Храм Христа Спасителя
Москва в XIX столетии
(Продолжение)
XXIII.
Творения знаменитого архитектора К. А. Тона
По перемещении Алексеевского монастыря на Красносельскую улицу, немедленно приступили к сломке его старых зданий, находившихся вблизи церкви Всех Святых, и многих других построек частных лиц.
27-го июля 1838 года, на новоизбранном месте для храма Христа Спасителя, вблизи священного Кремля, на берегу Москвы-реки, началась кладка фундамента. Работы подвигались настолько успешно, что уже 10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка его, по проекту знаменитого архитектора К. А. Тона, одобренному и утвержденному Государем еще в апреле 1832 года.
К.А.Тон, по проектам коего построены храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец
Перед окончанием литургии в Успенском соборе, в Кремле собрались войска, придворные чины, сенаторы, генералитет и различные чины гражданского ведомства. С прибытием Государя, тотчас же началось церемониальное шествие к месту закладки храма. Во главе процессии шли инвалиды 1812 г., за ними следовали чиновники гражданского ведомства, сенаторы, генералы, участвовавшие в отечественной войне; затем многочисленное духовенство, в самых лучших облачениях, во главе с московским митрополитом; наконец, окруженный блестящей свитой, шествие замыкал на коне Император Николай Павлович, Наследник Цесаревич, много других Высочайших особ русского и иностранного дворов.
Когда процессия прибыла на место закладки, митрополит Филарет совершил обычное водоосвящение, после которого произнес молитву на основание храма и обратился к Императору Николаю Павловичу с речью.
„Благочестивейший Государь!—говорил святитель московский. — Для некоторых важных дел есть, особенная судьба Провидения Божия, по которой одному избранному дается возвышенная мысль, а другому предоставляется величественное исполнение...
Так Давид, благодарный Богу за утверждение своего царства, помышляет создать Ему храм в Иерусалиме и в сем утверждается в совещании с Нафаном. Мысль прекрасна; пророк избрал ее; пророк одобрил; однако, и два пророка не угадали судьбы Провидения, пока она им не явилась. Исполнителем мысли Давидовой Бог назначает Соломона...
Так, Александр Благословенный, благодарный Богу за спасение своего царства, помышляет создать, для священных воспоминаний и благодарных молитв, храм Христу Спасителю в столице, бывшей всесожжением за спасение отечества и возрожденной от пепла. Мысль его провозглашена; церковь благословляла начинание благословенного. Ты, единый из братий его, стоял тогда подле него; и теперь мы видим, что Тебе еще тогда указал Вседержитель исполнить священный обет державного Брата державной рукой"...
По окончании речи, Государь собственноручно положил в прежний, выдолбленный еще в 1817 году гранитный камень,—который вмещал в себе предметы закладки на Воробьевых горах, хранившиеся до этого времени в Успенском соборе, — новую крестообразную вызолоченную доску, с вырезанной на ней соответствующей надписью и две мраморные плитки с именами — Своим и Императрицы. Кроме того в тот же камень положено было несколько плиток с именами Наследника Цесаревича, великих князей, митрополита, равно как и несколько золотых и серебряных монет чекана 1839 года.
Начиная с самой закладки храма, наружные работы его производились в течение целых двадцати лет. Только в 1858 году новосозданный храм освободился от наружных лесов и представилась полная возможность судить о величии, стройности, целостности, красоте и гармонии, как в общем, так и в отдельных частях, этого замечательнейшего грандиозного здания—результата беспрерывных многолетних работ. Но сделано было далеко не все; достигнута была только половина цели. Еще оставалось совершить много внутренних работ; главным же образом, посредством многочисленных и сложных художественных исполнений, нужно было одухотворить, вложить живой смысл и содержание в этот вечный величественный памятник тяжкой, но славной эпохи в истории русского народа. И это было сделано также с блестящим успехом. Однако, на выполнение всего потребовалось еще новых слишком двадцать лет...
Храм Христа Спасителя в Москве
По общему характеру архитектуры храм Христа Спасителя напоминает древние церкви; основание его представляет собой квадрат, имеющий с каждой стороны портал; фасад одинаков со всех четырех сторон. Все здание храма увенчано пятью главами из позолоченной красной меди, из которых средняя значительно больших размеров; круглая стена последней обведена, как бы венцом, рядом изящных столбиков, соединенных арками. Внешняя сторона храма украшена двойным рядом горельефов, исполненных из русского мрамора нашими известными скульпторами — Рамазановым, бар. Клодтом и др.
В виду того, что храм Христа Спасителя, согласно воле Царя-Завещателя, должен служить памятником религиозным и вместе с тем историческим, горельефы эти представляют собой священно исторические изображения, напоминающие или имеющие аналогию с событиями приснопамятного 1812 года. При входе в храм, с западной стороны, помещено божественное изображение Христа Спасителя, окруженное небесными силами и святыми покровителями Императоров-Храмоздателей, им соименными; затем изваяния—святых заступников и молитвенников за Русскую землю; некоторых отечественных деятелей, потрудившихся для распространения и утверждения православной веры; также князей русских, положивших свою жизнь за свободу и целость нашей великой родины. Двенадцать бронзовых литых дверей, исполненных по моделям нашего знаменитого художника гр. Толстого, ведут во внутрь храма; арки и ниши их украшены также изображениями священных событий и угодников Божиих, с приличествующими надписями.
Внутри храма свод купола и все здание поддерживают четыре колоссальных столба, от расположения которых и порталов он делится на три части: собственно храм; вокруг него весьма широкий коридор, по образцу древних христианских храмов; над ним такие же пространные хоры. Стены нижнего коридора украшены мраморными досками, на которых описаны сражения в пределах России в 1812 году и в последующих годах за границей; там же занесены имена убитых и раненых в бою офицеров и нижних чинов. Первая доска содержит Высочайшее объявление о вступлении неприятеля в пределы России, а последняя передает потомству манифест о взятии Парижа, о низложении Наполеона, заключении и водворении мира в Европе.
О необыкновенной высоте здания можно судить уже по тому, что здесь, внутри собора, свободно может поместиться колокольня Ивана Великого. Рассматривая отдельно внутренние части храма, вполне соответствующие общему его благолепию, зритель поражается богатством, красотой и художественностью отделки их. Все они, по тонкости и изящности рисунков, по чрезвычайному разнообразию и сложности форм, представляют удивительный образец искусства. Но ни порфир, ни поразительная мозаика стен и полов не в силах отвлечь зрителя от исключительных красот, выразившихся в истинно-художественном творчестве.
Вся религиозная живопись исполнена здесь лучшими нашими художниками; среди множества прекрасных произведений, более двухсот, встречаются прямо образцовые. Такова живопись в главном куполе храма Маркова, Басина, Бруни, таковы образа работы Вл. Маковского, Семирадского, Верещагина, Сурикова, Сорокина и др.
В своем вполне законченном, грандиозном и великолепном виде храм Христа Спасителя предстал пред русским народом 26 мая 1883 г. в один из дней Священного Коронования в Бозе почивающего Государя Императора Александра III Александровича. На необычайно торжественном освящении и открытии его, помимо самого Государя, присутствовали Государыня Императрица Мария Феодоровна, почти все члены нашего Царствующего Дома, многие иностранные короли и принцы и европейские дппломаты.
Выполнив обет своего царственного брата, Император Николай Павлович возымел мысль о сооружении в нашем Кремле царского чертога, вполне достойного великой Руси и первопрестольной столицы. В том же 1838 году Государь поручил составление проекта дворца уже известному нам архитектору К. А. Тону. С Высочайшего соизволения, постройка начата 5 марта 1838 года; торжественное освящение дворца последовало 3 апреля 1849 года, в присутствии самого Государя и всей Императорской фамилии. Изъявляя в своем милостивом рескрипте благоволение и признательность тогдашнему министру Двора и даруя ему и сотрудникам его выбитые в память события, осыпанные алмазами, золотые медали, Государь изволил между прочим выразиться:
„Кремлевский дворец мой, изящное произведение зодчества, будет новым достойным украшением любезной моей древней столицы, тем более, что он вполне соответствует окружающим его зданиям, священным для нас и по соединенным с ними воспоминаниям веков минувших и великих событий отечественной истории".
Большой Кремлевский дворец
Главных входов в Кремлевский дворец четыре: первый—южный или парадный по главному фасаду, со стороны Москвы-реки; второй с Императорской площади или собственный подъезд Государя; третий от соборов или Благовещенский и рядом с ним — Красное крыльцо, ведущее на террасу и в залу бельэтажа. Вход южный ведет в «Парадные сени», которые одни заставляют уже догадываться о великолепии дворца. Из них направо ведут резные золоченые двери в белый «Георгиевский зал». Вдоль всего зала идет роскошная колоннада из 18 столпов, сверху до низу украшенных точно вычеканенными орнаментами; капители увенчаны фигурами богинь побед, записавших на щитах своих дни торжества русского имени и оружия, когда парящая Слава облетала пределы России и указывала миру ее границы. Ряд этих побед приводит к подножию Покровителя Москвы, св. Георгия, в честь которого зал получил название.
На стенах зала размещены мраморные доски; на них иссечены названия полков, участников побед, годы их учреждения. Вокруг досок и по пилонам расположены также мраморные доски, на которые наносятся имена всех кавалеров ордена св. Георгия.
«Александровский» зал, в который ведут громадные, резные позолоченные двери, сооружен в честь св. Александра Невского и носит на себе все арматуры этого ордена. Это один из богатейших и роскошнейших зал, какие только где-либо можно видеть. Весь он точно высечен из розового мрамора.
Далее следует зал «Андреевский» или «Тронный», в котором наши Государи, после обряда Священного Коронования и Миропомазания, принимают поздравления, куда переносятся и царские регалии.
Минуя также огромные и роскошные залы— «Кавалергардский» или дежурный, «Екатерининский» или Тронный Государыни Императрицы, целую амфиладу других, меньших, но также великолепных апартаментов, мы вступаем во «Владимирский» зал, служащий связующим звеном старого Теремного дворца с новым, сооруженным в честь ордена св. равноапостольного князя Владимира. Спускающаяся из средины его единственная, громадная позолоченная люстра и четыре колоссальные канделябра темной бронзы в нишах противоположных стен зала придают ему особенную торжественность, а падающий свет сверху, расположение орнаментов и значение их невольно переносят нас к той эпохе, когда христианская религия на Руси сделалась народной, пролила свой благодатный свет от двора великокняжеского до хижины простого селянина.
Спустившись снова в парадные сени дворца и направляясь направо, мы вступаем в «Переднюю» и «Коридор», к которым прилегают «жилые покои» Их Императорских Величеств. Окнами эти апартаменты обращены к Москве-реке; из них открывается чудный вид на Замоскворечье, Воробьевы горы, Нескучное; на монастыри — Донской, Данилов, Симонов, на сотни церквей, с их разноцветными куполами и золотыми крестами.
Все Императорские жилые покои великолепны, но вместе и необыкновенно просты. Здесь в фантазии видна обдуманность, в обдуманности — живая фантазия; что же всего поразительнее, во всем нет и тени излишней изысканности: все так у места, так прелестно и грациозно, что не насмотришься, не налюбуешься.
Ряд таких апартаментов заканчивается «Кабинетом» Его Величества. Пред ним вы снова и невольно останавливаетесь. Изумленные великолепием парадных зал, ослепленные блеском золота, мрамора, драгоценных тканей, тем больший блеск и роскошь ожидаете вы встретить в Собственном кабинете Русского Императора, в могущественнейшей и величайшей империи Которого не заходит солнце.
Но вот вы переступили чрез порог святилища — и мечты ваши рассеялись. Кабинет — светлая, безо всякой роскоши комната. В нем нет ничего лишнего; его украшают несколько библиотечных шкафов, два портрета царственных предков, да несколько картин, напоминающих знаменитую эпоху 1812 года. Но вы все еще ищете в кабинете какой-нибудь особенной драгоценности; однако, находите только одну: это чудный лик Царя Небесного, в руци которого влагают свое сердце наши Помазанники Божии, пред Которым Цари земные исповедывают свои мысли и чувства...
Великолепен Большой Кремлевский дворец! Но нам, русским, он дорог не одними только колоннами и мрамором, живописью и скульптурой, золотом и парчой. Нас заставляет любить его сознание, что в этом чертоге обитают наши Цари, во дни пребывания их в Первопрестольной столице: что в этом дворце, в полном царском облачении, Нововенчанный Государь вкушает трапезу, принимает представителей со всех концов России и всего мира и здесь же, в этом дворце, он является Москве, России, всему свету в ослепительном величии, в ореоле полного своего царского могущества, полной своей царской славы...
(Продолжение следует).
С. Знаменский.
Московский листок, Иллюстрированное приложение № 58, 29 июля 1901 г.
Еще по теме:
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Введение
...............................
Москва в XIX веке (Исторический очерк). Император Николай Павлович и первопрестольная столица
Москва в XIX веке (Исторический очерк). Творения знаменитого архитектора К. А. Тона
Москва в XIX веке (Исторический очерк). Император Николай Павлович и московское купечество
|