nik191 Понедельник, 28.04.2025, 09:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1107]
История искусства [297]
История науки и техники [328]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Императорский Малый театр в Москве (По случаю 75-ти летия). Часть 3

Императорский Малый театр в Москве

 

 


Императорский Малый театр в Москве

 

(По случаю 75-ти летия)

 

(Часть 1

Часть 2)

 

Что же это была за труппа, какие артисты ее составляли? Было бы ошибочно думать, что это были исключительно только крупные, выдающиеся дарования. Был Мочалов, была Львова-Синецкая, но были и Борисова, Лопухина и немало других только полезных и посредственных артистов и артисток.

 

А. Т. Сабурова

 

Но дело в том, что премьеры увлекали своей игрой, своим вдумчивым, внимательным и добросовестным отношением к делу остальных исполнителей, и они старались, отделывали и по настоящему изучали каждую, даже и незначительную роль. При этом условии, конечно, в результате получалось то, что принято называть ансамблем, и успех спектаклей был обеспечен.

 

 

В.Н.Рязанцев, Актер московской труппы 1820-1830-х годов

 

В 1830 годах, унаследовавших главнейших персонажей русской труппы, подвизавшихся на сцене при открытии Малого театра,—по словам современника,— „каждая часть драматического искусства имела своих достойных представителей.

 

М. Репнина

 

Трагедия и драма— П. С. Мочалова и М. Д. Львову Синецкую, а позднее П. И. Орлову и И. В. Самарина; комедия и водевиль — М. С. Щепкина, Репину, В. И. Живокини и А. Т. Сабурову. В опере заливался соловьем Л. О. Бантышев и звучал серебряный голос И. В. Лаврова".

 

 

А. М. Сабуров, В роли Альфонса из пьесы "Новый Бедлам"

 

Вот, таким образом, главнейшие представители тогдашней труппы. Между ними, конечно ярче всех блестит имя П. С. Мочалова. Нечего, разумеется, говорить о его таланте, об исполнении им тех или других ролей,— все это давным давно сказано и пересказано. Но небезынтересно послушать, как передавал впечатление, вынесенное от игры этого гиганта, такой зритель, как В. Г. Белинский.

„Нынешним годом, на маслянице,— рассказывает он, - я видел его (т. е. Мочалова) в роли Отелло: роль, как обыкновенно, была дурно выдержана, но зато было несколько мест, от которых я потерял свое место, и не помнил и не знал, где я и что я, от которых все предметы, все идеи, весь мир и я сам слились во что-то неопределенное и составили одно целое и нераздельное, ибо я услышал какие-то ужасные, вызванные со дна души, вопли, и прочел в них страшную повесть любви, ревности, отчаянии — и эти вопли еще и теперь раздаются в душе моей“.

По единогласному свидетельству современников, П. С. Мочалов был по преимуществу человеком сердца, а не головы, и жил более чувством, нежели умом. На сцене, во время действия, — рассказывает один из товарищей П. С. Мочалова *),—он так проникался своей ролью, так увлекался ее положением, что решительно не помнил, как обращался с игравшими с ним артистами, которым в это время от него порядком доставалось.

*) С. Соловьев. „Отрывки из памятной книжки отставного режиссера".—„Антракт"—1865 г.

 

Д.Т.Ленский

 


М.Д.Львова-Синецкая

 

Более всех страдала от этого постоянно с ним игравшая даровитая артистка М. Д. Львова-Синецкая: она очень часто возвращалась домой с синяками на руках. Кстати о Львовой-Синецкой.— Это была, по отзывам современных ей театралов и артистов, — умная и талантливая артистка; занимала она первые роли в трагедии, в драме и комедии и была достойной сподвижницей Мочалова. Не было почти пьесы, в которой бы незабвенный Павел Степанович являлся без нее.

Игра ее отличалась верным пониманием ролей, теплотой чувства и благородством манер. Московская публика ее очень любила, — ее бенефисы всегда были полны, и дружные аплодисменты постоянно встречали ее появление на сцене. Несмотря на то, что М. Д. Львова - Синецкая получила домашнее воспитание, она всеми признавалась одной из образованнейших женщин своего времени. Этого достигла она, без сомнения, разумным чтением, на которое постоянно подвигала ее неутолимая жажда знания.

Не без влияния на нее осталось и то обстоятельство, что в молодости, благодаря особо счастливым обстоятельствам, она находилась в обществе многих известных писателей и ученых; тут были: Пушкин, Грибоедов, Крылов, Гнедич, кн. Вяземский, Шевырев, Аксаков, Погодин. Не мало обязана была она развитием своего дарования кн. А. А. Шаховскому, который, когда М. Д. Львова-Синецкая приехала из Петербурга в Москву, был ее постоянным учителем драматического искусства. В театре эта артистка пользовалась общей любовью и уважением.

Надо сказать, что она умела держать себя в стороне от всяких интриг и уживалась со всеми, к удивлению, не возбуждая даже зависти к своим успехам.

В обширном репертуаре Мочалова, у него было несколько любимых ролей. Эти роли были: Мейнау, в комедии „Ненависть к людям“ (роль эту он так любил, что завещал положить себя в гроб в костюме Мейнау); Фердинанда— в драме „Коварство и любовь”, а позднее, в той же пьесе, музыканта Миллера и, наконец,—Гамлета и Отелло.

Амплуа Мочалова, по его смерти, перешло на время к Славину. Но утрата его осталась незаменимой, что и выразил, кажется, Ленский в коротеньком экспромте, повторявшемся по смерти Павла Степановича:

 

„Актеров много нам осталось, -
Мочалова ж другого нет!..."

 

А. Т. Сабурова около 50 лет украшала собою московскую сцену. По словам С. Соловьева, ее разнообразный талант, одушевление, огонь, глубокое понимание ролей и примерная добросовестность, с какой она относилась к каждой роли, как бы она ничтожна ни была, делали ее незаменимой. Кончив службу, она переехала на житье в Петербург, где и скончалась.

Д. Т. Ленский был образованным, даровитым переводчиком и очень остроумным человеком (известно множество его экспромтов и эпиграмм), но только полезным актером. Переведенные им пьесы отличаются хорошим выбором, легким, правильным слогом и остротой куплетов. Это относится, впрочем, к первому времени его литературной деятельности. Позднейшие его переводы и переделки есть ничто иное, как фарсы, иногда с двусмысленными куплетами.

В 30-х годах оперная труппа в Москве, не отделялась от драматической.

Оперные артисты играли в драмах, а драматические в операх. Так, в драматических спектаклях играли: Лавров, Бантышев, С. Сахаров, Стрельский, Бобовский, Лазарев, Семенов; Стрельская, Михайлова, а в операх участвовали: Живокини, Никифоров, оба Степановы, Орлов, Усачев, Сабурова, Орлова. Первая драматическая актриса Репина была в то же время и оперной примадонной, и даже Мочалов играл роль Вадима (правда, роль без пения) в опере Верстовского „Вадим, или пробуждение 12 спящих дев“.

 В то же время были, впрочем, и специальные певицы, участвовавшие только в операх. Из них можно назвать Каплинских, Савицкую, позже Леонову.

Труппа московского театра, наследованная 40-ми годами от 30-х, была та знаменитая труппа, которую составил памятный в истории театра Ф. Ф. Кокошкин и передал своему преемнику, М. Н. Загоскину.

К 1840-му году Малый театр, приобретенный еще до этого в казну, был заново перестроен и открыт 8 ноября 1840 года.

Таковы были основные шаги сцены Малого театра на поприще служения русскому драматическому искусству. На этом базисе воздвиглись все ее последующие успехи, выдвинувшие, в свою очередь, незабвенных художников-артистов, имена которых навсегда останутся священными для всех, любящих наше родное искусство.

—На этом мы закончим свой очерк,—подальше от последних лет, которые дали бы нам немного материала для особо утешительных выводов... Но, говоря о прошлом сцены Малого театра, нельзя не упомянуть в заключение о том, что именно эта сцена с ее лучшими деятелями артистами, взаимно поучаясь, способствовала развитию дарованию Александра Николаевича Островского, произведениями которого, можно сказать не обинуясь, жив теперь русский драматический театр.

 

Евг. Опочинин.


Московский листок, № 40, 17 октября 1899 г.

 

 

 

Еще по теме:

 

Императорский Малый театр в Москве (По случаю 75-ти летия). Часть 1

Императорский Малый театр в Москве (По случаю 75-ти летия). Часть 2

Императорский Малый театр в Москве (По случаю 75-ти летия). Часть 3

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (05.11.2020)
Просмотров: 246 | Теги: Малый театр, москва, 1899 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz