03 июня (21 мая) 1917 года
Сообщение из ставки
21 мая.
На Западном и Румынском фронтах
Перестрелка.
На Кавказском фронте
Курды в числе около 500 человек атаковали наши позиции в районе горы Ак-Баба (25 верст юго-восточнее Эрзинджана), но были с большими потерями отбиты.
В Саккизском районе наши войска после боя с турками заняли три высоты. Нападения курдов в тыловых районах нашей армии продолжаются.
Действия летчиков
Германскими самолетами сброшено до 40 бомб в районе станции Лунинец.
Нашим летчиком, подпоручиком Орловым, во время ночного полета сброшены бомбы на батареи противника западнее Станиславова.
Действия союзников
Французский фронт
ЛОНДОН. Вечернее официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от 18 мая:
«На фронте за исключением артиллерийской перестрелки на некоторых участках, ничего выдающегося не произошло. Два германских аэроплана вынуждены были снизиться. Мы не досчитываемся одного из наших аппаратов».
ЛОНДОН. Официальное сообщение великобританской главной квартиры во Франции:
«Войска в течение ночи несколько продвинулись к западу от Шеризи.
Прошлой ночью в окрестностях Гузекура произошло несколько столкновений патрулей, в которых перевес был на нашей стороне.
Мы совершили нападение на неприятельские позиции к северо-востоку от Лооса и близ леса Плегтерт».
ЛОНДОН. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от вечера 19 мая:
«В течение мая во время военных действий в районе происходивших боев, а также во время отдельных набегов и штыковых атак на других участках фронта нами взято 3.412 пленных, в том числе 68 человек офицеров. Мы захватили также одно полевое орудие, 80 пулеметов и 21 траншейную мортиру.
Сегодня рано утром, к северо-востоку от Бурси, на дороге Баном Камбрэ, нами был отбит набег неприятельского отряда на наши позиции. К югу от Ипра, мы проникли в линию неприятельского расположения и забросали ручными гранатами занятые неприятелем прикрытия. В течение дня артиллерия обеих сторон проявила усиленную деятельность в районе к юго-востоку от Энем, на обоих берегах Скарпы и в секторе Ипра.
В ночь с 18 на 19 мая наши летчики совершили несколько разведок, на большом расстоянии, во время которых успешно сбросили бомбы на станции железной дороги и на склады снаряжения неприятеля. Вчера нашими летчиками сбито два германских аэроплана. Один неприятельский аэроплан, потеряв способность управляться, принужден был снизиться. Мы не потеряли ни одного аэроплана».
ПАРИЖ. Официальное сообщение от 19 мая, 1 часа дня:
«В течение ночи неприятельская артиллерия, которой отвечала наша артиллерия, обстреливала довольно сильным огнем наши передовые линии в районе к северу от мельницы Лаффо, на плоскогорье Калифорнии и в лесу Шеврэ.
Попытки внезапного нападения, произведенные германцами к западу от Серни и к югу от Луавра были отбиты нашим огнем. Атака на наши позиции на Каске сопровождалась большими для неприятеля потерями, но не увенчалась успехом. Мы захватили около 20 человек пленных. Со своей стороны мы овладели неприятельским постом к югу от Шеврэ, при чем взяли пленных. На остальном протяжении фронта ничего выдающегося не произошло.
Действия летчиков. За время с 4 по 18 мая, на французском фронте было уничтожено после воздушных боев 32 германских аппарата. Кроме того, 57 аппаратов получили серьезные повреждения и, по всей вероятности, разбились, упав в германских линиях.
За этот период Гюинемер сбил пять аппаратов, 4 из них были сбиты в один и тот же день, при чем два—с промежутком в одну минуту. Таким образом, общее число уничтоженных этим летчиком германских аппаратов достигает 43.
За то же время поручик Пенсар вывел из боя три аппарата, доведя число одержанных им воздушных побед до 15. Другими летчиками, одержавшими новые успехи, является прапорщик Мадон, сбивший 12-й по счету аппарат, подпоручик Траскон, сбивший одиннадцатый аппарат, прапорщик Жалье— десятый аппарат, капитан Наттон—шестой аппарат и фельдфебель Сулье—пятый аппарат».
Итальянский фронт
РИМ. Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 19-го мая:
«На северном участке Карсо и по линии от Горицы до реки Плавы артиллерия развивала довольно значительную деятельность.
В ночь на 18 мая в районе Водице крупные силы неприятеля энергично атаковали наши позиции на высотах «592» к «652». Атаке предшествовала интенсивная артиллерийская подготовка. Атака, произведенная с крайним ожесточением, разбилась о сопротивление наших войск, которое было поддержано действительным огнем наших батарей рассеивавших неприятельские резервы. Неприятель понес при этом тяжкие потери. Мы захватили 83 человека пленными, в том числе трех офицеров.
Небольшие, успешные для нас столкновения между нашими выдвинутыми постами и неприятельскими патрулями произошли на реке Донье, в долине Позяны.
Прошлою ночью неприятельские летчики совершили налеты на Удине и Червиньяно, причем сбрасывали зажигательные снаряды. Неприятельские аппараты были отогнаны огнем наших противоаэропланных орудий. Причиненные повреждения незначительны. Убит один человек из состава гражданского населения.
В ответ на это нападение наши аппараты совершили налет в районе неприятельского расположения и, успешно обстреляв военные сооружения в Варколе, к северу от Триеста, благополучно возвратились».
Дневник военных действий
Г. Клерже
II. На македоно-салоникском фронте
Удивительно скромную роль играл македоно-салоникский театр военных действий в настоящей войне. В сущности говоря, этот фронт обещал быть в свое время чрезвычайно интересным, так как он занял фланговое положение по отношению к путям сообщения Европы с Малой Азией.
Вырастал этот фронт в тот период войны, когда над Турцией висела угроза отрезания ее от своих союзников, и потому он привлек на себя сразу большое внимание германской главной квартиры и болгар, решивших бросить на юг Балкан от 200 до 250 тысяч штыков.
Казалось бы, борьба между армией генерала Саррайля и противником должна была бы протекать до той меры, пока не решена была одна из двух задач: или свержение Саррайля в воды Эгейского моря, или же выход последнего на сообщения между Софией и Адрианополем. Ни в том, ни в другом случае практика не дала реальных результатов, что, по-видимому, кроется в одинаковых шансах обеих сторон на успешное выполнение поставленных себе задач. Таким образом работа сторон уже в течение более чем полутора лет свелась к пассивному наблюдению друг за другом и попутной борьбе за поддержание того или иного политического курса в занявшей оригинальное положение маленькой Греции.
Если бы на минуту предположить, что, при данной обстановке фронтов и расположении салоникской армии генерала Саррайля, Греция, как таковая, с ее двойною игрою, не существовала, можно было бы с уверенностью сказать, что характер военных действий на юг Балкан не носил бы такого пассивного вида и принес бы более скорые и решительные для союзников результаты.
Общий смысл последних свелся бы к тому, что Болгария не имела бы полной свободы оказать поддержку немцам как в сербском, так и в румынском походах. Правда, может быть, генералу Саррайлю не так легко удалось бы высадиться в Салоникском порту, как это было в 1915 году, но зато можно было бы быть уверенным, что для противодействия его десанту на всем побережье Эгейского моря пришлось бы двинуть большую часть болгарских сил, участвовавших в осеннем походе против сербов и прикрывавших обширную румынскую границу.
С момента появления передовых отрядов генерала Саррайля в Салониках греческое правительство не выказывало явного противодействия нашим союзникам, но тем не менее двойственностью своего поведения оно создало в тылу македонской армии такой груз, который совершенно парализовал активность десантной армии.
В настоящий момент Турция снова переживает критический период военного положения в южной части малоазиатского театра военных действий, для чего потребовалась поддержка даже германскими резервами, посылаемыми из Европы через Белград, Софию, Константинополь. Уже известно, что к Моссулу переброшена одна свободная германская дивизия и несколько турецких дивизий из Румынии. Стало быть, пути сообщения Европы с Малой Азией приобрели сейчас такое же острое значение, как это было полтора года тому назад.
Опасаясь, что генерал Саррайль учтет это обстоятельство и попытается перейти к решительным действиям, берлинские правящие круги, чтобы помочь туркам спасти Месопотамию, решили снова поднять греческую интригу в тылу македонской армии. Однако эта новая вспышка немецкой интриги все же не могла заставить генерала Саррайля отказаться от попытки произвести нажим на армии противника.
Против союзных армий генерала Саррайля на македоно-салоникском фронте противник имеет три армии, общей численностью около 17 болгаро-германо-турецких дивизий, находящихся под общей командой германского главнокомандующего генерала-от-инфантерии Отто фон-Белова. Армиями командуют два болгарских генерала, Гешов и Тодоров, и германский генерал Винклер. На фронте армии последнего разыгрывались главным образом недавние активные действия, которые имеют свое начало еще с первых чисел минувшего апреля месяца.
10-го апреля английская артиллерия открыла ураганный огонь на фронте Вардар— озеро Дойран. В ночь на следующий день английская пехота пошла в атаку и овладела неприятельскими траншеями на протяжении приблизительно 1.500 метров. Судя по германскому официальному сообщению, англичане вели здесь наступление большими силами и на узком фронте.
Германо-болгарские войска армий генерала Отто фон-Белова встретили наступление союзников сильным пулеметным и артиллерийским огнем, но, перейдя в контратаку, потерпели неудачу. Во время этой атаки неприятелю удалось сначала проникнуть в английские траншеи, но затем он был быстро оттуда выбит, после чего операция как будто затихла, и на всем фронте, происходила лить артиллерийская перестрелка, особенно интенсивная на участке Дойран—Монастырь.
15-го и 16-го апреля германо-болгарские войска снова пытались перейти в контратаку, но опять-таки были отбиты англо-французскими войсками. 23-го апреля в районе Лупицы была произведена атака французскими войсками, при чем была занята передовая линия неприятельских траншей на протяжении 5 верст. Болгары произвели контратаку. В этот день на всем протяжении фронта велась интенсивная артиллерийская перестрелка; между Охридой и озером Пресба союзники атаковали австрийцев и турок, а в излучине реки Црны, после двухдневной сильной артиллерийской подготовки, союзные французско-русско-итальянские войска атаковали на фронте - протяжением в 8 верст германо-болгар. Ясно было, что завязывается сражение на широком фронте.
После нескольких дней предварительной артиллерийской подготовки, в ночь с 25-го на 26-е апреля, генерал Саррайль произвел новый удар по болгарским позициям. Боевые действия разыгрались почти на всем фронте одиннадцатой армии, находящейся под командой германского генерала Винклера, и отчасти на фронте правофланговой группы первой болгарской армии генерала Гешова.
Районом боевых действий послужили важнейшие операционные направления, ведущие от Дойранского раиона долиною реки Вардара на Скоплие, а также из района Монастыря и озера Пресба к тому же пункту.
Оперируя в весьма пересеченной местности, в районе к западу от реки Вардар, союзные войска блестящим штурмом завладели хребтом Скра-Ди-Леген, тянущимся к югу от Гумы, и удержались там, несмотря на самые ожесточенные и отчаянные атаки болгар. К северу от Пожара (в 20 верстах к северу от Веден, между хребтом Каймакчалан и местечком Суботеко, расположенным на реке Могленице) сербские войска, атаковавшие центральный, между Монастырем и Дойраном, участок болгарских позиций, овладели двумя неприятельскими укреплениями.
В Монастырском районе, в излучине реки Черной, завязались также сильные артиллерийские бои, которые, хотя и не дали вполне определенных результатов, тем не менее обнаружили серьезную тенденцию наших союзников сбить из этого района болгаро-германские войска.
С целью отвлечь внимание генерала Саррайля от Монастырского района и озера Пресба, болгары ответили довольно настойчивыми контратаками к юго-западу от озера Добран, где они захватили даже некоторые высоты. Однако эти атаки были быстро ликвидированы, болгары отброшены назад, и следовавшие затем повторные контратаки отбивались в самом начале.
Официальные сообщения германской главной квартиры уделяли довольно серьезное внимание за эти дни боевым действиям на Вардаре, Могленице и Черной, отмечая при этом весьма большую ожесточенность и крайнее упорство со стороны наших союзников. От десяти до двенадцати болгаро-германских дивизий, в составе около 150 тысяч человек, с трудом справлялись с атакующими войсками генерала Саррайля на фронте между Дойраном и Пресбою.
Проявленная генералом Саррайлем инициатива действий представляется чрезвычайно ценною. В константинопольском гарнизоне отмечается глухое движение, направленное против немецкого высшего командования, обвиняемого в последних неудачах турок в Месопотамии. Чем энергичнее будет действовать Саррайль, тем скорее скажутся результаты его инициативы.
Краткий очерк боевых действий на македонском фронте за апрель указывает нам, что армия Саррайля по мере сил старается содействовать успеху на прочих театрах войны. Она перешла в наступление как раз в тот момент, когда англо-французские войска на западном фронте завязали большое сражение с германцами, что, при согласовании удара и с нашего участка румынского фронта, сулило бы еще большие перспективы.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 30 (17) мая 1917 года
Первая мировая война. 31 (18) мая 1917 года
Первая мировая война. 01 июня (19 мая) 1917 года
Первая мировая война. 02 июня (20 мая) 1917 года
Первая мировая война. 03 июня (21 мая) 1917 года
Первая мировая война. 04 июня (22 мая) 1917 года
|