По материалам периодической печати за июль 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Неопубликованный материал
Как сообщают «Утру России», у прокурора петроградской судебной палаты в настоящее время сосредоточены по делу Ленина и Ганецкого материалы, по своей значительности и сенсационности превосходящие все документы и материалы, которые уже появились в печати.
Дело Ленина
Итальянское «Бюро прессы» говорит, что у правительств согласия имеются неопровержимые доказательства измены Ленина и нескольких его соучастников.
Австрийская печать о Ленине
«Nеuе Frеiе Рresse», очень довольна тем, что Ленин, которому война ради Англии ужасна, ныне победоносно пробивает себе дорогу ко дворцу правительства. Это—хорошо для мира,— заканчивает близкая к австрийским правительственным кругам газета. Р. В.
Резолюция о большевиках
Из Екатеринослава «Р. Сл.» сообщает:
Расположенный рядом с Брянском трубопрокатный завод с 11,000 рабочих принял, в противоположность брянцам, резкую резолюцию против большевиков.
Отношение к большевикам
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ (17 июля). Из каменец-подольской тюрьмы отправлялась партия большевиков, арестованных на фронте. При посадке в поезд толпа хотела учинить над арестованными самосуд, и эскорту текинцев едва удалось посадить большевиков в вагон.
Бегство Ленина
По сведениям, полученным «Речью», Ленин находится уже в Швейцарии. Если,—говорит «Речь»,—он туда перелетел на аэроплане, то он мог прибыть в Швейцарию не иначе, как через Германию, но уже, вероятно, на этот раз не в запломбированном вагоне.
Перемена настроения
В связи с катастрофическим бегством 11-й армии настроение среди харьковских рабочих подавленное.
Вначале известие о бегстве армии среди рабочих считалось провокационным. Однако, когда сомнения уже не могло быть, на всех больших заводах Харькова начались митинги, на которых резко выявилось антибольшевистское настроение рабочих масс. Те, кто еще три дня назад кричал: «Война—корень разрухи», «Долой войну», укоризненно заявляли:
— Договорились!
Единичные выступления большевиков прерывались криками:
— Молчи, предатель!
— На одном из заводов выступивший после оратора с большевистским направлением рабочий заявил:
— Я сам был большевиком, а теперь плачу. Ведь мы гибнем. Мы у пропасти.
Выдача кронштадтских главарей
Временное правительство через нового коменданта Тыркова, который выехал в Кронштадт, предложило кронштадтскому исполнительному комитету немедленно выдать в распоряжение следственных властей главарей большевиков Кронштадта: Рошаля, Раскольникова и прапорщика Ремнева.
Временное правительство указало кронштадтскому исполнительному комитету, что если требование это не будет исполнено, то будет объявлена блокада Кронштадта.
Кронштадтский комитет, получив требование, созвал экстренное заседание. Подавляющее большинство членов комитета высказалось за необходимость выдачи прапорщика Ремнева и мичмана Раскольникова (редактора «Голоса Правды»).
Что касается Рошаля, то вопрос о его выдаче был снят с очереди в виду того, что исполнительному комитету неизвестно его местопребывание,— он после петроградских событий скрывается.
Не желая в то же время брать на себя ответственность за выдачу кронштадтских большевиков, исполнительный комитет решил созвать экстренное заседание совета рабочих и солдатских депутатов.
Общее собрание постановило: отправить мичмана Раскольникова и прапорщика Ремнева в сопровождении 5-ти членов исполнительного комитета в Петроград.
Раскольников, присутствовавший на заседании, заявил, что он добровольно подчиняется требованию об его аресте и готов немедленно отправиться в Петроград.
Прапорщик Ремнев на заседании не присутствовал, и за ним были посланы члены исполнительного комитета.
В 7 час. вечера мичман Раскольников и прапорщик Ремнев были доставлены на пароход и отправлены в Петроград.
Против них решено возбудить преследование по 100 статье.
«Р. С.».
Устраняемые
— Долой травлю большевиков!
—читаем мы в их газетах и на их знаменах...
А их друзья покровители скорбят...
"Приказы об аресте большевистских вождей— самый резкий случай применения исключительных мер для борьбы с целым политическим течением,—грустит В. Волгин в «Известиях» московского совета рабочих депутатов.—Преследованию подвергаются лица, стоящие во главе большевизма, уже без всяких определенных обвинений".
Меньшевистский «Вперед», оговариваясь, возмущается:
"Мы понимаем необходимость защиты революции завоеваний ее, но для защиты революции мы не хотим возврата к старому, мы не хотим даже намека на этот возврат.Нехорошо,— вожди и вдруг преследуются, арестуются и - уж совсем плохо—по-старому в тюрьму сажаются...
И будто бы,—хуже всего—без всяких определенных обвинений»...
Верно ли? Нет ли противоречий у тайных вздыхателей по большевистским вождям, нет ли их у того же Волгина -их лицеприятного адвоката?
"Конечно,—говорит он,—и Ленин, и воры, и немецкие агенты причастны к движению. Но если уж об этом говорить, надо точно определить роль каждого из этих элементов, чтобы у читателя не создалось представления о какой-то реальной близости между Лениным и шпионами».
Не беспокойтесь, следственная комиссия определит, и Ленина, и воров, и немецких шпионов поставит на свое место—по их заслугам.
Нам важно другое—оказывается, к преступному движению «причастен» и «вождь» Ленин...
Он еще не в тюрьме, он с компанией скрылся от нея. И разве это не доказательно, не наводит на определенные размышления:
— Зачем же ему, чистому, как голубь, бежать, скрываться, прятаться?
Уже одно это дает основание к аресту. А основания для защиты? Согласитесь, что они не идут дальше негодующих вздыханий пораженной провинциальной дамы.
— Ах...
Ленин —агент Вильгельма II. Ведь мучительно стыдно даже сделать такое предположение.
Азеф тоже вызвал у товарищей краску стыда и «мучительныя предположения». Великий провокатор тоже скрылся от суда.
— Какие догадки, параллели, какие сближения!— волнуются большевики.
Тем не менее,
"Сколько бы мы ни кричали о прекращения «травли», о недопустимости такого сближения,—замечает Кускова во «Власти Народа»,—роковые факты будут говорить громче нас, они не заглушат наших криков.
В самом деле, что наводит на нежелательныя большевикам сближения их с преступными элементами революции?
"Лозунги большевизма во время войны, лозунги гражданской войны и разложения армия столь близки по результатам своим к тактике и лозунгам всякого рода предателей революции,—говорит Кускова,—что сближение происходит помимо воли, помимо желания критикующих".
Большевикам настойчиво предлагали отмежеваться от преступных элементов, но они или отмалчивались, или, в лучшем случае, отмахивались от своевременных предложений, как теперь, не доказывая, грубо бранятся и отмахиваются от обвинений и «сближений».
Между тем, к ним стучатся, к ним идут с дружески протянутой рукой, опять в снова предлагают:
"Настоятельно необходимо не отмахивание от этой «травли», а совершение ряда таких действий, которыя дали бы нам возможность почувствовать, что сами большевики идут навстречу общественному суду и общественной критике".
В ответ—гордое (так кажется и хочется большевикам) молчание, бездоказательные опровержения и (так есть) грубая брань.
Разве время и место нам препираться?.. Когда здание подожжено, пылает и грозит разрушением, грозить похоронить под развалинами наших близких и вас самих,— нужно всем спешить тушить пожар, спасать имущество, с великим трудом накопленные ценности, материальные и духовные, нужно преследовать преступников, изъять их из нашей среды, дабы лишить их возможности причинять нам новые несчастья, избавить от них общество, успокоить и обезопасить его...
Нужны энергичные действия. Несчастье грозовой тучей повисло над всей Россией.
"Период бесплодных словопрений должен отойти в прошлое. Необходимо собрать всю живую силу народа,—призывает «Вперед»,—зажечь всю творческую страсть стомиллионной России, чтобы спасти нашу революцию от неминуемой гибели.
Конечно.
Страна на глазах наших разлагается заживо от постыдного безволия, от неспособности решить свою судьбу.
Результаты безволия:
Целыя армии бегут с полей сражения перед впятеро слабейшим противником.
В Петрограде, в центре революционной России, против созданных рабочими и солдатами советов была объявлена гражданская война и их же братья рабочие и солдаты, поддавшись какому-то дурману, три дня стреляли друг в друга и лили братскую кровь на камни столичной мостовой".
Дальнейшее безволие преступно. Дальнейшее бездействие гибельно. Власть в согласии с демократией, начинает действовать, принимает быстрые и радикальные меры, диктуемые исключительными обстоятельствами; ее пытаются остановить, дело спасения родины затормозить, исказить.
"Теперь поздно и бесцельно искать виновников, — поучает тот же «Вперед».—Нужны не репрессии и не наказание за содеянное,—нужно возрождение больного организма революции".
— Что это, недомыслие, путаница понятий, маниловщина?—недоумеваете вы. — Все месте.
Это и развязывало руки демагогам и преступникам, это и привело нас к несчастьям, к грани гибели.
Не травлей большевиков занимается сейчас демократия и власть, спасающие родину, армию, а изъятием из массы, легко поддающейся влияниям, творцов анархии. Возрождение больного организма революции с ними немыслимо, ибо они-то и причинили ему боль, они расшатали и ослабили его...
Болезнетворныя явления должны быть и будут устранены.
Почему клевещут?
Восторжествовавшая контрреволюция с дикой яростью накинулась на т. Ленина. Его объявили и немецким шпионом, и провокатором, и «зачинщиком» (о, доброе, старое время!) июльских событий.
Люди, сколько-нибудь честные и смыслящие в политике, конечно, сразу поняли, что дело просто объясняется. Буржуазия в решительный момент прибегла к излюбленному средству — клевете.
Во всех историях революции это явление имело место. Кто не знает об «английских деньгах» времен Великой Революции, «японских деньгах» и многих других «деньгах»? А момент был выбран чудесно. Клевета действовала рука об руку с материальной силой. Предварительно задавили нашу печать. Сознание широких масс отравляется безнаказанно целыми неделями.
Руководящие партии большинства так называемой революционной демократии, меньшевики и эсеры, заняли в этом вопросе поистине классическую позицию.
Ведь клевещут на большевиков, а мы с ними не очень в ладах, ну и пусть клевещут. Наша хата с краю. Пускай большевики сами и разделываются. А мы будем чисто нейтральными.
«Будем чисты, как жена Цезаря».
Наивные, близорукие мелкие буржуа! И подлость вы совершили и пользы себе никакой не принесли. Ленин-то, оказывается, был только самым страшным, но отнюдь не единственным врагом буржуазии. Очередь ведь пришла и за «вашим» Черновым. И он ведь, оказывается, имеет какое-то «отношение» к германскому штабу.
Вы, может быть, начинаете понимать, товарищи эсеры и крестьянские депутаты, в чем тут дело. Особенно последние. Вы так усердно всегда голосуете против большевиков, что в конце концов и «землицу» проголосуете. Не кажется ли вам, что, если бы контрреволюционной шайке удалось разгромить пролетариат и его партии, то и вам земли не видать? А ведь около этого вопроса сейчас шумят.
Смысл басни таков. Никогда не выдавайте передовой отряд неприятелю. Завтра наступит черед изменивших полков. Сегодня вы отдаете контрреволюции Ленина, завтра она сотрет Чернова, послезавтра—Церетели—и так до Плеханова. Ну, того, пожалуй, не тронут.
Но большое ли в этом утешение?
Н. Подвойский
О тт. Ленине и Зиновьеве
I.
Резолюция, принятая на общем собрании членов партии 2-го Городского района.
Принимая во внимание, что Центральный И. К. Совета Р. и С. Д. отказался гарантировать тт. Ленину и Зиновьеву безопасность от самосуда черносотенных контрреволюционных банд, в то время как избиение арестованных товарищей членов нашей партии очень широко применялось за последнее время особенно со стороны юнкеров, — общее собрание членов партии 2-го Городского района вполне одобряет поведение тт. Ленина и Зиновьева, не отдавшихся в руки властей, которые не в состоянии гарантировать личную безопасность своим политическим пленным, и требует от названных товарищей и впредь не выдавать себя, пока им не будет дана гарантия Центральным И. Ком. С. Р. и С. Д.
Принято 20 июля 1917 г.
II.
Резолюция, вынесенная на общем собрании Вагоно - Строительного завода Речкина
22 июля.
Полагая, что постановление об аресте тт. Ленина, Зиновьева, Каменева и др. есть попытка Временного Правительства и правящих партий обессилить левое крыло революционного рабочего движения, мы протестуем против этого постановления и требуем от Исполн. Ком. Сов. Раб. и Солд. Депут. его отмены.
Принято большинством голосов.
Председатель (подпись).
Секретарь (подпись).
К партийному съезду в Петрограде
Всероссийский съезд нашей партии открылся.
Перед партией стоит ряд коренных вопросов, на которые съезду предстоит дать ясные, определенные ответы.
Пред нами первый съезд нашей партии на свободной почве свободной России, омраченной контрреволюционными арестами и стеснениями, разгромами и преследованиями, клеветой и ложью.
Поэтому первым словом съезда будет слово открытого протеста против контрреволюционной вакханалии, против лжи и клеветы.
Теперь, когда контрреволюция организовалась, укрепляясь в тылу и на фронте, когда меньшевики и эсеры, сдав позицию за позицией, повернулись спиной к революции, когда наша партия стоит одна перед лицом наступающей контрреволюции, между тем как война и разруха, обнажая противоречия капитализма, углубляют и обостряют наличный кризис, — обязанность партии найти выход из кризиса, указать пути для дальнейшего развития революции.
Поэтому первая задача съезда — поставить вопрос о моменте, дать на него ясный, определенный ответ.
Так называемый кризис власти с особенной ясностью вскрыл финансовые нити, связывающие русскую буржуазию с союзной. Поднявшая голову контрреволюция поставила русский пролетариат пред лицом организованного и могущественного врага в лице международного империализма, без поражения которого невозможна полная победа русской революции. Связь русской революции с революцией на Западе теперь более чем когда-либо ясна. Обязанность партии — укрепить эту связь, сделать ее нерушимой.
Поэтому вторая задача съезда — найти практические пути для создания единства действия пролетариев всех стран, для создания революционного Интернационала.
Новая фаза капитализма создала новые условия борьбы пролетариата. Война и разруха, обострение противоречий и нарастание новой рабочей революции — все это результаты империалистической фазы капитализма.
Если не духовные условия, то, во всяком случае, экономические условия социализма оказались во многих странах уже создавшимися.
Все это во многом изменяет условия борьбы пролетариата. Но изменившиеся условия требуют изменения старой программы. Это особенно необходимо теперь, когда единство понимания основных задач диктуется условиями исторического момента.
Поэтому третья задача съезда — дать новую, переработанную на новый лад программу.
Таковы основные задачи съезда.
Мы выражаем твердую уверенность, что съезд с честью выполнит возложенные на него задачи. Мы убеждены, что состоявшееся уже объединение с Междурайонной организацией значительно облегчит работу съезда в этом направлении.
Мы приветствуем Всероссийский съезд Росс. Соц.-Дем. Рабочей Партии.
Редакция «Рабочий и Солдат».
Слуцкий
Съезд большевиков
Открылся съезд большевистских и интернационалистских организаций. На съезд прибыло 100 делегатов, представляющих, как утверждают большевики, 150,000 членов партии. Почетными председателями членами съезда выбраны привлеченные к ответственности и частью арестованные Ленин, Зиновьев, Каменев, Троцкий, Луначарский и г-жа Коллонтай.
Съезд в общем одобрил тактику большевиков центрального комитета в отношении к событиям 3—5-го июля. Вместе с тем провинциальные делегаты указали, что центральный комитет не принял достаточных мер для того, чтобы разъяснить массам истинный характер и тактику партии по отношению к событиям 3—5-го июля.
В связи с прениями относительно событий 3—5-го июля указывалось, что Ленин и Зиновьев за границу не уезжали и находятся в постоянном контакте с центральной большевистской организацией, причем одним из ораторов было отмечено, что в газете «Рабочий и Солдат», выходящей вместо «Правды», в нумере от 26-го июля была напечатана статья за подписью Ильина (один из псевдонимов Ленина).
Приветствие товарищам Ленину, Зиновьеву, Троцкому и др.
Съездом Р. С.-Д. Р. П. единогласно принято следующее приветствие тт. Ленину, Троцкому, Зиновьеву, Луначарскому, Каменеву, Коллонтай и всем остальным арестованным товарищам.
Дорогие товарищи!
Всероссийский съезд Р. С.-Д. Р. П. большевиков и интернационалистов шлет вам свой горячий, братский привет! Вам, жертвам поднявшей голову контрреволюции, томящимся в тюрьмах, воздвигнутых позорной памяти — самодержавием, наш привет и искренние пожелания.
Верьте, товарищи, что сотни тысяч пролетарских сердец бьются в унисон с вашими; верьте, что взоры всего революционного пролетариата обращены на вас. Посылая вам привет, съезд выражает свою глубокую уверенность, что близок час, когда идеи, за которые вы боролись и страдаете, воплотятся в жизнь, и вы, их носители, войдете в родную семью революционной социал-демократии.
Резолюция съезда Р. С.-Д. Р. П. о суде по делу Ленина и др.
Считая, что устанавливающиеся приемы полицейски-охранных преследований и деятельности прокуратуры восстанавливают, как то признано и Ц. И. К. С. Р. и С. Д., нравы щегловитовского режима; полагая, что при таких условиях нет абсолютно никаких гарантий не только беспристрастного судопроизводства, но и элементарной безопасности привлекаемых к суду, —
съезд Р. С.-Д. Р. П. выражает свой горячий протест против возмутительной прокурорско-шпионско-полицейской травли вождей революционного пролетариата, шлет свой привет товарищам Ленину, Зиновьеву, Троцкому, Колонтай, Луначарскому и др. и надеется увидеть их снова в рядах партии революционного пролетариата.
Съезд в то же время требует от Ц. И. К., в целях разоблачения гнусных клеветников, образования следственной комиссии из представителей всех революционных партий, которой только и может доверять пролетариат.
Резолюция принята единогласно при аплодисментах.
Еще по теме:
Революция. 1917 год. Предисловие
.............................................................................
Не защищайте М. Горького (июль 1917 г.)
Грядущий хам уже пришел и справляет свое обывательское торжество (июль 1917 г.)
Безумие, бесчестие и предательство на фронте (июль 1917 г.)
Новые разоблачения Ленина и большевиков (июль 1917 г.)
Дело Ленина и других большевиков (июль 1917 г.)
Кризис власти (июль 1917 г.)
Отношение к большевикам в Сибири (июль 1917 г.)
Дело Ленина (июль 1917 г.)
Где Ленин? (июль 1917 г.)
Дело Ленина и других (по данным прокурора петроградской судебной палаты)
Расследование по делу Ленина и прочих германских агентов (июль 1917 г.)
Пресса о Ленине и большевиках (август 1917 г.)
|