По материалам периодической печати за июль 1917 год.
Все даты по старому стилю.
От Временного Правительства
3 недели тому назад, согласно приказу военного министра, армий юго-западного фронта, под водительством верховного главнокомандующего, могучим революционным порывом перешли в наступление. До 36.000 пленных, свыше 90 орудий, более 100 пулеметов стали их достоянием.
Славные имена «полков 18 июня» отныне занесены на скрижали революции. Для этих героев-борцов выше личной жизни была их честь, жизнь свободной родины и спасение русской революции, угрожаемой преданными Вильгельму штыками на фронте и предательским мятежом в тылу.
Мятеж внутри подавлен народной властью, но революция еще в большой опасности. Собравшись с силами, внешний враг, с своей стороны, перешел в наступление. Пусть коварный его замысел одновременного прорыва фронта и предательского удара по тылу сплотил еще больше всех, для кого Россия и ее свобода не пустые слова.
Войска революционных армий!
Ваши братья, вступившие с красными знаменами в бой, зовут вас вместе с ними к дружному натиску на защиту свободы во имя справедливых условий прочного мира.
Волею революционного народа, по первому приказу вашего боевого начальства—вперед, сплоченными рядами, не оглядываясь на трусов и предателей родины.
Спасайте свободу, спасайте родину!
8 июля, 1917 г.
Телеграмма ген. Корнилова
Главнокомандующий юго-западного фронта ген. Корнилов послал 7 июля следующую телеграмму верховному главнокомандующему Брусилову:
«Принял фронт в исключительно тяжелых условиях прорыва противником наших позиций, обусловленного разложением и развалом, вызванными в армиях падением дисциплины, следствием чего явились самовольные уходы полков с позиций и отказы от немедленного оказания поддержки. Соотношение сил—приблизительно один противник на пять наших, что является разительным доказательством вышесказанного.
Такое положение чревато грозными и тяжелыми последствиями. Нахожу безусловно необходимым обращение временного правительства и совета с вполне откровенным и прямым заявлением о применении исключительных мер, включительно до введения смертной казни на театре военных действий, иначе вся ответственность падет на тех, которые словами думают править на тех полях, где царят смерть и позор, предательство, малодушие и себялюбие».
Копия этой телеграммы была передана председателю совета министров кн. Львову, военному министру Керенскому и комиссару юго-западного фронта Савинкову.
Генерал Брусилов в тот же день послал временному правительству телеграмму, в которой было сказано:
«Только что мною получена телеграмма главнокомандующего юго-западным фронтом генерала Корнилова, копия с которой передана вам. Всемерно поддерживаю генерала Корнилова и для спасения России и свободы считаю безусловно необходимым немедленное проведение в жизнь мер, просимых генералом Корниловым».
8 июля генерал Корнилов получил телеграмму от временного правительства, что оно предоставляет главнокомандующему применять какие угодно средства для ликвидации катастрофического прорыва.
Предатели
Из штаба корпуса, расположенного в районе против Ходынковы-Вельки, «Р. Сл.» сообщают следующий факт, свидетельствующий о том, как упала боевая способность некоторых наших частей:
С рассветом германцы двинули со стороны Ходынковы-Вельки—Купчинце в наступление в южном направлении две-три роты пехоты. Эта горсточка немецких солдат повела наступление по обеим сторонам Стрыпы и вскоре вошла в соприкосновение с нашей дивизией. Не прошло и десяти минут перестрелки, как вдруг наша дивизия начала поспешно отступать и мало-помалу ударилась в бегство. Другая пехотная дивизия, видя, что ея фланг обнажен, в свою очередь, бежала на юг до Стрыпы.
К счастью, немцы, не ожидавшие такого успеха, в свою очередь, не проявили большой уверенности в действиях, иначе дело завершилось бы еще одной катастрофой. Выручили офицеры, командиры батальонов и несколько десятков унтер-офицеров и солдат из позорно бежавших частей. Эти храбрецы остались на позициях и в течение нескольких часов удерживали немцев.
Несколько тысяч беглецов из состава предательских дивизий были задержаны далеко в тылу.
Передают, что солдаты сдаются в плен противнику тысячами. Известны уже случаи сдачи в плен целых полков.
Некоторые части отступают с красными флагами, с лозунгами:
«Долой войну,
«Давайте нам землю и волю»,
«Да здравствует Германия»,
«Смерть буржуям»,
«Не хотим воевать, требуем мира».
Несчастные забыли, что немцы им не дадут ни земли, ни воли, и поверили провокаторам, что немцы не хотят воевать...
Между взбунтовавшимися войсками и частями, которые остались верными своему долгу, иногда происходит перестрелка под огнем наступающего неприятеля.
Приказы ген. Корнилова
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ (18 июля). Главнокомандующий западного фронта генерал Корнилов обратился к войскам с приказом:
«Безумие, бесчестие и предательство некоторых частей 7 и 11 армий вписали в историю свободных русских войск такие черные страницы, которые не забудутся во веки веков. Русская армия не знала подобного позора, не несла такого срама и стыда с самого начала своего существования.
Наши старые полковые знамена никогда не опускались так низко в руках отцов, дедов и прадедов, как в продолжение этих мрачных кошмарных дней. Лишь боевая доблесть пехотных полков, оставшихся верными своему долгу, и всех ударных и самокатных батальонов, всех броневых дивизионов, всех артиллерийских, казачьих и кавалерийских частей сдерживала напор противника и омрачала сатанинскую радость германского императора Вильгельма.
Слава вам, первые доблестные сыны великой Россия, вам, бестрепетные и мужественные борцы за родину и свободу. Отечество никогда не забудет вашего самопожертвования. Грядущее счастье и величие родины—дело ваших подвигов и геройства.
Офицеры, немногие, оставшиеся верными своему долгу, и солдаты пехотных полков, не позоривших себя постыдным бегством и предательством, обращаюсь к вам.
Ваши подвиги безмерны, ваше геройство—достояние истории и потомков. Страна, имеющая доблестных граждан, подобных вам, не погибла и погибнуть не может.
Брошенные своими предателями-изменниками товарищами-солдатами, сбитыми с толка безумной пропагандой, вы одни оставались на позициях, противопоставляя и силе, и массе противника лишь вашу беззаветную доблесть и храбрость, вы гибли в неравном бою один против нескольких десятков наступавшего врага.
Вы, герои офицеры и верные своему долгу солдаты, жизнью своею платили за бесчестие родной армии. Кровь ваша—залог возрождения родимых полков и воссоздания боевой мощи нашей армии.
Пройдут немногие недели, обновленная свободная русская армия, воспрянув от безумия и наваждения, грязи и разложения, станет грозной и мощной силой против врага, и тогда сияющими буквами запишут ваши имена на память всем грядущим поколениям».
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ
(21 июля)
Объявлен приказ по армии юго-западного фронта генерала Корнилова, который, прощаясь, указывает, что принял командование в тяжелое время прорыва, вызванного самовольным отходом некоторых полков. Не задумался принять обязанности главнокомандующего уверенный в доблести русских. Никакая преступная пропаганда не заставит их забыть долг.
"Я не обманулся, - говорит генерал, —что армии крепли и наносили противнику тяжкие удары. Не колеблясь принимаю назначение верховного главнокомандующего, ибо русская армия, сплотившись в единую семью, снова перейдет в победное наступление".
В конце приказа Корнилов благодарит армию за сознательную службу.
Убийство ген. Эрдели
21 июля, утром, в Петрограде стало официально известно об убийстве командующего 11-й армией на нашем юго-западном театре ген. Эрдели. Убийство ген. Эрдели произошло около недели тому назад. По словам сына покойного, еще пять дней тому назад в Кисловодске семья генерала, которой было сообщено об его убийстве, отслужила по нем панихиду.
Ген. Эрдели был убит солдатом предательской пулей в спину в то время, когда он стоял перед одной дивизией, находившейся под его командованием.
«День».
Опровержение известия об убийстве ген. Эрдели
ПЕТРОГРАД. (22 июля). Вечерние петроградские газеты передали 21 июля слух из действующей армии, что своими солдатами убит ген. Эрдели. В настоящее время в точности выяснено, что генерал Эрдели здоров и невредим. Кабинет военного министра обращается к печати с просьбой воздерживаться от печатания таких непроверенных фактов в столь тревожное время.
Еще по теме:
Революция. 1917 год. Предисловие
.............................................................................
Не защищайте М. Горького (июль 1917 г.)
Грядущий хам уже пришел и справляет свое обывательское торжество (июль 1917 г.)
Безумие, бесчестие и предательство на фронте (июль 1917 г.)
Новые разоблачения Ленина и большевиков (июль 1917 г.)
Дело Ленина и других большевиков (июль 1917 г.)
Кризис власти (июль 1917 г.)
Отношение к большевикам в Сибири (июль 1917 г.)
Дело Ленина (июль 1917 г.)
Где Ленин? (июль 1917 г.)
Дело Ленина и других (по данным прокурора петроградской судебной палаты)
|