nik191 Пятница, 04.07.2025, 14:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2021 » Май » 07 » Москва в XIX веке (Исторический очерк). Император Николай Павлович и московское купечество
05:09
Москва в XIX веке (Исторический очерк). Император Николай Павлович и московское купечество

Здание биржи в Москве

 

 

Москва в XIX столетии

(Продолжение)

 

XXIV.

 

Император Николай Павлович и московское купечество

 

Высокомилостивый прием, оказанный Императором Николаем Павловичем представителям именитого    московского купечества, о чем мы имели уже случай говорить в одном из последних № «Прибавления», не мог пройти бесследно, не вызвать горячего отклика в их благодарных сердцах. Испокон веков отзывчивые и щедрые на всякое дело любви и добра, граждане первопрестольной столицы поджидали только соответствующего случая, когда они могли бы выказать всю бесконечную признательность Монарху.

Случай этот вскоре же представился. В виду исполнившегося в 1835 году совершеннолетия Наследника Цесаревича Александра Николаевича, будущего незабвенного Царя - Освободителя, наш тогдашний городской голова, Ив. Ал. Колесов, еще в 1834 году обратился к уполномоченным доверенным московского купеческого общества, в настоящее время — «выборным московского купеческого сословия», с письменным предложением, в котором мы, между прочим, читаем:

„...Московское купеческое общество, исполненное благоговейных чувствований к Августейшему Императорскому Дому, с верноподданическим усердием и любовью принимало всегда живейшее участие в радости Державного Семейства и ознаменовывало оную разными благотворениями. Ныне, когда, по благости Всевышнего, исполняются надежды Монарха и Отца отечества, когда все сословия спешат ознаменовать такое важное, из давних лет не случавшееся в России, событие торжествами и пожертвованиями, отстанем ли мы от других в изъявлении достойным образом любви нашей и преданности к Монарху-Отцу и рожденному в Первопрестольной столице, в стенах священного для нас Кремля, Наследнику Его Престола?...

Я вменяю себе за особую честь предложить купеческому обществу ознаменовать сие важное событие достойным образом и, в изъявление верноподданической готовности купеческого общества, содействовать благотворному попечению Государя Императора о распространении в России истинного просвещения, о водворении воспитания, согласно с духом государственных учреждений, и устроить на иждивение общества училище для 50 бедных мещанских детей, преимущественно сирот мужского пола, чтобы доставить им необходимо нужное, приличное мещанскому состоянию, образование"...

Нечего и говорить, что уполномоченные доверенные с восторгом приняли такого рода предложение; они тогда же единогласно постановили:

«устроить училище для 50 сирот мужского пола из купеческого и мещанского сословий; для содержания сего заведения из общественных доходов отпускать ежегодно по 6000 р., а для усиления способов к содержанию училища открыть добровольную подписку».

Согласно такого определения, немедленно напечатано было в «Москов. Вед.» объявление об открываемом училище и о приеме в него воспитанников, а в начале 1835 года в совете училища, в присутствии почетнейших лиц из купечества, допущены к вынутию жеребьев 116 мальчиков. Войдя в горестное положение не «осчастливленных» жребием сирот, многие из присутствовавших изъявили желание содержать в училище на свой счет нескольких детей; таких пансионеров набралось еще 43 человека.

Местом для нового училища избран был общественный дом, по Большой Калужской улице, принадлежавший купеческому обществу. Одна половина этого здания занята была богадельнями; в другой же, свободной, и сделаны все необходимые для учебного заведения приспособления. С разрешения московского генерал-губернатора, самое открытие училища состоялось семнадцатого апреля того же 1835 года, в торжественный день совершеннолетия Наследника престола.

Утром этого дня, в сопровождении попечителей и учителей, все воспитанники отправились к литургии в приходскую церковь Казанской Божией Матери. После богослужения, в преднесении иконы Казанской Божией Матери, все присутствовавшие возвратились в здание училища. Здесь уже находились налицо приглашенные на торжество открытия почетные лица Москвы, во главе с генерал-губернатором и митрополитом Филаретом. После прочтения одним из попечителей краткой записки об открываемом училище и совершения молебствия, городской голова произнес прекрасную речь, с которой он обратился ко всем присутствовавшим и воспитанникам училища. С своей стороны, преподав детям краткое наставление, архипастырь московский благословил приготовленную для них обильную трапезу.

22 апреля в училище начались уже и классные занятия.

С самого дня своего основания, не пользуясь никакими привилегиями, безо всякой материальной со стороны правительства поддержки, за время своего существования воспитавшее более 3 т. детей, московское мещанское училище имеет несомненное право на внимание и симпатии нашего общества, как представляющее собой в наши дни одно из богатейших прекраснейших образовательных и благотворительных учреждений столицы.

 

Мещанские училища и богадельня в Москве

 

Громадное по размерам и расположенное покоем, оно состоит из трех корпусов, непосредственно соединенных между собой. Из швейцарской главного корпуса лестница двумя маршами ведет во 2 этаж, где в средине помещается домовая церковь, а с обеих сторон ее устроены классы и рекреационные залы; верхний этаж занят больницей, а нижний — столовыми, кладовыми и проч. В правом боковом корпусе размещены богадельни для престарелых и бедных мужчин и женщин — Хлебниковская и Куманинская. Левый боковой корпус отведен под девичье училище, с самостоятельными классами, столовыми, больницами и т. д.

Уже самым названием своим училище указывает на сословный характер. Действительно, в число воспитанников его принимаются только дети московских мещан и затем уже дети московских купцов, в качестве пансионеров. В открытии такого училища нашла себе удовлетворение именно одна из насущных общественных потребностей Москвы. В то далекое от нас время для мещан доступны были лишь приходские и уездные училища. Однако, в них учились дети более или менее зажиточных горожан; беднякам же оказывалось не под силу содержать своих детей в течение всего курса, кормить их, одевать и снабжать разными учебными пособиями.

Поэтому Мещанское училище явилось великим благодеянием для бедных людей. Прием в него не затруднялся никакими стеснительными условиями; сиротство и бедность давали уже право на поступление в него. С другой стороны, в училище дети принимались в самом раннем возрасте, безо всякой подготовки; при медленном развитии, они остаются в стенах заведения даже долее назначенного уставом времени и оканчивают курс в возрасте 14—16 лет.

Наконец, с завершением курса воспитанниками, заботы о них училища не прекращаются: во исполнение известного параграфа устава, оно печется о приискании занятий тем из воспитанников, родители, родственники или опекуны которых не находят сами приличных им мест, соответственно их способностям и наклонностям. Недаром воспитанники Мещанского училища встречаются во всех сферах торговой и промышленной деятельности. Мы находим их иногда на должности прикащика в какой-нибудь мелочной лавке; но зато они попадаются и в среде выдающихся коммерсантов, ведущих огромные дела, стоящих во главе крупных торговых предприятий и финансовых учреждений.

С того времени, как наша Первопрестольная столица приобрела значение центра для коммерческой, мануфактурной и всякой другой, близко с этим связанной деятельности,— начала ощущаться потребность в «бирже»—постоянном и правильном собрании коммерсантов и других причастных к торговле лиц —посредников всякого рода.

Но московское купечество долгое время не могло привыкнуть к правильным биржевым собраниям.

Первоначально оно собиралось в среднем проходе с Ильинки в «старый» Гостиный двор, где в настоящее время биржа Мазуринской артели; но по неудобству этого места, собрания переведены были в находившийся над тем местом проход, соединявший внутреннюю и наружную галереи в верхнем этаже.

Однако, такое перемещение биржи не осуществилось на практике; купечество основало свои ежедневные собрания на углу Гостиного двора, выходящем на Ильинку и Хрустальный переулок, занявши наружную двухмаршевую лестницу, с имевшейся при ней площадкой, а также прилегающий тротуар и часть улицы.

В виду таких неудобств, в 1839 году, против Гостиного двора, построено было особое здание для биржевых собраний. Тем не менее в послеполуденное время московское купечество предпочитало собираться по-прежнему на крыльце Гостиного двора. Чтобы победить такое упрямство наших коммерсантов, биржевой комитет ходатайствовал, в 1840 году, о воспрещении таких сходок. Но и эта мера оказалась безуспешной. С прекращением этих собраний, московское купечество все-таки не стало посещать биржевого здания; свои ежедневные сходки оно основало на террасе и ступенях лестницы, а также на прилегающем тротуаре и самой улице. Только в 1860 году, после принятия самых решительных мер, биржевому комитету удалось достигнуть перенесения собраний внутрь здания.

Но купечество, пожалуй, было право. При быстром возрастании торговли Москвы, здание биржи весьма скоро оказалось совершенно недостаточным. В 1875 году приступили к постройкам, на той же Ильинке, и в декабре того же года освящено новое более просторное здание, соответствующее уже современным требованиям.

О целесообразном оборудовании нашей биржи можно судить по тому, что при ней находятся
телеграфное, почтовое и телефонное отделения, также библиотека, представляющая собой богатое собрание изданий—свыше 15 тыс. названий,—содержащих в себе узаконения и распоряжения правительства, историко-статистические материалы по части торговли и промышленности и данные об иностранных законодательствах, касающихся той и другой. В огромном зале, как и на подъезде биржи, ежедневно можно наблюдать «смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний». Тем не менее она своею скромностью резко отличается от бирж заграничных, с их немолчным шумом, криком, оживлением.

 

(Продолжение будет).

 

С. Знаменский.


Московский листок, Иллюстрированное приложение № 60, 5 августа 1901 г.

 

Еще по теме:

Москва в XIX веке (Исторический очерк) Введение

...............................

Москва в XIX веке (Исторический очерк). Творения знаменитого архитектора К. А. Тона

Москва в XIX веке (Исторический очерк). Император Николай Павлович и московское купечество

Москва в XIX веке (Исторический очерк). Открытие Бородинского памятника

 

 

 

 

Категория: Исторические заметки | Просмотров: 287 | Добавил: nik191 | Теги: 19 век, москва | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь
«  Май 2021  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz