По материалам периодической печати за июль 1917 год.
Четыре Правительства
(политическое обозрение)
Когда из состава Временного Правительства ушли военный министр А. И. Гучков и министр иностранных дел П. Н. Милюков, многие утверждали, что такими частичными отставками министров подрывается в корне самая идея революционной власти.
Говорили, что, раз революционное движение поставило во главе России определенную группу лиц, то эта группа должна, во что бы то ни стало, донести до Учредительного Собрания доверенную ей полноту власти. Предсказывали, что, если это начало не будет соблюдено, то министерские кризисы будут у нас следовать за министерскими кризисами, и в революционной России повторится та самая „министерская чехарда", которая ознаменовала собою последние годы старого режима.
К сожалению, этому предсказанию суждено было осуществиться. С начала революции не прошло еще и пяти месяцев, а у власти успело смениться четыре состава Временного Правительства, и ни у кого нет настоящей уверенности, что больше перемен не будет, и что с Временным Правительством четвертого составе мы действительно доживем до Учредительного Собрания. Как будто и в самом деле революционная власть оторвалась от своей первоосновы, и ей угрожает величайшая опасность— повиснуть в воздухе.
Первое Временное Правительство было, как всем памятно, назначено Временным Комитетом Государственной Думы по соглашению с Петроградским Советом Рабочих и Солдатских Депутатов. В нем были представлены различные думские фракции, начиная от трудовиков, в лице А. Ф. Керенского, и до группы центра, в лице В. Н. Львова.
Второе Временное Правительство, названное "коалиционным", включило в свои ряды официальных делегатов партий с.-д. и с.-р. Образование его было подготовлено и одобрено теми же двумя революционными установлениями — Временным Комитетом Думы и Петроградским Советом.
Третье Временное Правительство, торжественно признанное "Правительством Спасения Революции", было наименее долговечно. Оно сформировалось путем некоторого внутренняго переустройства и приглашения на министерские посты представителей молодой и мало влиятельной радикально-демократической партии. Временный Комитет Думы вовсе не участвовал в его составлении. Центральный Исполнительный Комитет Советов Рабочих и Солдатских Депутатов санкционировал его, когда оно уже стало совершившимся фактом.
Четвертое Временное Правительство фактически образовано лично А. Ф. Керенским: министры, Думский Комитет, Центральный Комитет Советов и политическия партии единодушно предоставили министру-председателю неограниченныя полномочия и полную свободу в деле обновления власти.
Четвертое правительство революционной России есть правительство Керенского. Его называют также „Правительством Спасения Страны".
Это название характеризует то настроение, под влиянием которого составилось правительство Керенского, и те ваяния, которые связывает с ним русское общественное мнение. Господствующее у нас сейчас настроение отмечено чертами разочарования и усталости. Мы разочарованы развитием, которое получила наша начавшаяся при таких прекрасных предзнаменованиях революция, и мы устали от внутренних нестроений, от партийных передряг, от бесконечного потока внешне эффектных, а по существу пустых слов. Усталость рождает тоску по твердой власти, разочарование заставляет вспоминать о душевном подъеме первых революционных дней.
Угрожающие признаки падения „вкуса" и „энтузиазма" к революции наблюдались уже давно.
Но только теперь, после ленинского бунта в Петрограде и тяжелого поражения на фронте, все убедились, что так дальше жить нельзя, и что революционная Россия подошла к краю пропасти. Повторилась опять та же старая и вечно юная история. Общественные процессы совершаются медленно и постепенно в толще широких кругов населения. Иные—более трезвые и проницательные—подмечают их заблаговременно. Массы „прозревают" только тогда, когда общественный процесс уже завершится и дает для всех видимые и ощутимые результаты.
Яд ленинства разлагает нашу национальную политику и ея главную опору—нашу армию с первых дней революции. Самого Ленина еще не было в России, а его идеи уже оказывали свое разрушительное действие на нашу государственную и общественную жизнь, подтачивая власть и развращая материальную силу, на которую эта власть опирается. Ленинство в армии пошло у нас от „приказа № 1“. Ленинство во внутренней политике существует с тех пор, как на почве конкуренции между Временным Правительством и Советами Рабочих и Солдатских Депутатов установилось так называемое „двоевластие".
Защищая интернационализм и бунтарство, ленинство остается, как учение, целостным и законченным. Во взглядах на международные отношения оно до сих пор верно лозунгу коммунистического манифеста: "у пролетария нет отечества".
В области внутреннего государственнаго порядка оно, пренебрегая мирной эволюцией, проповедует „диктатуру" и „захват власти".
Ленинцы у нас отрицали войну и национальную оборону и защищали идею „братания" русских пролетариев с германскими. Такия понятия, как Россия, родина, отечество, были ими объявлены „буржуазными" и взяты под формальный запрет.
Но, конечно, „братства народов" проповедь ленинцев нам не принесла, и единственным ее результатом явилось поражение русской революционной армии и новое торжество германского милитаризма. В стремлении к „захвату власти" или к передаче ее Советам, которые не хотели ее брать, ленинцы устраивали вооруженные манифестации и бунты. Конечно, и здесь они потерпели неудачу. Но, не захватив власти, ленинцы успели расстроить ее механизм и помешать ее правильной работе. Справедливость однако требует сказать, что, делая то и другое, они, со своей точки зрения, были совершенно последовательны.
И вот теперь ленинство наконец, по крайней мере на время, исчезло с нашей политической сцены. Нам нужно по возможности залечить раны, нанесенные им России, собрать и укрепить власть, поднять боеспособность армии, восстановить порядок внутри страны. За эти задачи берется четвертое правительство, правительство Керенского, и если ему удастся их осуществить, оно спасет Россию, а если оно спасет Россию, оно спасет и революцию.
Но для этого правительство должно ясно видеть и твердо помнить, в чем была сила нашего революционного движения в его начале, и откуда пошла его слабость. Наша революция была могущественна и прекрасна, пока она была революцией народной. Она выродилась и стала клониться к упадку, когда разменялась на мелочные партийные и классовые счеты, когда величавый народный поток разделился на множество мелких и мутных ручейков. Если мы хотим спасти революцию или то, что из ее завоеваний еще может быть спасено, нам нужно вернуться к ее чистым национальным истокам.
Проф. К. Соколов
"Нива"
Родина в опасности
Москва 27 июля (9 августа).
В обращении министра-председателя к населению звучат новые, долгожданные страной ноты. В нем говорится о свободе, спаянной национальным единством, о восстановлении поруганной предательством, малодушием и презренной трусостью чести России, о железной власти и о самоотверженном порыве самого народа, которые выкуют грозную и созидающую государственную мощь.
Слова о родине, о государственной мощи, о национальном единстве,— разве можно было их говорить всего два месяца тому назад, когда родина заменялась Циммервальдом, государственной мощь — анархическим развалом, а национальное единство— проповедью зоологической классовой ненависти. Июльские дни и позор на фронте заставили многих очнуться от кошмара, грозившего задушить молодую русскую свободу, заставили сделать первый шаг к замене фактической диктатуры одного только класса национальным объединением всех живых сил революции для дела спасения гибнущей родины.
Сейчас поставлена последняя ставка. Сейчас в последний раз решается вопрос: удастся или нет путем создания железной власти воскресить государственную мощь нашей родины. Мы знаем, что в этой попытке есть много недочетов, видимых для каждого и, без сомнения, известных и самому А. Ф. Керенскому.
Коалиционное правительство было создано не на основе ясного и законного договора всех живых сил России. Для его образования понадобились сильнодействующие ультимативные средства вроде временной отставки А. Ф. Керенского. В составе правительства мы не видим представителей доподлинной буржуазии, — представителей торгово-промышленного класса.
Недостаточно еще определенным является соотношение между правительством и теми общественными и партийными организациями, к которым принадлежат отдельные члены правительства. Партия народной свободы лишь дозволила своим членам вступить в кабинет, но не делегировала их. Партия с.-р. ультимативно поставила вопрос о включении в состав правительства министра земледелия В. М. Чернова. Министры, состоящие в то же время членами советов рабочих и крестьянских депутатов, дают теперь новую формулировку своих отношений к советам: они не отчитываются перед ними, а лишь их информируют.
Поэтому трудно сейчас еще сказать, в какую конкретную форму отольются взаимоотношения между коалиционным правительством и теми организациями, на которые оно опирается.
Нельзя еще определить, сможет ли правительство, решительно и резко порвать со старыми традициями, стать той железной властью, которая пойдет по пути созидания государственной мощи нашей родины.
Но так или иначе Рубикон перейден. Анархический период государственного и национального развала закончен. Новое правительство зовет граждан к объединению в великом жертвенном подвиге для созидания великой свободной России. Призыв этот должен быть услышан.
"Русские Ведомости", № 170, 27 июля
Еще по теме
|