29 (16) декабря 1915 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
Западный фронт.
В рижском районе, южнее озера Бабит, немцы пытались наступать на наши окопы, но были отражены огнем. Часть немцев, однако, залегла около проволочных заграждений. Высланными нашими партиями остатки германцев были отогнаны в свои окопы.
На остальном фронте до района реки Припяти обычная ружейная и артиллерийская перестрелка.
На фронте к югу от Припяти и в Галиции повсеместные столкновения продолжаются, принимая местами ожесточенный характер.
Кавказский фронт
Без перемен.
Северный фронт
16-го декабря.
Попытка бронированного автомобиля противника подойти к нашим окопам по Баусскому шоссе была легко отражена нашим огнем.
На всем фронте рижского района велась перестрелка, особенно сильная у икскюльского предмостного укрепления.
Западный фронт
16-го декабря.
Настало затишье изредка прерываемое мелкими столкновениями разведчиков.
Юго-западный фронт
16-го декабря.
На всем фронте к югу от Припяти и в Галиции столкновения передовых частей перешли в ожесточенный бой.
Кавказский фронт
16-го декабря.
В прибрежном районе Черного моря и юго-западнее горы Ах-Даг (в районе озера Тортум-Гель) нашим огнем прекращены работы турок по укреплению позиций.
Из военных обзоров
«День», на основании авторитетных источников, сообщает:
«Последние дни в южной части нашего фронта ознаменовались рядом наступательных действий противника, предпринимаемых на ограниченных, но все же довольно значительных, участках. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что все наступательные попытки этого рода мы отбиваем артиллерийским огнем.
Применение сильных огневых действий, таким образом, обнаруживается повсеместно, где только имеют место случаи наступления австро-германцев. Это ставит на очередь вопрос, не будет ли новая стадия крупных событий, которые, несомненно, приближаются на нашем фронте, в сущности состязанием огневых ресурсов обеих сторон? Военные авторитеты разрешают этот вопрос в отрицательном смысле. Огонь играет важнейшую роль в настоящей войне, а в предстоящей ее стадии его применение будет, вероятно, еще более значительным. Но, тем не менее, огнестрельное оружие будет по преимуществу подготовительным средством борьбы, и последняя все же будет разрешаться штыковыми боями.
Несомненно только одно: к огневому состязанию мы теперь подготовлены больше, чем это было раньше. Но не следует думать, что в этом отношении противник испытывает истощение. Верное средство борьбы, однако, не в огне, а в непосредственном бое».
— «Русский Инвалид» пишет:
«На нашем главном фронте широкая программа боевых операций не сулит германцам особого успеха, так как условия зимней войны не побуждают германо-австрийцев покидать свои приспособленные на зиму постройки и окопы. Если сейчас заметно некоторое оживление на крыльях нашего фронта, и так это скорее объяснимо стремлением противника исправить свои прежние недочеты, взять двинский водный рубеж и дотянуться на юге до известных уже железнодорожных узлов Ровно—Сарны —Лунинец.
Надо признать, что линия железной дороги, проходящая через последние пункты, как поперечная, до сего времени чрезвычайно нужна нашим противникам. Так как самый главный участок железнодорожной линии на южном нашем театре еще австро-германцами не взят, то весьма естественно, что здесь операции могут принять характер более оживленный, чем на фронте реки Двины. Установив основную идею своих действий— оперировать быстро и решительно, германцы везде ведут строгий расчет времени, стремясь предупредить таковые же расчеты своих противников. Так как, по их мнению, русская армия к весне наступающего года будет угрожать им наступлением по всему фронту, то они, естественно, будут стремиться упредить нас в этом отношении.
Пока же у германцев до этого события имеется еще некоторый запас времени, и возможно, что они используют его для решительных действий против главного фронта наших союзников, которые уже теперь являются для германцев крайне опасными. С такой последовательностью в расчете крупных операций германский генеральный штаб, установив заранее очередь, бросается на своих противников на отдельных фронтах.
За Сербией черед подходит к тому из последних, которым начата была настоящая мировая война. Центральное регулируемое единою направляющею волею положение наших противников, являясь их крупным преимуществом, дает им возможность достигать намеченных целей с желательною для них последовательностью».
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 25 (12) декабря 1915 года
Первая мировая война. 26 (13) декабря 1915 года
Первая мировая война. 27 (14) декабря 1915 года
Первая мировая война. 28 (15) декабря 1915 года
Первая мировая война. 29 (16) декабря 1915 года
Первая мировая война. 30 (17) декабря 1915 года
|