
Императорский Малый театр в Москве
Императорский Малый театр в Москве
(По случаю 75-ти летия)
(Часть 1)
Прошло шесть лет. Отстраивавшийся заново после пожара Петровский театр был все еще не готов, а между тем помещение в доме Пашкова оказывалось тесным и неудобным, и вот управление театрами останавливает свой выбор на доме Варгина, на Петровской площади, который и приспособляется для помещения в нем Императорской сцены. Как уже упомянуто в начале нашей статьи, спектакли открылись 14 октября 1824 г., о чем гласило особое объявление и афиша, напечатанная отдельно, а также в № 82 „Моск. Вед.“ 1824 года, от 11 октября.

Вот эта любопытная афиша:
„Дирекция Императорского московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник, 14 числа сего октября месяца, дан будет на новом Малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия оного спектакль, № 1 й, а именно:
новая увертюра соч. А. Н. Верстовского, впоследствии во второй раз: „Лилия Парбонская или обет рыцаря", новое драматическое рыцарское представление-балет в 3-х действиях, с хорами, пением, дивертисманом, пантомимою, рыцарским сражением, поединками и церемониею посвящения в рыцари, соч. кн. А. А. Шаховского и балетмейстера санкт-петербургского придворного театра г. Дидло, новая музыка романсов, баллад, хоров, пантомимной сцены и балетов разных лучших авторов;
в оном представлении будут играть роли:
Лилии г-жа Львова-Синецкая, Ины г-жа Борисова, Ангелики г-жа Лопухина б., Лоры г-жа М. Репина, Астольфа девица Д. Сабурова,
и будет петь куплеты соч. Бертона и арию соч. Кавоса, Ренальдо г. Мочалов, Ипполита г. Булахов
и будет петь три новые романса; Артура г. Сабуров;
танцующие: г. Сабуров с г-жею Лопухиной б. сцену и (раs dе dеuх) вдвоем;
г жа М. Репина и девица Д. Сабурова—пантомимный танец; гг. Мочалов и Сабуров будут сражаться на ланцах со щитами, потом на саблях и кинжалах;
в заключение спектакля дан будет: „Зефир“ или „Ветреник, сделавшийся постоянным", анакреонтический балет в 1 действий, соч. Г. Дюпора, здесь поставленный г. Глушковским, в коем будут занимать роли: Зефира г. Ришар, Флоры г-жа Гюллен Сор. С сего спектакля начинается щот оных для абонировавшихся особ.

Н.С. Мочалов
„По множеству желающих участвовать в сем первом спектакле, дабы избежать излишней тесноты при получении билетов, продажа оных назначается следующим образом: в воскресенье, с 8 ч. утра до 2-х пополудни, продажа билетов на все вообще ряды лож. В понедельник на кресла, балконы и галереи за бенуарами. В день представления, т. е. во вторник, в амфитеатр и в верхние галереи".
Второй, следующий спектакль в Малом театре был на другой день, 15 октября, причем были поставлены: одноактная комедия (пер. с франц.): „Муж и любовник" и опера „Жан Парижский". 16 октября, в 3-й спектакль, шла комедия в стихах Ф. Ф. Кокошкина: „Воспитание или вот приданое".

Ф.Ф.Кокошкин
Среди иллюстраций к настоящей статье читатели найдут портреты главнейших участников этого спектакля, а равно портреты тогдашнего управляющего московскими театрами Ф. Ф. Кокошкина и автора „Лилии Парбонской“, князя А. А. Шаховского. Все эти портреты, равно как и оглавление об открытии спектаклей в Малом театре, любезно сообщены нам известным коллекционером А. А. Бахрушиным из его богатого и интересного театрального собрания.
Как, с каким успехом прошел этот первый спектакль в Малом театре — мы не нашли указаний. Знаем только, что театр не мог вместить всех желавших быть на этом спектакле и буквально был переполнен. Судя же по тому, что в этот день участвовали все лучшие силы труппы, все тогдашние любимцы московской публики, надо думать, что спектакль прошел с большим успехом и был одним из тех триумфов, которых там много видела впоследствии зрительная зала Малого театра.
Евг. Опочинин.
Московский листок, № 40, 17 октября 1899 г.
Еще по теме:
Императорский Малый театр в Москве (По случаю 75-ти летия). Часть 1
Императорский Малый театр в Москве (По случаю 75-ти летия). Часть 2
Императорский Малый театр в Москве (По случаю 75-ти летия). Часть 3
|