30 (17) мая 1917 года
Сообщение из ставки
17 мая.
На европейском фронте наших армии продолжалось затишье.
На Западном и Румынском фронтах
Обычная перестрелка.
Действия летчиков
В ночь на 16 мая нашим летчиком прапорщиком Аргеевым и наблюдателем штабс-ротмистром Скарским произведен ночной налет, причем сброшены в один из пунктов расположения противника в районе Станиславова четыре бомбы.
Утром около 4 часов над Подгайцами появилось 6 аэропланов противника, сбросивших около 40 бомб без вреда для нас.
Наши летчики вели бой с противником, причем убит доблестный летчик прапорщик Какорин.
Кавказский фронт
Курды продолжали нападать на наши окопы.
У Ровансира (северо-западнее Керманшаха) курды силою до 1,000 всадников повели наступление на наши части.
Действия союзников
Французский фронт
ГАВР. Бельгийское официальное сообщение:
«В ночь с 14 на 15 мая один из наших патрулей атаковал неприятельский сторожевой пост в районе Клоостергука.
Сегодня на фронте обычная деятельность артиллерии».
ЛОНДОН. Официально сообщается, что наибольшее количество жертв от произведенного в пятницу воздушного нападения было в Фолькстоне, где число убитых и умерших от ран достигает 66 человек.
ПАРИЖ. Официальное сообщение от 15 мая, 11 час вечера:
«В Шампани артиллерия обеих сторон развивала оживленную деятельность. В районе Тетона ожесточенные бои с применением ручных гранат. На остальном протяжении фронта ничего выдающегося не произошло».
ПАРИЖ. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от 15 мая днем:
«Произведенные германцами ночью попытки внезапного нападения к северо-западу от Шеризи и к югу от Ланса не увенчались успехом. Наш ружейный и пулеметный огонь нанес тяжкие потери неприятелю, оставившему в наших руках некоторое количество пленных. Мы совершили успешный набег на неприятельские позиции к северу от Армантьера. Близ Витсхата наши части достигли германской опорной линии и захватили от 20 до 30 пленных».
Итальянский фронт
РИМ. Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 15 мая:
«На Карсо мы овладели новыми неприятельскими окопами к востоку и юго-востоку от Джамиано.
Мы перешли Тямаву и заняли котловину Сан-Джиованни к северо-западу от Думно, захватив мортиры 149-милиметроваго калибра последнего образца. В контратаке в югу от Грациньи мы взяли 156 человек пленными».
Балканский фронт
ПАРИЖ. Официальное сообщение о военных действиях на Ближнем Востоке от 14 мая:
«На всем протяжения фронта не произошло ничего выдающегося».
СОЛУНЬ. Официальное сообщение:
Британские летчики с полным успехом обстреляли неприятельские склады у Богданчи и авиационное поле в Ливунове, где особенно значительные повреждения были нанесены ангарам и барачным помещениям противника.
На протяжении всего фронта происходила довольно оживленная артиллерийская перестрелка, достигавшая по временам большого ожесточения в излучине реки Црны и районе Вардара.
СОЛУНЬ. В Брагаме, близ Афин, контролем открыт тайный склад оружия, в котором найдено 62 ружья греческого морского образца и 100 комплектов одежды и снаряжения.
Последние известия с фронта
I. По показаниям германских перебежчиков, принятых на юго-западном фронте, русских пленных кормят павшими лошадьми, падающими в весьма большом количестве, вследствие недостатка фуража.
II. К югу от железной дороги Ковель-Сарны 7 мая противник вел интенсивную воздушную разведку. Было насчитано до 43 аэропланов.
III. Германские перебежчики, принятые на северном фронте, жалуются на плохую пищу и крайне подавленное настроение в частях. Тем не менее перебежчики высказывают уверенность, что в случае приказания начальства перейти в наступление, немцы будут повиноваться беспрекословно и пойдут в атаку.
IV. По имеющимся сведениям, немцы в последнее время выбирают среди наших пленных, желающих вернуться в Россию, с целью пропаганды сепаратного мира с Германией и возбуждения недоверия к нашим союзникам.
Военный обзор
Уверенность германцев за восточный фронт
Первые страхи, которые вызваны были в Германии русской революцией можно считать, что уже окончательно рассеялись. Тревога за волнение среди рабочих германской демократии, которая могла бы заразиться пожаром русского революционного движения, также отошла назад и равновесие Германии во внутреннем своем положении в общем опять восстановилось.
Что же касается внешнего своего военно-политического положения, можно отметить, что немцы его считают настолько выигрышным и прочным, что даже не находят нужным, хотя бы из военных соображений, скрыть свое радостное настроение.
«Что события в России играют нам в руку, не может долее оспаривать даже самый крайний оптимист в лагере союзников»,
беззастенчиво заявляет устами своего верховного главнокомандующего Гинденбурга, военная Германия.
Уверенность в твердости своего положения на восточно русском фронте сравнивается с положением игрока, играющего без опасности и проигрыша, так как ослабление русского военного напряжения сократило размах боевых операций на восточном фронте до минимума.
Нейтральная печать уделяет весьма существенное внимание русским событиям и находит, что Германия совершенно не опасается теперь повторения «Брусиловского наступления» и тем более перенесения операций русской армии на немецкую территорию. Немцы уверены, что в худшем случае для них русская армия лишь только докатится до германской границы, почему со стороны России не приходится опасаться уничтожения германского могущества.
Нуждаясь, особенно после неудачи своей под Верденом, в мирном разрешении вопроса войны, Германия вообще увидела в лице России не только опору для своих мечтаний о мире, но также и, как ядовито подметила нейтральная пресса, «акушерку мира». Отсюда понятен вихрь дружеского славословия немецкой печати по адресу России и последних русских заявлений и кокетливые улыбки правительств центральных держав.
А между тем, в глубине своей души, германцы не теряют никакой надежды на то, что им удастся поживиться за счет России, после того, как они расправятся с нашими союзниками на Западе. Один из видных германских дипломатов в нейтральной стране, на заданный ему вопрос почему Германии не наступает против России именно теперь, куда ей было бы выгодно и легко это сделать, ответил:
«Не следует разбивать окна в доме, в котором собираешься потом поселиться».
Таким образом, мы видим, что сепаратное перемирие на русском фронте обнаглило противника настолько, что он почувствовал себя в таком же прочном положении, какое он испытывал в 1915 году во время разгрома наших армий на берегах Дуная, Сана и при дальнейшем отступлении. Наглость противника настолько подкреплена самоуверенностью в превосходстве своем над русской дезорганизовавшейся армией, что он собирается, как показывают перебежчики, несмотря на ослабление своего фронта, перейти против нас в наступление.
Не взирая на то, что последние немецкие перебежчики, принятые на нашем северном фронте, жалуются на плохую пищу и крайне подавленное настроение в частях, они, в тоже время, высказывают уверенность, что в случае приказания начальства об атаке русских позиций, будут повиноваться беспрекословно.
Бдительность германо-австрийских войск на нашем фронте выразится преимущественно в усиленной воздушной разведке, производимой на важнейших операционных направлениях.
Особенно энергично наблюдает противник фронт генерала Брусилова, над позициями которого германские воздушные аппараты летают еще в неслыханных доселе размерах. К югу от железной дороги, на первоначальном месте знаменитого прорыва генерала Брусилова под Луцком, полторы недели тому назад в воздушной разведке принимало одновременное участие около 43 аэропланов.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 26 (13) мая 1917 года
Первая мировая война. 27 (14) мая 1917 года
Первая мировая война. 28 (15) мая 1917 года
Первая мировая война. 29 (16) мая 1917 года
Первая мировая война. 30 (17) мая 1917 года
Первая мировая война. 31 (18) мая 1917 года
|