По материалам периодической печати за 1917 год.
Работницы и Учредительное Собрание
Как могут работницы, весь кадр наемно-служащих женщин, миллионы крестьянок стать полноправными гражданками свободной от царя и царского насилия России?
Вот вопрос, который волнует сейчас каждую женщину, что хоть сколько-нибудь призадумалась над своей "женской долей", вот вопрос, который остро встает перед фабричными работницами, женами рабочих, перед прислугой, конторщицей, телеграфисткой, учительницей, перед „солдаткой" в деревне и городе, что на плечах своих вынесли все тяжести этих годов крови и голода.
Торжественно прекрасно, величаво разворачивается победная русская революция, реют над головами геройских борцов за свободу — рабочих и солдат — красные знамена, и чувствуется великая мощь в стройном, непрерывном шествии манифестантов, живым, внятным языком говорит эта картина торжества, всенародного праздника о великой непобедимой силе духа единения, духа революционной сплоченности, революционной воли геройски восставшего пролетариата.
Глядят женщины рабочего класса на это всенародное торжество свободы, глядят на созидательно-лихорадочную работу Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, и вместе с великой радостью, с чувством гордого торжества закрадывается в сердца тревожный вопрос:
Свобода, вот она мощная, прекрасная свобода, завоеванная общими силами рабочих, работниц и солдат и солдаток, не минует ли она нас, женщин? Не проплывет ли, лишь мелькнув заманчивой мечтой в своей пурпуровой одежде, мимо тех, кто делил со всем народом тяжелое бремя годов народоубийственной бойни во славу карманов отечественных толстосумов, хозяев-капиталистов? Мимо тех сотен тысяч страдающих матерей, жен и подруг, что своими обильно льющимися слезами, своими невольными стонами, своим проклятьем войне разжигали в братьях и детях своих ненависть к тем внутренним врагам, кто накликал на Россию бедствие войны?
Разве не мы, женщины, ропотом своим на голод, на неурядицы русской жизни, на нищету и страдания, порожденные войной, будили гнев народный в наших мужьях и сыновьях, заготовляя тот костер, что 1 марта запылал очистительным огнем революции? И разве не мы, женщины, вышли первыми на улицу, чтобы вместе с нашими братьями бороться за свободу, и если надо, то и умереть за нее?
В момент борьбы мы, женщины-работницы, были заодно с восставшими за свободу братьями-пролетариями!
Почему же теперь, в момент, когда начинается строительство новой России, закрадывается этот страх, что свобода, отвоеванная геройским пролетариатом обоего пола — солдатами и солдатками, может обойти половину населения освобожденной России?
„Дадут ли нам права?" — тревожно спрашивают друг друга женщины, забывая, что прав не дают, а что права всегда берутся с бою.
Только буржуазные барыньки из Лиги равноправия могут говорить о том, что надо добиться „обещания“ г-на Родзянки допустить женщин в Учредительное Собрание, и тогда — дело в шляпе!.. Учредительное Собрание не клуб, ключи которого лежат в кармане г-на Родзянки, и куда не только он, но и все Временное Правительство может пустить или не пустить ту или другую часть населения.
Но если бы в самом деле это зависело от г-на Родзянки и его собратий, они бы, конечно, заперли двери Учредительного Собрания перед лицом тех самых работниц, благодаря геройской борьбе которых они только и очутились у власти.
Другое дело „ пригласить “ в Учредительное Собрание только женщин буржуазных партий; перед ними Родзянки любезно бы распахнули сейчас двери: идите, мол, помогите нам покрепче усесться на министерских креслах, удержать за нами, за хозяевами, за капиталистам и власть в государстве.
Но ведь вопрос идет как раз о политических правах для всех женщин, для многих миллионов трудящихся наемных работниц! А дать им политические права, право голоса, доступ в Учредительное Собрание — значит укрепить демократию.
Это, разумеется, не по вкусу буржуазии, собственникам, имущим. Не следует допускать усиления демократии! Надо хоть с этой стороны урезать растущую власть пролетариата!
И вот, пускается в ход стороной престарый способ запугивания общественного, народного мнения:
Помилуйте! как дать женщинам избирательное право! Да они сейчас нам царя-батюшку опять на голову посадят... Баба по глупости нам всю „свободу" испортит! Не давайте ей прав! Не допустите, чтобы работница могла защищать сама свои рабочие интересы против капиталистов в Учредительном Собрании! Так вопят уже сейчас даже те, кто нацепили красный бант, и теперь, когда пролетариат геройски сбросил оковы царизма, уверяют, что они „в душе" всегда были „за революцию".
Как же должен рабочий класс в интересах рабочего дела и дела свободы отвечать на такую клевету на члена своего класса, на товарища-женщину?
Разумеется, он должен сказать, что лишение политических прав женщин, недопущение их в Учредительное Собрание — может только ослабить революционную рабочую армию, задержать ее натиск на капитализм, что такое устранение женщины-работницы было бы лишь на руку выжимателю-капиталисту. Рабочие, сознательные рабочие, напротив, должны сейчас поднять кампанию, чтобы отстоять, отвоевать право для товарки своей, для соратницы в борьбе за рабочее дело, все те права, какими обладает каждый гражданин новой, свободной России.
Но, подымая кампанию за представительство и участие работниц в Учредительном Собрании, мы должны немедленно же повести широкую работу среди женщин-работниц, мы должны пойти к ним с призывом сплотиться, сорганизоваться вокруг нашего социалистического знамени, на котором кровью пролетариев написано: „Свобода, хлеба и мира!" Только тогда участие работниц в Учредительном Собрании будет обеспечено за ними, если они сейчас же возьмут дело завоевания этих прав в свои руки, если поведут эту борьбу под знаменем революционной социал-демократии.
Только тогда торжествующая свобода не минует женщины.
Пусть запомнят женщины — права не даются, их берут сбою.
А. Коллонтай.
Еще по теме:
Революция. 1917 год. Предисловие
.............................................................................
Русская революция (Записки)
Русская революция (Записки - часть 2)
Русская революция (Записки - часть 3)
Революция. 1917 год. 19 марта
А. Колонтай. Работницы и Учредительное Собрание (20 марта 1917 г.)
В дни Великой Революции в Петрограде (март 1917 г.)
|