Европейцы, бежавшие из Пао-тинг-фу в Тиенцзин
Восстание "боксеров"
(17 июня 1900 г.)
Телеграммы «Московского Листка»
(От Российского Агентства)
Шанхай, 16 июля. (Рейтер). Опубликовано императорское сообщение о том, что мятежники и китайские войска подожгли императорский дворец в Пекине и атаковали его.
Шанхай, 15 июня. (Рейтер). Из хорошо осведомленного источника передают, что вице-король Нанкина получил приказ немедленно объявить консулам в Шанхае, что иностранные посланники в безопасности и ведут переговоры об условиях мира.
Шанхай, 16 июня. (Рейтер). В «Nоrth Сhinа Dаilу Nеws» напечатана телеграмма из Вей-Хай-Вея от 14-го июня, гласящая, что железнодорожная линия функционирует до пункта в 8-ми милях к северу от Тиенцзина, а далее полотно разрушено.
Иокогама, 16 июля. (Рейтер). Живущие в Японии китайцы подали японскому правительству петицию, чтобы оно воспользовалось своим влиянием для побуждения иностранных держав к восстановлению на престоле китайского императора и перенесению столицы на юг. Они считают это единственным средством восстановить порядок и провести реформы.
Иокогама, 16 июня. (Рейтер). Во вчерашнем совете министров мнения разделились относительно образа действий, которого должна держаться Японии: часть министров, в том числе морской и военный, стояли за то, чтоб Япония взяла на себя подавление восстания в Китае, другая же часть считала за лучшее ограничиться охраной иностранцев в Китае.
Вашингтон, 16 июня. (Рейтер). Адмирал Кемпф передает в телеграмме из Чифу, что до 15 июня было высажено около 12,000 иностранных войск. Посланные в Китай отряды должны явиться в Таку вместо Чифу.
Вашингтон, 16 июня. (Рейтер). Девятый полк, отправленный вчера утром из Манильи в Китай, состоит из 39 офицеров и 1271 рядовых.
Лондон, 15 июня. (Рейтер). Из Чифу сообщают, что Сеймур находится в настоящее время в Тиенцзине. В Тиенцзине все благополучно. Иностранное население потерпело мало.
Лондон, 16 июня. (Рейтер). Верхняя палата. На запрос Кимберлея, Салюсбюри сказал:
«Сколько нам известно, Сеймур освобожден и находится в безопасности; более нам ничего неизвестно ни о нашем посланнике и персонале посольства, ни о других посольствах, но мы имеем основание надеяться, что с ними до сих пор ничего дурного не случилось.
Правда, и это можно говорить лишь гадательно. Что касается будущего, то я полагаю, что Вимберлей знает о нем столько хе, сколько и я. Со всех сторон поспешно посылаются на место происшествий войска в таком количестве, в каком это в данную минуту возможно».
Лондон, 16 июня. По сведениям Агентства Рейтера из достоверного источника, есть основание полагать, что иностранным посланникам в Пекине выданы были их паспорта 6 июня.
Министерство иностранных дел объявляет, что вице-король Нанкина телеграфирует о получении им от исправляющего должность английского консула в Шанхае телеграммы, сообщающей, что он получил 12 июня следующий императорский рескрипт:
«Посольства в Пекине продолжают пользоваться обычным покровительством со стороны императорского правительства».
Париж, 16 июня. (Гавас). Делькассэ заявил в совете министров, что французы и другие европейцы выехали из Юннансена 11 июля и были 14 в Тонгхае, на полупути к Тонкину. Вице-король казнил тех лиц, которые виновны в смутах против иностранцев в Юннансене. Делькассэ подтвердил, что иностранные посланники, пребывавшие в Пекине, находятся в 12 милях от Тиенцзина.
Вена, 16 июня. (Соrr. Вur.). В «Роlitiche Соrrеsроndеnz» передают из Токио, что Япония решила, в видах предосторожности, мобилизировать одну армейскую дивизию, чтобы быть в состоянии преодолеть всякие осложнения, могущие произойти из делающегося все более критическим положения в северном Китае. Мера эта не означает, однако, ни в каком случае отступления от политики, которой держится Япония с того времени, как в Китае вспыхнуло восстание.
Неверно, будто Япония предложила устроить конференцию заинтересованных в Китае держав; тем не менее, японское правительство обратилось к державам с запросом, не целесообразно ли было бы, в виду становящегося все более серьезным положения в Китае, высказаться относительно дальнейшего совместного образа действий.
Берлин, 15 июня. (Вольф). Начальник крейсерской эскадры доносит из Таку от 12 июня:
«При освобождения Тиенцзина 10 июня союзными войсками, германский морской отряд потерял поручика Фридриха и 10 нижних чинов убитыми, 20 нижних чинов ранеными. Бой длился 8 часов».
Берлин, 15 июня. (Вольф). От начальника крейсерской эскадры получены следующие сведения о численности и составе высаженных германских отрядов: у адмирала Сеймура: на «Hertha» 7 офицеров и 175 нижних чина, на «Hansa» 7 офицеров и 152 нижних чинов, на «Кaiserin Аugusta» 5 офицеров, 1 врач и 85 нижних чинов, на «Gefion» 3 офицера, 1 врач и 74 нижних чина, в Тиенцзине германский отряд содержит 6 офицеров, из которых старший капитан лейтенант Кюне, 1 врача и 170 нижних чинов, и кроме того, с 10 июня 2 роты третьего морского батальона; в Таку германский гарниэон содержит 6 офицеров, 1 врача и 502 нижних чина.
Берлин, 16 июня. (Вольф). Германский консул в Чифу телеграфирует:
«Сеймур—в Тиенцзине».
Берлин, 16 июня. (Вольф). Германский консул в Чифу передает от 15 июня: Сеймур освобожден.
Более подробных сведений, равно как о том, при нем ли находятся посланники, нет.
Железнодорожное сообщение с Таку еще в опасности. По последнему участку до Тиенцзина на протяжении 12 километров, могут ездить только большие отряды. 15 бежавших инженеров отправились сегодня отсюда для восстановления всей линии к Таку. Обстреливание Тиенцзина с запада продолжается. Китайские заряды плохо разрываются. Из жителей, по слухам, трое убито или ранено. Прежние известия относительно разрушений в английском поселке, в котором живет большая часть германцев, по-видимому преувеличены.
Берлин, 16 июня. (Вольф). Здешний германско-азиатский банк получил сегодня телеграмму из Шанхая, сообщающую, что донесения о событиях в Тиенцзине сильно преувеличены и что там причинено очень мало повреждений.
Гамбург, 15 июня. (Вольф). ««Наmburgische Borsenhalle» передает:
фирма Эдуард Мейер получила сегодня утром следующую телеграмму нв Шанхая:
«Тиендзин освобожден, все невредимы».
Фирма Зимен и К° получила из Шанхая следующую телеграмму:
«Все германцы в Тиенцзине невредимы».
***
(По телефону от нашего петербургского корреспондента)
— В компетентных военных сферах существуют три предположения относительно судьбы европейских посольств:
1) что послы освобождены и возвращены в Тиенцзин с отрядом генерала Сеймура.
2) что посольства находятся в Пекине под охраной китайских войск и
3) что послы выступили из Пенина на север и вдоль великой китайской стены пробираются в один из северных портов.
— По сведениям компетентных военных сфер волнения в Китае распространяются все более и более главным образом на юг и лишь отчасти на север от Тиенцзина.
— В Кронштадте получено известие, что тяжело раненый в бою при Таку командир германской канонерской лодки капитан Ланс скончался.
— В «Русском Инвалиде» по поводу известий из Китая между прочим говорится:
«в заграничных газетах героем событий изображается английский адмирал Сеймур (!); несомненно, что полученныя теперь категорические и ясные донесения наших русских войск, изображающие дело в его истинном положении, должны рассеять все сбивчивые сообщения заграничных корреспондентов и телеграфных агентств».
— Восстание в Китае отразилось также и на рейсах пароходов Добровольного флота, поддерживающих правильное сообщение между Ханькоу и Одессой; на этом пути, вместо ожидавшихся трех пароходов с китайскими товарами, в настоящее время находятся только два—«Херсон» и «Ярославль», вышедшие уже из Владивостока, первый 26 мая и второй—4 июня.
По последним сведениям, на прошлой неделе должен был выйти из Владивостока в Ханькоу за грузом еще один пароход — «Орел», но он, в силу договора с правительством, был уступлен в распоряжение военного ведомства. В Ханькоу в настоящее время находятся пароходы «Тамбов» и «Нижний-Новгород», которые должны были принять для России китайские товары, но погружаются ли таковые теперь, об этом до сих пор никаких сведений не имеется. Из числа находящихся в одесском порте пароходов Добровольного флота, грузившийся уже частными грузами для Владивостока пароход «Петербург», на этих днях, также передан в распоряжение военного ведомства.
***
(Известия из петербургских и заграничных газет)
— «России» телеграфируют из Лондона от 15 июня, что, будто бы, члены иностранных миссий в Пекине отправлены китайским правительством внутрь страны, в качестве заложников.
— Китайские власти определяют численность боксеров в 3.000,000.
— В «Dailу Mail» телеграфируют из Шанхая, что, по слухам, принц Туан господствует в Пекине всецело. Вдовствующая императрица, император и командир северных отрядов Юнглу находятся всецело в его власти. Он разделял боксеров на восемь корпусов, согласно манджурскому образцу, и составил из них дворцовую стражу. Все императорские указы составляются им за последние дни. Ворота Пекина находятся также в его власти.
Более 80 проц, мандаринов симпатизируют боксерам. Фанатические чиновники в Пекине советуют перенести резиденцию правительства внутрь провинции Шанзи, куда иностранные войска не могут так легко проникнуть, и объявить наследника престола императором.
— Европейских комерческих фирм в Печилийской области, охваченной мятежом, 933, из них русских 19.
— Британский консул в Чанг-Тунге пытался завязать сношения с Пекином, но все пять курьеров его были убиты «Большими кулаками».
— В «Dailу Ехргеss» сообщают из Шанхая от 13 июня:
«По полученному здесь официальному известию, отряд казаков высадился в Пей-Тай-Хо, а другой такой же отряд в Шанхай-Куане. Казаки твердо заняли эти пункты для того, чтобы отрезать путь наступления к Тиенцзину китайским войскам, двинутым туда из маньчжурии».
— Рассказывают, что начальник китайского гарнизона, который занимал форты Таку, после поражения, убил свою семью и сам покончил самоубийством.
— Из Лондона телеграфируют «Н. В.»:
«телеграммы официальные и частные свидетельствуют о выдающемся участии русских морских и сухопутных сил при взятии фортов Таку, при защите Тиенцзиня и особенно железнодорожной станции, при штурме тиенцзинского арсенала. Все эти дела умножают славные страницы в русской военной истории. Оказывается, что все операции, руководимые русскими, удались вполне.
Анисимов, Добровольский и Стессель показали, что умеют предводительствовать международными силами; единственная неудачная операция случилась с колонной, командуемой английским адмиралом. Поэтому даже многим англичанам кажется странным, что «Тimes» приписывает избавление европейцев в Тиенцзине англо-американским войскам, замалчивая подвиги русских.
Адмирал Сеймур оказывается был окружен вблизи Тиенцзиня; вследствие его гелиографического извещения о том, что он может продержаться лишь два дня, генерал Стессель решил, несмотря на усталость войск, немедленно двинуться на его выручку».
— В китайских дипломатических сферах стараются по возможности успокоить европейские правительства относительно судьбы их посольств в Пекине. Особенно ждет успокоительных известий из Пекина китайское посольство в Берлине. Между тем все китайские власти, не только в Пекине, но и в провинциях, хорошо осведомлены о всем, что происходит в столице, так как внутреннее телеграфное сообщение в Китае не нарушено, что доказывает уже обмен телеграммами, происходящий между китайским правительством и находящимся в Кантоне Ли-Хун-Чангом.
Кроме того, китайские известия о положении дел в Пекине нельзя встречать с особым доверием, так как испанским властям естественно хочется изобразить дело в лучшем виде, чтобы таким образом предотвратить дальнейшую присылку в Китай вспомогательных европейских войск; в Европе относятся с большой осторожностью к китайским сообщениям и считаются только со сведениями, которые исходят из официальных европейских источников. Во всяком случае присылка в Пекин сильного международного корпуса может быть только желательной. К счастью, европейские правительства действуют до сих пор в этом направлении с полным единодушием.
***
К моменту
Повсеместно, в любом уголке,
То спокойно и мирно, то гневно,
О китайском „Большом кулаке”
Разговоры ведут ежедневно.
Овладел он вниманьем всех стран,
Возбудил интерес высшей пробы,
И на задний ушли ныне план
Остальные все факты и злобы.
Все иное теперь—ерунда,
Пусть Робертс все кричит про победы,
Но китайский кулак, господа,
Стал единственной темой беседы.
Разсуждают и этак, и так,
Разбирают и влево, и вправо,—
А межь тем наш российский кулак
Много выше китайского, право.
***
В ресторане пирует купец.
Он горяч и задорен, и пылок,
И беспутного пира венец—
Батарея разбитых бутылок.
Разносить безобразно он стал
Всех, принявших его приглашенье,
И нарваться на крупный скандал
Все рискуют в любое мгновенье.
Знать не хочет купец ничего,—
Пил неистово он и безмерно,—
Нраву ты не препятствуй его,
А не то плохо кончишь наверно...
Дико к зеркалу лезет ползком
И его, презирая все толки,
Так хватил он большим кулаком,
Что остались одни лишь осколки.
Бессердечный делец-мироед
Забирает деревню всю в руки,
Причиняет немало он бед,
И все терпят жестокия муки.
К должникам он безжалостно строг,
И не верит ни делу, ни слову,—
Здесь забрал лошаденку в залог,
Там последнюю отнял корову.
Слезы, горе ему ни почем,
Широко его невод раскинут
И чрез год будет он богачом,
А другие пусть с голода сгинут!
С честью-совестью он не знаком
Всех он душит и давит позорно...
Перед этим большим кулаком
Все китайские меркнут, бесспорно.
Жала.
Московский листок (большая политическая внепартийная газета) № 168, 17 июня 1900 г.
***
Лондон, 16 июня. (Рейтер). В «Dailу Ехргеss» сообщают из Шанхая, что поджог и атака императорского дворца в Пекине произошли 16-го июня. (От «Российского Агентства». Известие о самом факте поджога и атаки дворца, данное вчера «Российским Агентством», взято из той же газеты).
Лондон, 16 июня. (Рейтер). В «Тimes» телеграфируют из Шанхая от 16 июня:
«По достоверным известиям из Шантунга, губернатор поддерживает с иностранными должностными лицами самые дружественные отношения и по мере сил охраняет миссии. В тех же известиях говорится, что из множества курьеров, посланных недавно в Пекин губернатором, не вернулся ни один. Китайцы толпами бегут из Шанхая. Безотчетная паника заставляет туземцев возвращаться на места своей родины, и таким образом выходит, что в то время, как многие ищут убежища здесь, другие отсюда бегут в Кантон и Нинно».
Лондон, 16 июня. (Рейтер). Палата общин. На вопрос Джибсон - Боульса Бродрик сообщает депешу консула в Тиендзине, исчисляющую английские потери отряда Сеймура, прибывшего 13 июня вместе с освободившей его колонной, следующим образом: капитан Бейтс из морской артиллерии убит, 7 офицеров ранены, 24 нижних чина убиты, 91 ранены.
Списки потерь отрядов других держав еще неполны, но все потери исчисляются в 62 убитых и 212 раненых. Что касается положения посольств, то правительство получило разные известия, и, судя по последнему, они еще в Пекине.
***
Как нам сообщают, одна из крупных московских чайных фирм получила следующую телеграмму от своего коммиссионера из Ханькоу, места главного чайного рынка:
«В виду повсеместного восстания в Китае, очевидно, поддерживаемого китайскими властями, положение всюду опасное, почему приходится покупку чая прекратить, купленное уже количество товара, и пока не отправленное, находится под большим риском, в виду возможного уничтожения, этого товара бунтовщиками».
***
(Известия из заграничных газет)
— Бывший германский посланник в Пекине, г. Брандт, высказывает мнение, что 500 или 600 европейцев, находящихся в Пекине, из которых 340 человек приходится на солдат, могли бы с успехом защититься против нападений городской черни, но что, по всем вероятиям, пришлось покинуть некоторые посольства, расположенные слишком далеко от центра города, как например, бельгийское, итальянское, австро-венгерское, германское и американское, и сосредоточить защиту около зданий других посольств, главным образом у английского, которое находится в самом удобном месте.
Для пропитания всего количества европейцев, находящихся в Пекине в осадном положении, могло бы хватить, правда, незначительных запасов консервов, находящихся в отеле «Пекин», в двух иностранных магазинах, расположенных близ посольства и в одной китайской мясной лавке.
— Германская официозная печать предостерегает от преувеличенного оптимизма. «Кельнская Газета» сообщает в телеграмме, полученной очевидно из Берлина, что большое число германских солдат и матросов, не говоря уже о колонистах, находится в большой опасности. Известно, что в военных действиях принимали участие до 2000 германских солдат, но подробностей о том, где находятся отдельные отряды, никто не знает. Далее ничего не было до сих пор сообщено о дальнейшей судьбе сильного германского отряда, который был отправлен в Таку на пароходе «Кёльн». По-видимому английские правительственные сферы также не особенно осведомлены обо всем, что делается в Китае. «Кельнская газета» находит, что положение иностранных посольств в Пекине нельзя считать безопасным, прежде чем не будет получено сведений от них самих.
— Газета «Тribunа» передает, что и итальянское правительство снаряжает в Китай сильный отряд. Если таковой будет действительно отправлен, то начальство над ним будет вверено генералу Балдиссера.
Московский листок (большая политическая внепартийная газета) № 168, 17 июня 1900 г. ОСОБОЕ ПРИБАВЛЕНИЕ
Еще по теме
События в Китае. 1900 г.
.................................
Восстание "боксеров" (16 июня 1900 г.)
Восстание "боксеров" (17 июня 1900 г.)
Восстание "боксеров" (18 июня 1900 г.)
|