Оружейная палата в Москве
Москва в XIX столетии
(Продолжение)
XXVI.
Оружейная палата
«Большая казна», хранилище богатств и сокровищ русских государей, искони считалась достопримечательностью Москвы.
Еще со времени Иоанна Васильевича III, богатство которого с присоединением Новгорода и Пскова сильно возросло, она занимала отдельное здание, между Архангельским и Благовещенским соборами и со всеми своими принадлежностями носила наименование «Казенного двора».
В состав его входили: собственно Оружейная палата, состоявшая под управлением боярина — оружничего; Конюшенный приказ, где хранились царские экипажи и драгоценная сбруя, под ведением боярина — конюшего, и Запасный двор, где сберегалась масса различных вещей до надлежащего их распределения и особенного требования.
Для Казенного двора все предметы — оружие, украшения, сосуды и проч.— производились постоянно в царских мастерских, которые по преимуществу славились выделкой брони и оружия на азиатский образец; оружие это, в виде подарков знатным иностранцам, ценилось ими высоко и принималось с особенной охотой; тем же оружием наши цари отдаривали и своих верных слуг, ногайских мурз, которые в каждой грамоте своей «Земледержцу величайшему и счастливейшему вольному человеку, белому царю» непременно выпрашивали жалованья «панцырей добрых, шеломов добрых, саблей, которыя секли бы железо», и проч.
Всеми мастерскими заведовали две палаты— «Государева» и «Царицына», последняя для производства работ для самой царицы и царевен.
В царствование Алексея Михайловича особенное внимание обращено было на выработку броней, с каковой целью был учрежден «Бронный московский приказ», отданный под ведение царского оружничего. Там заготовлялись брони, шлемы, панцыри и проч. воинские принадлежности, которым до Алексея Михайловича придавалась восточная форма. С введением же этим государем ратного строя, военные доспехи совершенно изменили свою форму, приняли довольно красивый и внушительный вид.
Император Петр I, преобразовав все старинные ведомства в государственные учреждения, соединил все упомянутые выше приказы в одно правление, под названием «Мастерской Оружейной палаты», и образовал, под ведением сената, присутственное место. Император же Александр I повелел в 1806 году для всех сокровищ казны и Оружейной палаты построить обширное здание, на Сенатской площади, где некогда находился дом Бориса Годунова, когда он еще не был царем, но боярином, другом и шурином государя Феодора Иоанновича.
Это здание, против Арсенала, занятое в настоящее время казармами, в свое время считалось одним из величественных в Кремле и было украшено множеством статуй и бюстов, поставленных на верху карнизов. То были все лица исторические, знаменитые — Добрыня, Ордын - Нащокин, Холмский, друг Иоанна Васильевича, боярин Артамон Матвеев, Вас. Вас. Голицын, любимец царевны Софьи Алексеевны.
Под верхним карнизом, в барельефах, расположены были различные события из истории государства российского — прием вел. кн. Владимиром послов различных вероисповеданий, подношение Владимиру Мономаху даров, покорение татар, победы над турками при Кагуле и Чесме, над шведами при Ревеле и т. под.
Однако, не взирая на обширность и красоту такого здания, оно не удовлетворяло весьма многим и существенным требованиям, главным же образом отличалось отсутствием, из опасения пожара, печей, что крайне вредно отражалось на хранившихся там сокровищах. Обратив на это Высочайшее внимание, упразднив присутствие Оружейной палаты и подчинив ее ведению президента Дворцовой конторы, Император Николай Павлович приказал построить новое здание на месте бывшего в старину Конюшенного приказа, близ Боровицких ворот. Законченное и открытое в 1851 году, оно соединяется с Императорским дворцом галереей—зимним садом.
Устроенная по всем правилам науки, Оружейная палата представляет с тех пор изумительный, единственный в своем роде музей, богатый редкими предметами древнего искусства, неисчерпаемым количеством золота и серебра, драгоценных каменьев и мехов, оружие и одежд, в особенности же достопримечательный по тем царским регалиям, которыми коронуются все государи России до последнего времени.
С. Знаменский.
Московский листок, Иллюстрированное приложение № 66, 26 августа 1901 г.
|