Возвращение сапера. Картина, написанная по случаю юбилея, бывшим воспитанником академии, академиком К. А. Тутовским
Юбилей инженерной академии
II.
Учреждение инженерного училища и академии. — Заслуги бывших воспитанников.
24 ноября 1819 года Император Александр I подписал указ об учреждении Инженерного училища. Потребность в учреждении этого заведения чувствовалась тогда очень сильно. Для постройки крепостей и других военных сооружений приходилось приглашать иностранных инженеров, что ставило правительство в постоянную от них зависимость, или же приходилось обращаться к русским гражданским инженерам, которые не могли быть знакомы с военными требованиями. Недостаток сведущих саперов был также очень чувствителен.
Отечественная война 1812 года показала, как, к сожалению, слаба была в то время оборона западной нашей границы, вследствие небольшого числа крепостей и незначительности их оборонительности и силы. Тогдашнее применение укреплений в поле нельзя также назвать вполне рациональным. Это доказывается, между прочим, Дрисским укрепленным лагерем, стяжавшим себе такую печальную известность. Проект укреплений этого лагеря принадлежал не инженерам, а был составлен помимо их, что ясно доказывало, какую незначительную роль они играли в то время в армии.—Все эти обстоятельства вызвали необходимость учреждения заведения, способного подготовлять сведущих и образованных специалистов.
Инженерное училище было учреждено по мысли покойного Императора Николая Павловича, всю жизнь свою живо интересовавшегося военно-инженерным делом. В начале своего существования оно состояло из небольшого числа воспитанников. Впоследствии были учреждены офицерские классы, для доставления выпущенным из училища молодыми людям более обширного специального образования.
Покойный Император Николай Павлович внимательно следил за вновь учрежденным заведением и его отеческой заботливости оно обязано быстрыми своими успехами. До вступления на престол, покойный Император был генерал-инспектором инженеров, а по вступлении на престол назначил на свое место покойного великого князя Михаила Павловича. Будучи еще великим князем, Император Николай по несколько раз в неделю посещал инженерное училище, присутствовал часто на лекциях, на фронтовых занятиях, знал почти каждого воспитанника и вообще оказывал самое теплое участие заведению.
— Училище состояло, в первое время своего существования, из 4-х кондукторских и двух офицерских классов. — При общем преобразовании военно-учебных заведений, оно было изъято из ведения Главного Начальника Военно-учебных заведений и перешло в ведение Главного инженерного управления. Не задолго перед этим, офицерские классы были преобразованы в Академию. В настоящее время училище состоит из трех классов, воспитанники носят название юнкеров, вместо прежнего названия кондукторов. Академический же курс продолжается два с половиной года.
Для поступления в училище надо иметь 16 лет от роду и выдержать установленный экзамен. Из училища выпускают только в саперные офицеры и притом саперные батальоны комплектуются исключительно кончившими курс в этом заведении. В продолжение полувекового своего существования, инженерное училище приготовило 1773 офицера, из которых 988 инженерных и 785 саперных. В настоящее время в инженерном ведомстве служит 779 офицеров, из которых 466 военных инженеров и 313 саперных.
Для того, чтобы оценить заслуги инженерного училища, следует взглянуть на существующие в настоящее время русские крепости и вспомнить войны последнего пятидесятилетия, в особенности восточную.
Много почтенных имен бывших его воспитанников сохранит военная история. Имена генералов Тотлебена и Шильдера никогда не будут забыты. Кроме деятелей на поприще военном, инженерное училище дало замечательных деятелей и на поприще чисто строительном и военно-литературном. Между первыми особенно выдаются генерал Паукер и полковник Струве — строитель замечательных железных мостов, за крайне умеренную и небывало дешевую цену.
Между вторыми первое место занимает заслуженный профессор Ф. Ф. Ласковский, автор книги "Материалы для истории Инженерного искусства в России», сочинения, не имеющего себе подобного в иностранной военной литературе.
Всемирная иллюстрация, № 50 (6 дек. 1869 г.)
Еще по теме:
Юбилей инженерной академии, часть 1
Юбилей инженерной академии, часть 2
Юбилей инженерной академии, часть 3
Юбилей инженерной академии, часть 4
|