23 (10) февраля 1916 года
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, 10-го сего февраля, изволил отбыть из Царского Села к действующей армии.
Подписал: Министр Императорского Двора, генерал - адъютант граф Фредерикс.
ВЫСОЧАЙШИЙ РЕСКРИПТ,
данный на имя генерала-от-кавалерии Плеве
Павел Адамович.
С началом военных действий вы были призваны Мною на должность командующего 5-ю армиею.
Ваша свыше сорокалетняя служба в офицерских чинах на ответственных и разнообразных должностях дала вам возможность с отличным успехом выполнять выпадавшие на вверенную вам армию тяжелые задачи.
В запечатленных неизменной доблестью ваших войск исторических боях 1914 и 1915 годов—под Холмом, Ярославом, Варшавою, Лодзью, в Риго-Шавельском районе и под Двинском, вы явили все необходимые качества решительного настойчивого и мужественного военачальника.
Искусное и энергичное руководительство ваше боевыми действиями вверенной вам армии уже было оценено по достоинству награждением вас в числе других высоких боевых наград— орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени.
Ваши качества выдающегося боевого начальника дали Мне основание два месяца тому назад возложить на вас командование армиями всего Северного фронта и эта задача была выполнена вами с тем же блестящим успехом, который сопровождал всю вашу деятельность в настоящую Великую войну.
Однако напряженные труды в течение истекших 19-ти месяцев войны отозвались на состоянии здоровья вашего и Я, к искреннему сожалению, вынужден уступить желанию вашему и освободить вас от руководства боевыми действиями наших доблестных армий.
Признавая необходимым и впредь пользоваться вашим ценным боевым и административным опытом, счел Я за благо назначить вас членом Государственного Совета.
Пребываю к вам неизменно благосклонный.
На подлинном Собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою написано:
«и благодарный НИКОЛАЙ».
В Царском Селе.
10-го февраля 1916 года.
От штаба Верховного Главнокомандующего
10-го февраля 1916 года.
Западный фронт
Над Риго-Фридрихштадтским и над Якобштадтским районами летало несколько немецких аэропланов, бросавших бомбы.
В районе Икскюда немцами велся сильный огонь.
Над Двинской позицией летало два цеппелина.
У Иллукста оживленный огневой бой; причем немцы бросали мины большого калибра.
Ночью противник усиленно обстреливал наше расположение западнее озера Свентен, распространяя огонь на юг до озера Ильзен.
Кавказский фронт
Преследование остатков разбитой и деморализованной турецкой армии безустанно продолжалось.
Западный фронт
10-го февраля.
Значительных боевых столкновении не было.
Юго-западный фронт
10-го февраля.
Боевых столкновений не было.
Франко - англо - бельгийский фронт
ПАРИЖ, 7-го (20-го) февраля. Сегодня в Париже скончалась супруга русского посланника в Бельгии княгиня Кудашева.
ПАРИЖ, 7-го (20-го) февраля. Официальное сообщение от 7-го февраля, 3 ч. дня:
«В течение ночи не произошло ничего выдающегося».
ПАРИЖ, 7-го (20-го) февраля. Официальное сообщение от 7-го февраля, 11 час. вечера:
«В Бельгии, после ожесточенной бомбардировки наших позиций, германцы пытались перейти через Изерский канал у Стеенстрете. Нескольким неприятельским группам удалось проникнуть до нашей перволинейной траншеи, откуда они тотчас же были отброшены. В Шампани происходил обстрел неприятельских расположений к северу от Тагюра и к востоку от Наварена.
В Аргоннах у Вокуа, мы взорвали две мины, разрушившие неприятельские работы. Между реками Маас и Мозель, наши батареи бомбардировали неприятельские расположения в направлении к Варк-Сент-Илер, причем вызвали несколько пожаров и весьма сильный взрыв. К югу от Сен-Миэля нашим огнем были разрушены германские работы к западу от Апремонского леса. Неприятельский летчик сбросил несколько бомб над Дюнкерком, не причинивших никаких повреждений. Другой неприятельский летчик сбросил в последнюю ночь два снаряда, упавшие на равнине к югу от Люневиля».
ГАВР, 7-го (20 го) февраля. Бельгийское сообщение:
«На фронте бельгийской армии день прошел спокойно. В районе Стеенстрате происходил бой с применением ручных гранат».
ЛОНДОН, 7-го (20-го) февраля. Сообщение британской главной квартиры во Франции:
«Прошлою ночью неприятель после сильной бомбардировки атаковал наши траншеи, расположенные к западу от Серри. Атака окончилась полной неудачей. К юго-востоку от Безенге неприятель завладел незначительным передовым постом. Наши летчики произвели ночью успешный налет на аэродром в Камбрэ и сбросили бомбы, взорвавшиеся внутри ангара, в котором находились аппараты. Английские летчики вернулись невредимыми».
ЛОНДОН, 7-го (20-го) февраля. Сообщение британской главной квартиры во Франции:
«Вчера утром германцы сделали набег на наши траншеи около Гоммкур и захватили несколько пленных. Убитыми и ранеными мы потеряли семь человек. Поздно ночью происходила артиллерийская перестрелка вокруг Гоохэ. Сегодня мы бомбардировали неприятельское укрепление близ Летукэ».
ЛОНДОН, 7-го (20-го) февраля. Официальное сообщение:
«Два германских биплана произвели сегодня утром полет на Ловестовт и сбросили около семи бомб с большой высоты, после чего исчезли из вида. Нападение не повлекло за собою жертв людьми. Повреждены здание ресторана и два жилых дома. Германские аппараты подверглись безрезультатному преследованию со стороны двух морских аэропланов. Германские бипланы сбросили бомбы около маяка Кентиш-Нок, а другой германский аппарат сбросил шесть бомб над Вальмером, причем двумя снарядами были разрушены крыши домов, а другой снаряд упал во время богослужения около церкви, в которой были разбиты окна. Третья бомба упала близ набережной, причем ею были убиты один обыватель и матрос. Все жертвы выражаются в следующих цифрах: убито двое мужчин и мальчик и ранены два матроса. Два британских аэроплана из Дувра преследовали германских летчиков, однако не настигли их».
Итальянский фронт
РИМ, 7-го (20-го) февраля. Сообщение главной квартиры от 6-го февраля:
«По всему фронту происходили артиллерийские бои, причем в виде возмездия были обстреляны населенные местности. В ответ на многочисленные нарушения международного права, упорно допускавшиеся неприятелем с самого начала войны, вчера наш отряд аэропланов системы Капрони совершил налет на Любляну. Несмотря на огонь многочисленных батарей для обстрела аэропланов и на атаки групп неприятельских летчиков, наши смелые авиаторы успешно достигли цели. Спустившись над городом, среди облаков, аэропланы сбросили несколько десятков гранат и бомб. Один из наших аппаратов Капрони, атакованный и окруженный шестью австрийскими аэропланами, принужден был снизиться на неприятельской территории. Остальные аппараты благополучно вернулись на наши линии».
РИМ, 7-го (20-го) февраля. Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 7-го февраля:
«В долине Сугана продолжаются нападения наших небольших пехотных частей. Нами взято несколько пленных. На остальном протяжении фронта происходит обычная артиллерийская перестрелка. Наша артиллерия подвергла обстрелу Угговиц в долине Фелла, где были замечены значительные передвижения войск. Неприятельский аэроплан сбросил несколько бомб на Ала, не причинивших никакого вреда».
Турецкий фронт
БУХАРЕСТ, 8-го (21-го) февраля. Из Константинополя сообщают, что Энвер-паша и Лиман фон-Сандер, в сопровождении многочисленной свиты германских и турецких офицеров выехали по Анатолийской железной дороге. Держится упорный слух, что они направляются в Сивас, с целью принятия военных мер для организации линии обороны, чтобы воспрепятствовать наступлению русской армии, возможность которого сильно тревожит младо-турецкие круги.
Военный обзор
Бой против гидроаэропланов
Из Англии получены интересные подробности об отражении пароходом «Балгоуни» атаки германских летчиков. Названный пароход, на пути из Лондона в Роттердам, неожиданно был атакован тремя немецкими гидро-аэропланами, прилетевшими с юго-востока и начавшими бросать бомбы на палубу судна. Из сброшенных 23 бомб, ни одна не попала в цель, благодаря искусству управления шкипера, ведшего пароход зигзагообразными курсами на полном ходу.
Бой продолжался более получаса, причем когда летчики израсходовали весь свой запас бомб, то начали обстреливать английское судно из пулеметов, продолжая стрельбу, пока у них хватило патронов. Единственным средством обороны на пароходе служили охотничье ружье в руках шкипера и сигнальные ракеты. Хотя германские гидро-аэропланы не получили никаких повреждений ни от ружейного огня, ни от ракет, тем не менее эти последние заставили неприятельских летчиков держаться гораздо выше, чем сие им было желательно. Действуя же с большой высоты, они этим самым уменьшали успешность своей стрельбы, в результате чего пароходу удалось благополучно уйти от противника.
Потери германского воздушного флота
По поводу гибели в Северном море германского цеппелина L 19 следует привести помещенные в последнем выпуске английской «истории войны», издания Нельсона и находящейся под редакцией Бухана, сведения о потерях германского воздушного флота, откуда видно, что за 1914 год Германия потеряла 4 цеппелина и 4 воздушных корабля другой системы, а за 1915 год 17 цеппелинов и 3 воздушных корабля других типов, итого 21 цеппелин и 8 других воздушных судов, причем из их экипажей 124 человека было убито и 150 человек взято в плен.
Что же касается германских сведений по этому поводу, то еще в марте прошлого года граф Цеппелин писал в газете «Соnstanzеr Nach richten», что Германия за первые 8 месяцев войны потеряла 9 воздушных судов и понятно, что после этого число погибших судов этого типа значительно увеличилось. Кроме того в том же издании находим интересные сведения о гибели германских цеппелинов в мирное время, начиная с 1906 года, когда они впервые появились и в том же году погиб на Констанцском озере во время бури цеппелин Z 2. После в 1908 году немцы потеряли 1 такое судно. В 1909—1, в 1910—2, в 1911—1, в 1912—1 и в 1913—4. Но несмотря на такие потери, доказывающие некоторые недостатки этих судов, немцы к началу войны все-таки имели 23 воздушных корабля, причем 3 из них были морского типа, 10 сухопутного и 3 пассажирскаго. Затем было 7 воздушных судов другой системы.
О количестве этих судов, построенных во время войны точных сведений нет, но надо считать, что в Германии выпускалось по одному новому цеппелину каждые три недели, хотя эти сведения исходят из германских источников или основаны на заявлениях нейтральных журналистов, повторявших те сообщения, которые находили им нужным делать германские офицеры.
Защищенные от взрыва мин корабли
Журнал «Nav. and Milit. Record» говорит, что морской департамент (т. е. министерство) Сев.-Амер. Соед. Штатов усиленно занят изучением результатов боевых столкновений, происходящих во время этой войны, и для этого его морские агенты в Англии, Германии, Австрии, Италии и России присылают в Америку самые подробные донесения.
В смысле использования опыта этой войны еще до ее окончания, Соед. Штаты находятся в исключительно выгодных условиях, так как из всех 7-ми великих морских держав мира только одна американская республика не принимает участия в ней и может спокойно употреблять все свои технические средства на создание флота, удовлетворяющего последним требованиям военно-морской науки.
Одним из последствий такой деятельности американских морских авторитетов является изыскание средств для обеспечения линейного корабля от потопления после попадания в него неприятельской мины. Уже несколько раз сообщалось, что американские моряки окончательно отказались от мысли, что подводная лодка может снести с океанов линейные суда и согласно новой судостроительной программы этой державы намечены к постройке громадные боевые суда, подобных которым нет ни в одном из государств мира. Американский морской департамент давно отказался от мысли, что современный линейный корабль является «корзиной, в которой имеется слишком много яиц» и находит, что можно вполне обеспечить эту «корзину» от разрушения ее подводными взрывами. Кроме того, подобное обеспечение корабля достигается не при помощи ослабления его броневой защиты, но ее усовершенствованием.
В настоящее время американские морские инженеры, оставшись неудовлетворенными в этом отношения конструкцией судов, построенных до этой войны, нашли средства для защиты корабля от взрыва одной мины любой силы. Пока не опубликованы детали конструкции новых судов, т. е. двух линейных кораблей и двух линейных крейсеров, которые начаты постройкой, но известно, что при постройке их корпусов будут применены новые меры, предложенные американскими инженерами, изучившими действие современных мин по имеющемуся в их распоряжении обширному материалу, который дала им эта война и наблюдательность американских морских агентов.
В. Э.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 19 (06) февраля 1916 года
Первая мировая война. 20 (07) февраля 1916 года
Первая мировая война. 21 (08) февраля 1916 года
Первая мировая война. 22 (09) февраля 1916 года
Первая мировая война. 23 (10) февраля 1916 года
Первая мировая война. 24 (11) февраля 1916 года
|