или менее далекие от нас времена, обитель св. Николая находилась в цветущем состоянии. Этому, нужно думать, немало способствовали царские милости к ней, как основанной вблизи дворцового потешного села Острова, очень любимого и часто посещавшегося великими князьями. Но, по неизвестным причинам, начиная с прошлого столетия вплоть до сороковых годов, Угрешский монастырь пришел в упадок, дошел до такого бедного положения, что в нем иноков насчитывалось всего лишь восемь человек.

Новый период существования наступил для обители с 1850 года, именно с тех пор, как в ней явился один из преданнейших сынов церкви — известный архимандрит Пимен. Благодаря его энергии, неусыпным заботам и усердию, на помощь Угрешскому монастырю явились щедрые благотворители столицы—Пав. Матв. Александров и Пет. Ив. Куманин.

Обитель быстро обстроилась и украсилась. С переименованием же монастыря из штатного в «общежительный», в 1853 году, с привлечением других благотворителей и приобретением на средства Александрова дома в нашей столице, приносящего весьма значительный доход, обитель св. Николая приведена была мало-помалу в то блестящее состояние, в котором она находится в наши дни.

Окруженный каменной высокой оградой, в восемьсот саженей, Угрешский монастырь внутри ее заключает несколько богато украшенных храмов, скит, больницу, богадельню, народную школу, прекрасный пруд и красивый цветник; вне ее — два пруда, гостиница и странноприимный дом.

Так в мире и тиши, занимаясь устройством внутренних своих дел, воздвигая различные сооружения и благотворя щедрой рукой, дожила наша первопрестольная столица до 1853 года и совсем не чуяла бед, которые готовы были разразиться не только над нею, но надо всем нашим отечеством.

Уже самое начало года, весна, явилось какой-то черной страницей, по крайней мере в жизни русского театра. Одного за другим терял он лучших своих артистов, сначала Брянского, потом Василия Каратыгина, наконец Елену Гусеву. А еще через несколько дней, 11 марта, громаднейший московский Большой театр превратился в груду развалин. Он загорелся утром.

 

Пожар Большого театра в 1853 году

 

Немедленно собрались пожарные команды; но пламя так быстро распространилось по всем направлениям, что остановить его или ослабить не представлялось никакой возможности. Народ со всех сторон сбежался на площадь пред театром, самую пространную во всей Москве, усыпал все соседние крыши, унизал заборы, наполнил смежные улицы.

В этой огромной толпе, около самого театра, оказался и крестьянин Ярославской губернии Василий Гаврилов Марин. По ремеслу кровельщик, он возвращался с родины в Петербург; запоздав на поезд, он поневоле остался переночевать в Москве. На утро по городу пробежала, нагоняя ужас, весть, что горит махина-театр. Марин пошел посмотреть — и нашел там свою славу...

В самый разгар пожара, трое из театральных рабочих выскочили на крышу; спасаясь от огня, двое из них спрыгнули на землю и разбились до смерти; третий же колебался. Погибель и этого казалась неизбежной. Зрители обнажили головы, начали креститься.

— Господи, Иисусе Христе! Спаси его...— послышались восклицания. — Отец милосердный, помоги ему!...

Но жестокое пламя, поддуваемое ветром, по пятам гналось за несчастным. Пометавшись по крыше, он очутился на самом краю ее. Он начал креститься, порешив уже броситься вниз.

У пожарных команд не было средств, чтобы оказать ему помощь, и никто не осмелился протянуть руку помощи. Марин, выйдя из толпы, вызвался спасти погибающего. По лестнице он поднялся до капителей колонн главного входа, перелез на водосточную трубу и с нее на шесте подал погибающему веревку. Рабочий, закрепив на крыше конец веревки, спустился по ней на водосток, а затем по лестнице вниз, на землю.

 

Крестьянин Василий Марин, совершивший геройский подвиг во время пожара Большого театра в 1853 году

 

Правящий в это время царь Николай I высоко оценил подвиг бедного крестьянина из Ярославской губернии Василия Гавриловича Марина, наградив его медалью "За спасение погибавших", эта медаль хранится в музее пожарной охраны в Москве, Марину было вручено 150 рублей серебром, была опубликована статья в газете, был выпущен праздничный подарочный платок. Даже была написана и поставлена на сцене Московского театра пьеса "Подвиг Марина". Но спектакль никакого успеха у публики не имел.

 

С. Знаменский.

 

Московский листок, Иллюстрированное приложение № 66, 26 августа 1901 г. 

 

Еще по теме:

Москва в XIX веке (Исторический очерк) Введение

...............................

Москва в XIX веке (Исторический очерк) Оружейная палата

Москва в XIX веке (Исторический очерк) Николо-Угрешский монастырь Пожар Большого театра

Москва в XIX веке (Исторический очерк) Никольский единоверческий монастырь

 

 

 

Категория: Исторические заметки | Просмотров: 254 | Добавил: nik191 | Теги: 19 век, москва | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь
«  Май 2021  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz