По материалам выставки "Гибель семьи императора Николая II" в выставочном зале федеральных архивов
Продолжение, начало ЗДЕСЬ
Итак, самодержавие пало, Николай II, а вслед за ним и его брат великий князь Михаил Александрович отреклись от трона. Власть перешла в руки Временного правительства.
Тем временем царь продолжает находиться в войсках, царица и семейство ничем не стеснены в своих действиях и передвижения.
Как же так, царя свергли, а он на свободе! Все практически остается на прежнем месте? Вот тут и появляются голоса недовольных сложившейся ситуацией.
Первыми реагируют члены Совета рабочих и крестьянских депутатов, которые 7 марта направляют в Таврический дворец в адрес исполкома Совета следующее заявление:
Обратите внимание, стоит гриф «Весьма спешно» - ситуация не терпит отлагательства, царя и семейство нужно срочно арестовать и наказать. Причем сделать обязательно демократично, проголосовав на заседании Совета. Как говорят, демократия в действии.
Ситуация осложняется еще и тем, что появились сведения, причем небезосновательные, о попытке царской семьи укрыться в Англии:
6-7 (20-21) марта Милюков встретился с послом Великобритании сэром Джоржем Бьюкененом и обсудил с ним возможность отъезда царской семьи в Англию.
А что же Британия? Она сначала, хотя и с оговорками, дает согласие на переезд царской семьи. Хотя при этом очень дипломатично и уклончиво, но дает понять, что не нужен им российский царь – «пребывание в Англии бывшего Государя представит большие затруднения». В мае же 1917 года английское правительство изменило свое мнение и сообщило о невозможности предоставить царской семье убежище как «прогермански» настроенной. Т.е., да горите вы все синим пламенем, российские родственнички. И без вас своих забот хватает.
7 марта Временное правительство все-таки под давлением масс решает арестовать бывшего царя и его супругу и поместить в Царское село.
8 марта исполком Петросовета, когда стало известно о планах царя уехать в Англию, постановил арестовать царя и его семью, конфисковать имущество и лишить гражданских прав.
В Царское Село прибывает новый командующий Петроградским округом генерал Корнилов Л. Г., арестовавший императрицу, и расставивший караулы, в том числе для защиты царя от взбунтовавшегося царскосельского гарнизона.
По свидетельству камердинера Волкова А. А., «Корнилов сказал императрице, что на него возложена тяжелая обязанность объявить об аресте, и просил Государыню быть спокойной: ничего не только опасного, но даже особых стеснений арест за собой повлечь не может. Корнилов попросил разрешения представить Государыне сопровождавших его офицеров…Императрица несколько растерялась и приказала позвать к себе великого князя Павла Александровича».
По свидетельству поручика 4-го Царскосельского стрелкового полка К. Н. Кологривова, состоявшего в Сводно-Гвардейском полку, генерал Корнилов явился объявлять об аресте «с красным бантом». Вот и бантики появились, а как же, история повторяется. Правда, тогда это были красные бантики. Только стало ли всем от этих бантиков лучше и счастливее житься? Как же любят у нас всякие висюльки и погремушки! http://rusk.ru/st.php?idar=424562
8 марта царь в Могилёве прощался с армией, и издал прощальный приказ войскам, в котором завещал «сражаться до победы» и «повиноваться Временному правительству». Генерал Алексеев передал этот приказ в Петроград, однако Временное правительство под давлением Петросовета отказалось публиковать его.
«В последний раз обращаюсь к Вам, горячо любимые мною войска. После отречения моего за себя и за сына моего от престола Российского, власть передана Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему. Да поможет ему Бог вести Россию по пути славы и благоденствия. Да поможет Бог и Вам, доблестные войска, отстоять Россию от злого врага. В продолжении двух с половиной лет Вы несли ежечасно тяжёлую боевую службу, много пролито крови, много сделано усилий, и уже близок час, когда Россия, связанная со своими доблестными союзниками одним общим стремлением к победе, сломит последнее усилие противника. Эта небывалая война должна быть доведена до полной победы.
Кто думает о мире, кто желает его — тот изменник Отечества, его предатель. Знаю, что каждый честный воин так мыслит. Исполняйте же Ваш долг, защищайте доблестную нашу Великую Родину, повинуйтесь Временному правительству, слушайте Ваших начальников, помните, что всякое ослабление порядка службы только на руку врагу.
Твёрдо верю, что не угасла в Ваших сердцах беспредельная любовь к нашей Великой Родине. Да благословит Вас Господь Бог и да ведёт Вас к победе Святой Великомученик и Победоносец Георгий.
8-го марта 1917 г.
Ставка. НИКОЛАЙ http://verniy-kozak.livejournal.com/27105.html
Перед отъездом Николая из Могилёва представитель Думы в Ставке заявляет ему, что он «должен считать себя как бы арестованным».
8 марта Николай записывает в своём дневнике: «Последний день в Могилёве. В 10 ч. подписал прощальный приказ по армиям. В 10½ ч. пошёл в дом дежурства, где простился с со всеми чинами штаба и управлений. Дома прощался с офицерами и казаками конвоя и Сводного полка — сердце у меня чуть не разорвалось! В 12 час. приехал к мам’а в вагон, позавтракал с ней и её свитой и остался сидеть с ней до 4½ час. Простился с ней, Сандро, Сергеем, Борисом и Алеком. Бедного Нилова не пустили со мною. В 4.45 уехал из Могилёва, трогательная толпа людей провожала. 4 члена Думы сопутствуют в моем поезде! Поехал на Оршу и Витебск. Погода морозная и ветреная. Тяжело, больно и тоскливо». http://militera.lib.ru/db/nikolay-2/1917.html
"Великий князь Александр Михайлович так описывает прощание Николая с чинами штаба:
К одиннадцати часам зал переполнен: генералы, штаб- и обер-офицеры и лица свиты. Входит Ники, спокойный, сдержанный, с чем-то похожим на улыбку на губах. Он благодарит штаб и просит всех продолжать работу «с прежним усердием и жертвенностью». Он просит всех забыть вражду, служить верой и правдой России и вести нашу армию к победе. Потом он произносит свои прощальные слова короткими военными фразами, избегая патетических слов. Его скромность производит на присутствующих громадное впечатление. Мы кричим «ура», как никогда ещё не кричали за последние двадцать три года. Старые генералы плачут. Ещё мгновение — и кто-нибудь выступит вперед и станет молить Ники изменить принятое им решение. Но напрасно: самодержец всероссийский не берет своих слов. обратно!" http://lib.rus.ec/b/201753/read
9 марта в 11-30 царь прибыл в Царское Село, как «полковник Романов». Фрейлина Вырубова А. А. пишет в своих мемуарах, что Николай также показывал ей телеграммы от командующих фронтами и великого князя Николая Николаевича с просьбой об отречении, и заявил, что «Дайте мне здесь жить с моей семьей самым простым крестьянином, зарабатывающим свой хлеб, пошлите нас в самый укромный уголок нашей Родины, но оставьте нас в России». http://emalkrest.narod.ru/txt/vyrub22.htm
14 марта 1917 года генерал Алексеев в своей записке Временному правительству обобщает реакцию фронтов и флотов на отречение: на Балтийском флоте «восторженно», на Северном фронте «сдержанно и спокойно», на Западном «спокойно, серьёзно, многие с сожалением и огорчением», на Юго-Западном «спокойно, с сознанием важности переживаемого момента», на Румынском и Кавказском фронтах, и также на Черноморском флоте «тягостное впечатление, преклонение перед высоким патриотизмом и самопожертвованием государя, выразившемся в акте отречения». http://oldhat.ru/army/18_03.htm
Все, царь уже фактически отстранен не только от власти, но и от общества, изолирован от него. Начинается дорога к трагическому концу семейства.
Как же живет царская семья в Царском селе, терпит ли лишения, издевательства? Смотрим инструкцию Начальнику гарнизона города Царское село по охране Александровского дворца, а фактически царской семьи.
Ограничения свободы налицо, заменена охрана, усилены меры безопасности. Но во всем остальном, похоже, царское семейство никаких лишений не претерпевает. Вот перечень прислуги, работавшей на огороде Его Величества, распиловке дров, уборке снега в парке в 1917 г.
Как Вам, совсем ведь немаленькая команда трудилась в свободное от основных обязанностей по обслуживанию царского семейства. А нам показывают умиляющие публику картинки царя-страдальца собственными руками разгребающего снег, заботящегося о дровишках, взращивающего собственный огород.
А вот меню обеда от 8 марта 1917 г.
Борщок, каша, пирожки, судак, индейка, салат, пудинг. Мне кажется с таким меню не останешься голодным. Да еще и из буфета кое-что перепадает:
Так достаточно тихо и размеренно продолжается жизнь царской семь в заточении.
Временное правительство сразу после отречения собиралось устроить над Николаем II и бывшей императрицей суд. 4 марта 1917 года была учреждена Чрезвычайная следственная комиссия для расследования преступлений царской семьи и высших должностных лиц России. Одним из главных инициаторов создания этой комиссии был А. Керенский. Комиссия могла истребовать любые документы, арестовывать и допрашивать любых свидетелей. Были допрошены десятки высших должностных лиц, общественные деятели, придворные, не только потенциальные обвиняемые, но и «обвинители», например Ленин.
Комиссия собрала огромный, интереснейший материал. Руководители комиссии неоднократно заявляли о том, что раскрыли «корни измены». Но из затеи с судом ничего не получилось: «криминальных материалов против царской семьи собрать так и не смогли. Основные версии: царь — изменник, царица-немка, шпионка, передавала врагам военные секреты и т. д. — не подтвердились.
Тем временем ситуация в стране и Петрограде накалялась. К августу 1917 года у Временного правительства возникли значительные сложности в содержании царской семьи под боком у неспокойного революционизированного Петрограда.
Керенский позже показал: «Было решено (в секретном заседании) изыскать для переселения царской семьи какое-либо другое место, и все разрешение этого вопроса было поручено мне. Я стал выяснять эту возможность. Предполагал я увезти их куда-нибудь в центр России, останавливаясь на имениях Михаила Александровича и Николая Михайловича. Выяснилась абсолютная невозможность сделать это.
Просто немыслим был самый факт перевоза Царя в эти места через рабоче-крестьянскую Россию. Немыслимо было увезти их и на Юг. Там уже проживали некоторые из Великих Князей и Мария Федоровна, и по этому поводу там уже шли недоразумения.
В конце концов я остановился на Тобольске. Отдаленность Тобольска и его особое географическое положение, ввиду его отдаленности от центра, не позволяло думать, что там возможны будут какие-либо стихийные эксцессы. Я, кроме того, знал, что там удобный губернаторский дом. На нем я и остановился.
Первоначально, как я припоминаю, я посылал в Тобольск комиссию, в которую, кажется, входили Вершинин и Макаров, выяснить обстановку в Тобольске. Они привезли хорошие сведения». http://www.rus-sky.com/history/library/sokolov.htm
Таким образом была решена дальнейшая судьба царской семьи. Но об этом в следующий раз.
Гибель семьи императора Николая II. Часть 1. Отречение
Гибель семьи императора Николая II. Часть 2. Царское село
Гибель семьи императора Николая II. Часть 3. Тобольск
Гибель семьи императора Николая II. Часть 4. Екатеринбург
Гибель семьи императора Николая II. Часть 5. Казнь
Гибель семьи императора Николая II. Часть 6. Кто виноват?
Гибель семьи императора Николая II. Часть 7. Расследование Н.А. Соколова
Гибель семьи императора Николая II. Часть 8. Расследование 1990-2000-х годов
Гибель семьи императора Николая II. Часть 9. Белые пятна. Дело закрыто - вопросы остались