Бегство англичан-колонистов
Лондонские газеты силятся умалить значение катастрофы
Война Англии с Трансваалем
Телеграммы «Московского Листка»
(От Российского Агентства)
Берлин, 20 октября. (Спец. корр.). Берлинские газеты воспроизводят отзывы ирландских газет о катастрофе под Ледисмитом.
Дублинская «Еwеning Теlеgraf» пишет:
«Большое бахвальство — неприятное зрелище, но быть поколоченным—это верх позора. В Ирландии к справедливой радости по поводу торжества свободы примешивается сожаление, что ирландские солдаты принимали участие в катастрофе угнетателей».
Дублинская «Еvеning Herald» говорит:
«После обнародования донесения Уайта кажется смешной мысль, чтобы Англия могла противостоять России в Манджурии или Индии».
Лондонские газеты силятся умалить значение катастрофы. Одна только «Dailу Сhгоniclе» выражает мнение, что нынешнее поражение империи сходно с уступкой Бургойны в 1777 г. северо-американским фермерам. Наступит пора, когда британский народ потребует назад свои легионы и привлечет Чемберлена к ответу.
***
Лондон, 19 октября. (Рейтер). Вечерние газеты выражают скорбь по поводу неслыханного бедствия в Южной Африке, но до получения точных сведений воздерживаются от суждений, хотя и признают громадность несчастья. При этом газеты стараются противодействовать всякому неподобающему возбуждению, которое может быть вызнано событиями. Полагают, что потеря 2,000 человек не может повлиять на окончательный исход войны. Англичане исполнены решимости восстановить во что бы то ни стало свое верховенство.
***
Лондон, 19 октября. (Рейтер). В вечерних газетах напечатана следующая депеша из Ледисмита:
«В понедельник, вечером, до наступления темноты буры заняли прежние позиции, и их орудия вновь открыли огонь по городу. Неприятель опять обложил город. Вчерашнее отступление буров было только хитростью и имело целью заманить Уайта из лагеря на холмистую местность. Положение дел внушает опасения».
***
Лондон, 19 октября. (Рейтер). Военным министерством приказано мобилизировать для службы в Южной Африке первые батальоны суффолькского, эссекского и дербишейрского полков.
***
Лондон, 20 октября. (Рейтер). В вечерних газетах напечатана телеграмма из Ледисмита, сообщающая, что в понедельник вечеров буры опять подошли к Ледисмиту и пустили несколько гранат в английский лагерь. Два английских морских пятидесяти фунтовых орудия открыли огонь по бурам. Во вторник, на рассвете, буры поставили на позицию новые орудия, но некоторые из них англичане заставили умолкнуть. Во вторник вечером артиллерийская перестрелка продолжалась. Полагают, что урон буров велик. Настроение английских войск в Ледисмите превосходное.
***
Лондон, 20 октября. (Рейтер). «Сеntral News» сообщает:
42 офицера и 2,000 нижних чинов сдались после тяжкого боя против громадных сил. Один из оставшихся в живых прошел сегодня утром в Ледисмит. Буры выслали парламентера с просьбой о помощи для погребения павших.
***
Лондон, 20 октября. (Рейтер). Утренние газеты, не скрывая размеров постигшего Англию бедствия, воздерживаются, однако, от всякой критики мероприятий Уайта, выражают ему соболезнование и предлагают нации доказать, что она умеет переносить несчастья с мужеством и достоинством, не умаляя и не преувеличивая при этом фактов.
***
Капштадт, 19 октября. (Рейте). По известиям «Southafrican News» из Ледисмита от сегодняшнего числа, в настоящее время идет сражение у подошвы горы Умбамбаны в нескольких милях от Ледисмита. Несколько снарядов попало в город.
***
МОСКВА, 21 октября
Не взирая на всеобщее сочувствие, выказываемое всеми народами и государствами бурам Трансвааля и Оранжевой республики и их отважной борьбе с англичанами, — к их наступательному образу действий повсеместно относились до сих пор с крайним недоверием.
Если буры и ранее доказали свою способность отражать силой оружия набеги англичан на границы их республики, все, тем не менее, не верили в их способность окончательно противостоять натиску столь могущественной державы, как Англия. Допускалась, правда, возможность успеха буров в начале кампании, когда они еще находились на родной земле в привычной им обстановке родных гор и ущелий, дававших им отличную защиту против наступающего, хотя бы и более сильного неприятеля. Но все опасались за участь трансваальских отрядов в открытых сражениях, в которые им приходилось вступать на полях Наталя, в неприятельской земле, где они должны были натолкнуться на каждом шагу на блестяще организованную английскую кавалерию и артиллерию. Являлся вопрос: устоят ли буры против превосходящих их численностью сил и решатся ли они вообще начать наступательную войну вне пределов своего отечества?
Вопросы эти представляли предмет горячих споров и глубокомысленных размышлений военных специалистов и знатоков стратегического дела, распространявшихся на этот счет на столбцах всех выдающихся европейских газет.
Предвзятая уверенность в превосходстве английских войск и полководцев над полчищами Трансвааля и их командирами, породила к тому же расположение к критике каждого шага трансваальцев и к резкому порицанию всякой их неудачи, представлявшейся блистательным доказательством прозорливости и дальновидностью буров при Гленке и Эландслаагте, во всех почти европейских газетах с прискорбием заговорили о необдуманности образа действий буров, которые не только отказались первые объявить англичанам войну, но и перенести ее в Наталь, где они предприняли, при отсутствии у них достаточных сил и при крайне слабой артиллерии, рискованную попытку вытеснить англичан с укрепленной позиции, которую они успели занять на линии железной дороги, ведущей от границы Наталя в Ледисмит, в Дэнди, Гленке и Эландслаагте. В плане кампании буров многие находили ошибки и промахи, которые должны были будто бы неминуемо повлечь за собой гибельные последствия для будущности их необдуманного похода.
Оказывается однако, что все эти суждения основаны были на полнейшем незнакомстве с военными планами и средствами буров и на безусловном доверии к сведениям, почерпнутым исключительно из английских источников. На деле буры блестяще выполнили задуманный ими план наступательного похода против позиции англичан в Натале.
Они не только не были разбиты наголову ни при Гленке, ни при Эландслаагте, как уверяли хвастливые реляции английских генералов, Саймонса, Юля и Уайта, они не только удержали везде свои позиции после постигших их на первое время неудач, но успели через несколько дней поставить в такое затруднение английские войска, занимавшие главные пункты своей оборонительной линии, что через три дня, после претерпленных от них поражений, заставили англичан бежать к Ледисмиту, оставив в руках неприятеля не только лазареты с ранеными, но, как оказалось впоследствии, и транспорты с провиантом и амуницией и даже— целый кавалерийский эскадрон, который был захвачен в плен.
Но и после этого буров со всех сторон порицали за неумение пользоваться плодами своих военных успехов. Газетные стратеги доказывали воочию, что бурам ничего не стоило уничтожить бегущие отряды генерала Юля и что только полнейшая растерянность и неспособность трансваальских командиров помогти англичанам укрыться от преследования и полнейшего расстройства. Теперь, твердили со всех сторон, английским войскам удалось сосредоточиться в значительном количестве в таком укрепленном пункте, как Ледисмит, к которому к тому же весьма легко могут дойти подкрепления со стороны Дурбана и Питермарицбурга, так что более малочисленным бурам, растянувшим свои силы на значительном пространстве, невозможно будет одолеть своего врага, и они волей-неволей обречены будут на бездействие, пока англичанам удастся сформировать грозную армию, с которою они не только отбросят буров обратно в Трансвааль, но и сокрушат их на их же собственной территории.
Все эти предвещания и пророчества совершенно посрамлены теперь последними извинениями с южно-африканского театра войны. Буры в окрестностях Ледисмита нанесли такие удары английским войскам, находящимся под командой генерала Уайна, какие не запомнит уже давно военные историки. Отряды лучших английских военных полков, Глостерского и Ирландских стрелков, 42 офицера и 2,000 нижних чинов, после значительных потерь, должны были сдаться в плен бурам. В Лондоне распространились даже слухи, что генерал Уайт снял уже свой лагерь у Ледисмита и отступает со своими войсками на юг, по направлению к Капской колонии, что английское военное министерство одобряет его отступление, представляющееся единственным средством избежать еще более тяжкого и неотразимого поражения.
Столь печальные известия произвели панику в Англии, где, вероятно, в скором времени наступит горькое разочарование в недавних заносчивых планах и мечтаниях. Английские газеты перестанут вычислять могущество великобританского флота, угрожающего всем морям и странам света. Англии предстоит более скромная, но неотложная для ее державного величия задача — выпутаться с честью из затруднений, причиненных ей войно1 в Южной Африке.
Московский листок, № 293, 21 октября 1899 г.
Еще по теме
Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)
.............................
Буры взывают о помощи...
Лондонские газеты силятся умалить значение катастрофы
Буры заняли часть Зудуленда. Померси в 50 милях от Крептауна взят
|