25 (12) февраля 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
12-го февраля 1916 года.
Западный фронт
На Рижском участке сильная перестрелка в районе юго-восточной части острова Далена.
Под Двинском вчера велась оживленная перестрелка у Иллукста и к югу от Гарбуновки.
В районе к западу от Кухоцка - Воля (юго-западнее Пинска) нашими разведчиками, преодолевшими широкие проволочные заграждения, уничтожена застава противника. Взяты пленные.
В Галиции, в районе с.с. Гладки и Воробиевка и у Михалче продолжается бой ручными гранатами и бомбами за обладание воронками.
Черное море
Наши миноносцы в районе Синопа уничтожили 4 парусных судна, разрушили мосты на прибрежной дороге и частью перебили, частью рассеяли, караван верблюдов, шедший под прикрытием воинской части.
Кавказский фронт
Нашими войсками с боя занят город Иссир. Преследование противника в Эрзерумском и Хнысском районах продолжается.
В Персии, в Керманшахском районе, наши войска, выбив противника с горных позиций, заняли город Сахнэ; в этом бою нами захвачено 4 орудия.
К югу от Тегерана наши войска вступили в г. Кашан.
Северный фронт
12-го февраля.
На рижском участке велась сильная перестрелка в районе юго-восточной части острова Далена.
Под Двинском вчера велась оживленная перестрелка у Иллукста и к югу от Гарбуновки.
Западный фронт
12-го февраля.
Значительных боевых столкновении не было.
Кавказский фронт
12-го февраля.
Преследование остатков разбитой и деморализованной турецкой армии безустанно продолжалось.
Франко - англо - бельгийский фронт
ГАВР, 9-го (22-го) февраля. Бельгийское сообщение:
«На бельгийском фронте не произошло ничего выдающегося».
ПАРИЖ, 9-го (22-го) февраля. Официальное сообщение от 9-го февраля, 3 час. дня:
«В Артуа, после ожесточенной бомбардировки, о которой сообщалось вчера, неприятель к вечеру произвел сильную атаку против наших позиции у леса Живанши и проник в наши траншеи первой линии, совершенно разрушенные, на фронте, протяжением приблизительно в 800 метров, а равно в некоторые пункты нашей траншеи второй линии. Однако после произведенной нами контратаки он в настоящее время занимает лишь некоторые части этой траншеи.
Неприятель, численность которого определена в семь батальонов, потерпел значительные потери от нашего заграждающего артиллерийского, а также ружейного и пулеметного огня. К юго-востоку от Рокленкура неприятель взорвал мину, воронка которой занята нами. Продолжалась деятельность артиллерии в районе Вердена.
Германцы вчера к вечеру атаковали наши позиции к востоку от Брабан-сюр-Мэз, между Буа-Омон и Эрббуа, и захватили некоторые элементы выдвинутых вперед траншей, причем местами пробились до траншей второй линии, откуда были отброшены нашими контратаками. Мы взяли около 50 пленных. К востоку от Сеппуа были отражены две атаки германцев. Артиллерия проявила довольно сильную деятельность на фронте Шапелотт и Бандесапт.
Вчера вечером цеппелин летал над Люневиллем и сбросил несколько бомб, причинивших лишь незначительные повреждения. Преследуемый нашими летчиками, цеппелин повернул в направлении к Мецу».
ПАРИЖ, 9-го (22-го) февраля. Официальное сообщение от 9-го февраля, 11 часов вечера:
«В Бельгии происходила бомбардировка неприятельских траншей к востоку от Бусинге. В Артуа обильно выпавший снег препятствовал всяким наступательным действиям. В Шампани мы подвергли разрушительному огню неприятельские работы к западу от Наварэна.
В районе к северу от Вердена германцы, после ожесточенной бомбардировки обоих берегов реки Маас, в течение дня произвели ряд весьма энергичных пехотных атак на нашем фронте между Брабан-сюр-Мэз и Эрббуа. Все атаки, произведенные против Брабан-сюр-Мэз и Эрббуа, были отражены. Между этими двумя пунктами ценою больших потерь неприятелю удалось занять Омонский лес и выступ, замыкающий нашу линию к северу от Бомона. К северо-западу от Фромээ мы заграждающим огнем помешали осуществлению подготовлявшейся атаки. Артиллерия обеих сторон проявила довольно большую деятельность в районе Бандесапта к западу от Алткирха».
ЛОНДОН, 10-го (23-го) февраля. Сообщение британской главной квартиры во Франции:
«Прошлой ночью неприятель взорвал мину к востоку от Живанши. У нас потерь не было. Неприятель обстреливал ночью Поперинге. Рано утром мы взорвали мину близ Гогенцоллернского редута и заняли ближайший край воронки. Артиллерия бомбардировала траншеи неприятеля в окрестностях Арнкур-Овильэ и канала Ипр-Комин. Неприятельская артиллерия обстреливала наши позиции к юго-западу от Ипра, пользуясь неоднократно снарядами, вызывающими слезотечение. Наши траншеи к северу от Ипра, между Ипрским шоссе и каналом, также подверглись обстрелу.
В один из наших аэропланов попал снаряд, в буквальном смысле срезавший ногу пилота, который, однако, имел силу благополучно спуститься, так что наблюдатель не пострадал».
БАРЛКДЮК, 9-го (22-го) февраля. Сбитый вчера цеппелин был замечен около 8 часов вечера, когда он с погашенными огнями шел на высоте 1800—2000 метров, борясь с ветром. Как только он достаточно приблизился для обстрела, был открыт огонь, причем цеппелин был пробить насквозь воспламеняющимся снарядом. Огонь пробежал по всему корпусу воздушного корабля, ясно обрисовывая его силуэт. Дирижабль горел причем не было слышно взрывов, а затем медленно стал спускаться, светясь горящими частями своей оболочки, которые, одна за другой, отрывались. Когда цеппелин коснулся земли, то находившиеся на нем бомбы взорвались. Сбежавшаяся толпа нашла только бесформенные обломки, за которые цеплялось от 20 до 30 совершенно голых трупов. Только один офицер был еще покрыт лохмотьями своей формы. Цеппелин имел название LZ 77 и принадлежал к новому типу морских дирижаблей. Второй цеппелин, шедший на расстоянии 15 километров от первого и бывший свидетелем его разрушения, повернул тотчас же после катастрофы обратно.
Итальянский фронт
РИМ, 9-го (22-го) февраля. Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 9-го февраля:
«В долине Сугана наши войска методичным наступлением заняли горную зону Колло между потоками Ларганца и Чельо. Атака была начата на рассвете 6-го февраля. При густом тумане, по глубокому снегу, отряды нашей альпийской пехоты с 8-ю добровольцами-разведчиками достигли вершины Колло и соседних высот, откуда они выбили неприятельские отряды, их занимавшие. С позиций Фраворт, Монте-Кола и Конелле неприятельская артиллерия открыла сильный огонь, но наша артиллерия заставила ее умолкнуть. Последовательные контратаки неприятеля, поддержанные артиллерийским огнем, были все отражены.
В ночь на 6-е февраля наши войска новым натиском расширили занятое пространство к западу по направлению к перевалу Монте-Кола. Новыя, захваченные нами позиции представляют твердую защиту бассейна Борго, а также местностей Торчоньо, Ройки и Ронченьо, нами занятых».
Война на море
КОПЕНГАГЕН. 9-го (22-го) февраля. Захваченные германцами третьего дня датские пароходы «Ваndоn» и «Веrgеnhaus» сегодня отпущены и отправились к местам назначения.
ЛОНДОН, 9-го (22-го) февраля. Британский пароход «Wingler» потоплен. По-видимому, спасся только один из экипажа. (ПТА).
Мнение «Тimes» о планах противника
Сотрудник газеты «Тimes» рассматривает предположения о возможных планах германского генерального штаба на 1916 год.
Он отмечает, что есть довольно веские указания на намерения германцев обрушиться на Францию или Англию. Атаки последнего времени на различных участках франко-бельгийского фронта могут означать вступление к серьезным операциям, но могут быть и простыми демонстрациями. Они все же показали, как например у Фриз (к югу от р. Сомм), что позиции союзников не совсем неуязвимы и это может побудить немцев на серьезную здесь попытку. Наконец немцы не оставили своего страстного желания нанести удар Англии.
Англичане этого не особенно боятся, так как верят в могущество своего флота и знают, что против немцев на франко-бельгийском фронте сосредоточены громадные силы с многочисленную артиллериею и неисчерпаемым запасом снарядов, что войска английские, французские и бельгийские проникнуты непоколебимым духом и мужеством. Все военные власти на фронте положительно утверждают, что немцы здесь встречают такой отпор, которого они не забудут. Хотя первая линия укреплений, а может быть и вторая, не могут считаться вполне неприступными, но во всяком случае все резервы набросятся на германцев и враги здесь встретят укрепления и живую силу, несравненно более действительные, чем в 1914 г., когда их наступательный порыв был остановлен на Марне.
Немцы все это тоже хорошо знают и потому сотрудник «Тimes» полагает, что, несмотря на некоторые приметы, серьезные операции германцев на западе мало вероятны.
Весьма возможно, говорит он, что они будут бряцать оружием на западе, подготовляя решительный удар на своем восточном фронте. Это было бы лишь продолжением кампании 1915 года, когда они были столь близко к результату, но он ускользнул от них.
Немец очень упорен и хорошо знает, что если он даст русским еще время в 1916 г., то Россия накопит такие силы и столько запасов, что справиться с нею уже будет немыслимо и удерживаться на востоке на фронте свыше 1.000 километров, станет совершенно невозможным.
В каком же направлении германцы поведут наступление на востоке, весьма вероятно, что в северном, имея объектом Петроград. Столица государства для противника всегда является магнитом; здесь сосредоточены важнейшие средства для ведения борьбы, а успехи на севере могут повести и к поражению флота. Кроме того, немцы все еще ослеплены надеждою, что овладение столицею может привести к прекращению сопротивления и к выгодному для них миру.
Для осуществления этого плана конечно немцам необходимо прежде всего отвлечь внимание русских от северного участка. Этот процесс теперь в полном ходу и до выступления армии Гинденбурга надо ожидать серьезной демонстрации на южном участке.
Что касается Балканского полуострова, то теперь немцы стараются занять там союзников в Салониках при помощи 100.000 болгарской армии и распространением слухов о готовящемся наступлении в греческую Македонию: то болгарская армия сосредоточивается близ границы, то собираются там турецкие силы, то германцы или австрийцы направляются к югу. Это все басни, созданные для введения в заблуждение союзников. Германских войск не более 50.000 к югу от Дуная, а может быть и совсем нет, кроме тех, которые перевезены в Константинополь с целью поднять турок на поход в Египет и в Месопотамию.
Однако, наступление русских войск на Эрзерум сильно охладит наступательный порыв турок, ибо им потребуются все их войска для отражения опасности, грозящей с востока. Все же начинания немцев на ближнем востоке оттягивают большое число войск союзников от главных фронтов.
Кавказский фронт
Турецкая главная квартира в своем официальном сообщении от 8-го февраля указывает, что отступление турецкой армии из Эрзерума на позиции к западу от этой крепости произошло без потерь и что в крепости турками было оставлено только 50 старых орудий, которые они не могли увезти с собой.
Вместе с тем, турецкая главная квартира опровергает якобы распространяемые русскими данные о взятии под Эрзерумом 1,000 орудий и 80,000 пленных. То же сообщение турок подчеркивает, что Эрзерум в действительности не был крепостью, а являлся лишь незащищенным городом, с укреплениями, не имеющими никакого военного значения.
В виду изложенного штаб Верховного Главнокомандующего сообщает, что Эрзерумская крепость, как единственный укрепленный пункт внутри Азиатской Турции, прикрывающий Западную Армению и Анатолию и запирающий все лучшие пути из Закавказья во внутрь Азиатской Турции, совершенствовалась турками, при содействии германцев, в течение уже многих лет.
Сильная сама по себе, по условиям местности, с фронта, обеспеченная с флангов чрезвычайно труднодоступными горными массивами, проходы через которые запирались сильными фортами, она являлась мощной преградой на наших путях наступления и представляла огромные преимущества для обороны с северо-востока и востока.
При пятидневном штурме этой твердыни, защищавшейся турками с настойчивостью, засвидетельствованной огромным количеством оставленных ими трупов убитых и замерзших, кавказская армия, преодолевая обледенения и кручи с проволочными и иными заграждениями, после артиллерийской подготовки пошла на штурм крепости.
Штурм фортов главной позиции велся с 28-го января по 2-е февраля включительно.
После захвата нами левофланговых фортов главной оборонительной линии турок, имевшей протяжение до 40 верст, судьба центральных и правофланговых фортов, а за ними и фортов второй линии и главной ограды, была решена, и 3 февраля, после коротких ударов, эти укрепления, заваленные трупами турок, остались в наших руках.
При штурме крепости некоторые турецкие полки были или уничтожены, или взяты в плен с полным командным составом.
Только на линии фортов мы захватили 197 совершенно исправных орудий различных калибров, на центральной же ограде крепости нам достались еще 126 орудий.
В эрзерумском укрепленном районе нами захвачены различного рода многочисленные склады, о которых уже сообщалось штабом Верховного Главнокомандующего, одновременно с точной цифрой попавших в наши руки пленных турок (235 офицеров и 12,753 нижних чина).
О силе удара, нанесенного нами турецкой армии, деморализованные остатки которой отступают в беспорядке к западу, можно судить хотя по тому, что некоторые трех-дивизионные армейские корпуса насчитывают ныне в своих рядах всего только до 3—5 тысяч штыков с несколькими орудиями, все же остальное или попало в наши руки, или погибло в боях и от морозов.
По последним данным, пленные турецкие офицеры и солдаты, захваченные нами в эрзерумском укрепленном районе и при дальнейшем преследовании, единогласно высказывают жалобы на свое верховное руководство, сосредоточившееся в руках немцев. Последние во время штурма Эрзерумской крепости первыми оставили укрепленный район, чем усугубили панику и растерянность в рядах уже дрогнувших к этому времени турецких войск.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 21 (08) февраля 1916 года
Первая мировая война. 22 (09) февраля 1916 года
Первая мировая война. 23 (10) февраля 1916 года
Первая мировая война. 24 (11) февраля 1916 года
Первая мировая война. 25 (12) февраля 1916 года
Первая мировая война. 26 (13) февраля 1916 года
|