4 сентября (22 августа) 1917 года
Сообщение из ставки
ВТОРНИК, 22 го августа.
Западный фронт
На рижском направлении, на левом берегу реки Двины, западнее Риги, наши войска с утра 20 августа отошли на линию Бильдерлинсгоф—Медем—Дален.
На икскюльском направлении, на северном берегу реки Двины, в течение 19 и 20 августа германцы вели настойчивыя атаки, главным образом на фронте Шталь — Мельмугер — Скрипте — Лаусин — устье реки Огер. К вечеру 20 августа им удалось прорвать наши позиции на реке Эгель в раионе Мельмугер—Скрипте. Некоторые из наших частей самовольно оставили позиции и отходят на север. Попытки восстановить положение контратаками не дали положительных результатов. В виду создавшегося угрожающего положения в рижском районе отдано распоряжение об оставлении указанного района.
На остальном фронте перестрелка, наиболее интенсивная на виленском направлении.
Рижское направление. Утром 21 августа наши войска оставили город Ригу, взорвав Усть-Двинские укрепления, мосты через р. Двину и в настоящее время продолжают отход в северо-восточном направлении, вдоль побережья Деревня Кабли (40 вер. южнее Пернова). Гайнаш, Кописуль и Пидде на Рижском побережье обстреливаются неприятельскими судами.
Икскюльское направление. В течение 21 августа германцы продолжали развивать свой успех в северном направлении на Вальдепроде—Псковское шоссе и в северо-восточном направлении на Кранцен в обход наших двинских позиций. К вечеру противник сбил наши войска на р. Большой Егель, прорвав фронт нашего расположения на 13 верст в районе Вальдепроде, захватив этот последний пункт.
Наши войска отходят в северном направлении. Приняты меры для ликвидации прорыва. В районе Мольден—Рыбнак— Кранцен наши части не выдержали натиска противника и отходят в северо-восточном направлении. Дезорганизованные массы солдат неудержимым потоком устремляются по Псковскому шоссе и по дороге Бидерь—Лембург.
На двинском направлении оживленная артиллерийская перестрелка.
Кавказский фронт
Перестрелка.
Румынский фронт
На фокшанском направлении в течение 20 августа противник несколько раз атаковал позиции румын в районе Гауриле—Варница, но был отбит с большими потерями.
На остальном фронте перестрелка.
Черновицкое направление. В районе южнее дер. Слободзея, отбиты атаки противника с большими для него потерями. На остальном фронте перестрелка.
Действия летчиков
В районе нижнего течения реки Збруча французский летчик лейтенант Лекман сбил змейковый аэростат противника.
Русский фронт
МОГИЛЕВ. 21 августа. — Опубликован следующий приказ Верховного Главнокомандующего генерала Корнилова:
„На фронте идут бои. Льется кровь верных сынов отечества. А в тоже время подлые трусы и изменники, дезертировав в тыл, уклоняются от исполнения своего воинского долга. Меры, принятые Временным Правительством, лишающие их права выбора в Учредительное Собрание, предположение при аграрной реформе лишить дезертиров земельного надела по отношению к таким людям не достигают результатов.
Тому, кто ради шкурного интереса бежит в тыл, тому, кто готов из-за трусости пожертвовать честью родины,—тому, видимо, не дороги ни собственная честь, ни гражданские права, недавно приобретенные. Дезертиры позорят высокое звание защитника отечества и, как недостойные сыны его, должны предаваться в руки правосудия.
Для изменников не может быть ни жалости, ни снисходительности и я, Верховный Главнокомандующий, обращаюсь к самому населению с призывом бороться всеми средствами с укрывающимися в тылу дезертирами, памятуя, что ряды фронта редеют и солдаты, честно исполняющие свой долг, с надеждой смотрят на родину и ждут от нее поддержки.
Сельские, волостные и уездные комитеты, облеченные доверием их избравших, должны руководить поимкой дезертиров. Бездействие власти и укрывательство, как местных организаций, так и должностных лиц, преступны и будут караться со всею строгостью закона".
Французский фронт
ЛОНДОН. Офиц. сообщение британской главной квартиры во Франции от 20 августа:
„Неприятель предпринял вчера вечером энергичную атаку при помощи ручных гранат на выдвинутые посты юго-западнее Гаврикура, которых он не достиг в течение предыдущей ночи. После оживленного боя, наши войска сначала были принуждены отступить, но вновь захватили, затем, эти посты с незначительными потерями. Неприятельская артиллерия в течение дня проявляла деятельность восточнее Ипра“.
ЛОНДОН, 21 августа. 20 августа вечером командующим войсками метрополии опубликовано следующее сообщение:
„Около 11 час. 15 мин. вечера неприятельские аэропланы пролетели над восточным побережьем Кента и через несколько минут направились обратно к морю, сбросив несколько бомб. Подробных сообщений о понесенных потерях не получено, но, как полагают, потери эти незначительны".
Итальянский фронт
РИМ. 21 августа. — Офиц. от 20 августа:
вчера на фронте Юлийских Альп особенно упорных боев не происходило. Мы отразили контратаки, произведенные неприятелем в южной части плоскогорья Байнзицца, против северных склонов Монте-Сан-Габриэле и к северо-западу от Тиволи (к востоку от Горицы).
Наши аэропланы успешно бомбардировали тыл неприятельского расположения на Сан-Габриэле. В долине Брестовица мы расширили позиции, захваченные нами 18 и 19 августа, причем взяли пленных и значительное количество боевых материалов. До настоящего времени сосчитано 1400 винтовок, 9 пулеметов, 5 траншейных мортир и большое количество боевых припасов.
В воздушном бою над Беллуно был сбит неприятельский аппарат. В долине верхнего Зебру, в районе Стельвио, отряды альпийских стрелков блестящей атакой вновь овладели выдвинутым вперед постом, оставленным нами 14 августа, взяв при этом в плен весь неприятельский гарнизон. На Ближнем Востоке наши части, вместе с войсками других союзников, овладели 18 августа высотою „1050“ в излучине Црны и захватили пленных. (Аг. Стефани).
Сообщение о взятых союзниками в плен и британских потерях
ЛОНДОН, (17 августа). Британское военное министерство сообщает:
Союзниками с 27 марта по 9 августа с. г. взято 167,780 пленных. С начала войны британцами взято 102,218 германских пленных; британские войска с начала войны потеряли приблизительно 56,500 пленных».
Телеграммы комиссара Войтинского
I.
Центральным Исполнительным Комитетом С. Р. и С. Д. получена следующая телеграмма от помощника комиссара при главнокомандующем армиями Северного фронта:
19 августа под прикрытием ураганного огня противнику удалось переправиться на правый берег Двины. Наши орудия не могли помешать переправе, так как большая часть орудий, прикрывающих район переправы, была подбита противником. Наш плацдарм засыпан снарядами и бомбами с удушливым газом. Войска принуждены были отступить на 5 в. от Двины на фронте протяжением 10 в.
Для восстановления положения двинуты свежие войска. Перед лицом всей России свидетельствую, что в этой неудаче нашей армии не было позора. Войска честно исполняли все приказания командного состава, переходя местами в штыковые атаки и идя навстречу верной смерти. Случаев бегства и предательства войсковых частей не было. Представители армейских комитетов вместе со мной в районе боев.
Помощник комиссара при главнокомандующем армиями Северного фронта, член Центрального Исполнительного Комитета Войтинский.
II.
Центральным исполнительным комитетом получена следующая вторая телеграмма комиссара Войтинского:
„В дополнение к сообщению командующего армией о ходе операций и о мерах, принимаемых командованием в интересах спасения армии из опасного положения, сообщаю подробности о событиях 19-го августа в районе прорыва. Сосредоточив против расположения дивизии подавляющие силы артиллерии, противник частью подбил, частью задушил химическими снарядами все наши орудия, прикрывавшие участок. Огнем артиллерии были разрушены окопы первой линии этой дивизии и полки дивизии, понеся огромные потери, вынуждены были отступить.
Некоторые части дивизии были при этом рассеяны. Это дало немцам возможность навести мосты и переброситься на правый берег почти без потерь. Задача ликвидации прорыва и преграждения распространения противника была возложена на ген. Б. Задача осложнялась до крайней степени огромным протяжением прорыва, полным расстройством связи между частями и совершенным отсутствием артиллерии.
В то время, как другие войска организовали защиту, на второй линии окопов, вокруг захваченного противником плацдарма, в контратаку против переправившихся частей были двинуты остатки названной дивизии и новой. Обе дивизии вели бой до поздней ночи, причем много раз отдельные части переходили к удару в штыки и теснили противника к реке. Войска дрались честно и доблестно. Один полк почти весь день сражался без всякой связи с другими полками дивизии, будучи от них отрезан. Другой полк, потеряв большую часть своего состава ранеными и отравленными, почти уничтожен. Третий полк на протяжении нескольких верст теснил превосходящего его силами противника. Н-ский артиллерийский дивизион снялся с позиции с последними цепями пехоты, но вынужден был оставить 8 орудий в виду громадной убыли людей и лошадей.
Потери у нас значительны, но настроение в войсках бодрое. Солдаты за 10 в. выносили на руках своих раненых товарищей и офицеров. Огромное большинство раненых прибывало на перевязочные пункты с оружием в руках. В районе боев я нигде не встретил картин паники, и только на тыловых дорогах наталкивался на отдельные кучки уклоняющихся от боя. К собиранию этих кучек принимаются меры.
Считаю долгом отметить дружную работу комитетов и командного состава. Положение остается чрезвычайно серьезным. Не исключена возможность новых неудач, особенно в виду получающихся известий о дальнейшем расширении прорыва, но бесконечно тяжелые часы, пережитые армией, пусть не родят ни паники, ни отчаяния. Вместе с командным составом вновь свидетельствую: армия честно выполняет свой долг и неудача не ложится позором на те части, на которые обрушиваются удары противника.
Помощник комиссара северного фронта Войтинский.
Дополнительное сообщение комиссара Войтинского
Центральным Исполнительным Комитетом получена следующая телеграмма о положении дел под Ригой. Положение в районе Двинского прорыва с каждым часом становится более грозным. Противник развивает успех первых дней. Наступает и теснит наши войска. Наши части отходят с боем, будучи не в состоянии удержаться долго на позициях. Нет ни бегства, ни отказа от исполнения приказа, но сказывается неуверенность войск в своих силах.
Отсутствие боевой подготовки и, как следствие этого, недостаток устойчивости в полевой войне. Решающее значение имеет также огромный перевес артиллерии противника. Потери наши велики. Многие части дерутся с доблестью, как и в первые дни, но в других частях проявляются признаки усталости и панического настроения.
Помощник комиссара Северного фронта Войтинский.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 31 (18) августа 1917 года
Первая мировая война. 01 сентября (19 августа) 1917 года
Первая мировая война. 02 сентября (20 августа) 1917 года
Первая мировая война. 03 сентября (21 августа) 1917 года
Первая мировая война. 04 сентября (22 августа) 1917 года
Первая мировая война. 05 сентября (23 августа) 1917 года
|