nik191 Воскресенье, 24.11.2024, 15:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2021 » Январь » 4 » 3 января 1881 года Москва
05:21
3 января 1881 года Москва

На прудах Юсупова сада

( мысли двух спортсмэнов прекрасного пола)

Первая: И эта несносная туда же лезет!... Летом кокетничала, без стыда шатаясь по "Пуанту", а зимою ломается катаясь на коньках!

Вторая: И эта здесь. Пфе, а еще говорила каждому: " Я ужасно боюсь льда, да и не хочу поскользнуться и упасть!" Нечего кривляться: мы обе, я полагаю, давно уже поскользнулись и несколько раз падали...

 

(Шут : художественный журнал карикатур. - СПб., № 49, 1881 г.)

 

 

 

МОСКВА 3 ЯНВАРЯ.

 

Если в области внутренней политики вообще истекший год ознаменовался некоторым поворотом к лучшему, то в народно-хозяйственном отношении он вполне оправдал те свойства, какие народное поверье приписывает высокосным годам.

Это был тяжкий год для русской народной экономии — тяжкий потому, что от самого начала до конца его нашей стране приходилось бороться с непривычными в прежние времена заботами о насущном хлебе. Еще по наследству от 1879 года перешли к прошедшему году продовольственные затруднения, достигшие в Закавказье и к восточной границе крайней степени остроты. Россия давно отвыкла от таких картин, какими переполнены были в начале прошлого года корреспонденции из голодающего Закавказья и восточных степных окраин.

Правительству пришлось затратить почти все имевшиеся в его распоряжении продовольственные средства, чтобы хотя несколько умерить нужду: но продолжительная суровая зима расстроила обычные расчеты и повела к тому, что даже денежные пособия от казны не в состоянии были во многих пострадавших от бескормицы местностях спасти драгоценного народного капитала — скота.

Истощенное население надеялось вздохнуть свободнее после новой жатвы. Действительно, в начале весны отовсюду неслись известия о благоприятных всходах; но почти на всем пространстве хлебородной степной полосы скоро наступило разочарование. В Поволжье погубила жатву засуха, а в более западных частях степной полосы обрушился на сельское хозяйство новый бич в виде разного рода вредных насекомых. В одних местах хлебный жук, в других—саранча, в третьих—гессенская муха, в четвертых - какой-то червь, заполонили поля и истребили большую или меньшую долю урожая.

С лихорадочной энергией принялись земства за изыскание мер для борьбы с страшными врагами; но разрозненные, лишенные возможности сговориться об общей программе действий, они скоро должны были признать свое бессилие пред мириадами насекомых, которыя не признают административных границ. К тому же первое серьезное обсуждение вопроса убедило земства, что для успешного противодействия злу требуется произвести резкую ломку в обычных хозяйственных приемах и крупные затраты, не доступные не только для уезда, но и для целой губернии. Органам самоуправления поневоле пришлось отложить дело до более счастливого будущего.

Между тем последствия неурожая не замедлили обнаружиться, и притом немедленно после жатвы. Почти вслед за уборкой, цены на хлеба, особенно на рожь, поднялись до небывалой высоты, и притом повсюду. В Москве, например, цена за куль ржаной муки, державшаяся в течение большей части 1879 года на 6—7 руб., поднялась к июню 1880 года до 11 р., к июлю до 12, к сентябрю до 13 1/2 р., а в октябре достигла 17 р. Цена печеного хлеба с 2—2 1/2 к. за фунт дошла в Москве до 4 к., а в Петербурге даже до 5 к.

Эта небывалая дороговизна заставила забыть на время остальные экономические интересы и сосредоточить все внимание на прокормлении народа. Город и земство наперерыв старались организовать временную помощь нуждающимся, государство явилось с своевременным денежным пособием. благодаря этим мерам, паника начинает несколько успокоиваться, тем более, что и самые цены на хлеб в последнее время клонятся к понижению.

Но если нашей стране и удалось, по-видимому, на этот раз отделаться от острого продовольственного кризиса, который грозил два месяца тому назад, то прошлогодний неурожай во всяком случае не прошел бесследно. Продовольственные затруднения прежде всего повлекли за собой огромное сокращение хлебного отпуска. В первые 9 месяцев 1880 года вывоз хлеба из России оказался по таможенным сведениям, на 10,322,260 четвертей меньше против соответствующего периода 1879 года. За целый год недочет в вывозе будет конечно еще больше, ибо в осенние месяцы нам приходилось не отпускать а даже, — чего давно уже не бывало, — ввозить из за-границы рожь и особенно кукурузу.

Такое сжатие вывоза являлось конечно необходимой мерой самосохранения страны, но оно не могло не произвести расстройства в сложившемся балансе международных платежей, за которое придется расплачиваться в будущем. В связи с сокращением заграничного отпуска последовал крупный упадок перевозки и дохода на железных дорогах. За первые девять месяцев 1880 года железными дорогами недовыручено против того же периода 1879 г .— 17 1/2 мил. рублей, или около 1,000 р. на версту дороги. Далее, как всегда бывает в нашей земледельческой стране, продовольственные затруднения не замедлили отозваться на ходе мануфактурной промышленности и внутренней торговли. Отовсюду несутся жалобы на вялость торговли, фабрики уменьшают работу, и тем создают новые трудности для рабочего класса, у которого дороговизна предметов пропитания и без того уменьшила обычные заработки.

Затруднения в народном хозяйстве затронули и хозяйство государственное. Хотя в настоящее время еще неизвестны финансовые результаты прошлого года, но уже давно было слышно, что ожидается значительный недобор в доходах. Государственная смета на будущий 1881 год сведена с дефицитом в 50 мил. руб.

Экономические неудачи прошлого года заставили и правительство и органы местного самоуправления серьезнее, нежели прежде, всмотреться в причины давно уже замечаемого ненормального состояния в народно-хозяйственном организме. Государство сделало почин в реформе податной системы, отменой давно всеми осужденного соляного акциза. План погашения текущего долга государственного казначейства банку, чрез ежегодную уплату по 50 миллион. рублей, открывает перспективу постепенного исправления нашей денежной системы, расстроенной выпусками кредитных билетов на военные потребности. Но независимо от этих начинаний, жизнь возлагает на государство множество новых задач, которые требуют и новых приемов.

Под влиянием тех же тревог, многие земства ревностно взялись за изучение экономического быта, причем, как например, в Саратовской губер., оказалось, что в неурожаях и обеднении крестьянства виноваты не одни климатические влияния. На последних земских собраниях затронуто больше вопросов, клонящихся к улучшению сельского быта и крестьянского хозяйства, нежели сколько рассмотрено было в течение целого минувшего десятилетия.

Особенно видное место в ряду таких вопросов занимают обсуждавшиеся во множестве губерний проекты мелкого земельного кредита, которые теперь сразу, после многих лет, вышли на свет. Но большая часть возбужденных вопросов таковы, что отдельные земства бессильны для их решения, и поневоле должны сводить свою роль к простым ходатайствам пред правительством.

Зайдет ли речь о податной реформе, о сельском кредите, о переселениях, об улучшении способов сдачи в аренду государственных земель, об изменениях в сельскохозяйственной культуре, об исправлении железнодорожных порядков, — везде на первом плане стоит деятельность государства, без которой у местных органов связаны руки. На государство таким образом ложится целый ряд новых неотложных задач, которыя имеют ту особенность, что, касаясь самых глубоких сторон народного быта, требуют ближайшего изучения местных условий и трудно поддаются обычным бюрократическим приемам. По самому существу своему, эти задачи могут быть решены государством лишь в тесном единении с самим заинтересованным в них обществом.

Вступая в новый год, мы не можем не пожелать, чтобы это единение из области отвлеченной мысли поскорее перешло в живое дело.

 

 Русские ведомости. - Москва, № 3, 3 января 1881 г.

 

 

Еще по теме

 

31 декабря 1880 года. Внутренние известия

......................................

1 января 1881 года Внутренние известия

..............................

2 января 1881 года Внутренние известия

..............................

3 января 1881 года Москва

4 января 1881 года Москва

 

 

 

 

 

 

Категория: Как это было | Просмотров: 242 | Добавил: nik191 | Теги: 1881 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz