Генерал Мейер
Война Англии с Трансваалем
Телеграммы «Московского Листка»
(От Российского Агентства)
Лондон, 19 апреля. (Рейтер). Робертс телеграфирует из Блемфонтейпа:
«По полученным от Баден-Пауэлля сообщениям, в Мефкинге 7 апреля все было благополучно».
***
Лондон, 20 апреля. (Рейтер). Газеты напечатали депешу из Претории, сообщающую, что капитан Ганецкий из Москвы убит во время рекогносцировки.
***
Лондон, 20 апреля. (Вольф). Корреспондент «Тimes» передает из Бергспаарна от 17 апреля, что командир буров Оливье, вместо того, чтобы отправиться на север, вернулся к Смитфильду, а остальная команда находится у реки Леув.
***
Лондон, 20 апреля. (Вольф). В «Dailу Mail» сообщают из Лоренсо-Маркеза:
правительство буров, намерено, по-видимому, оказывать как можно долее сопротивление. В округе Лиденбург устроены укрепления. Вследствие гористой местности округ этот до сих пор не мог быть соединен с Нидерландской железной дорогой. С некоторых пор буры проявляют большую деятельность на старой железнодорожной линии, ведущей из Коматипорта к северо западу—очевидно, чтобы продлить эту линию до Лиденбурга и, в случае надобности, разрушить Нидерландскую дорогу.
В «Dailу Nеws» пишут из Лоренсо-Маркеза: французский пароход с 12-ю бурами, бежавшими из лагеря под Симонтауном и едущими в Преторию, прибыл сюда.
***
Лондон, 20 апреля. (Рейтер). В «Тimes» телеграфируют из Бленфонтейна: все бурские лошади теперь конфискуются: это действительнее, чем обезоружение буров, и легче выполнимо.
В «Моrning Роst» сообщают оттуда же:
два письма выдающегося интереса попали в руки англичан. Одно от президента Штейна к генералу Бота. Штейн сетует на то, что для охраны Кроонштадта оставлено недостаточно войск, и сообщает, что британцы располагают силой в 5,000 человек для движения вперед.
Далее Штейн высказывает сожаление о том, что отряды буров, о которых предполагалось, что они охраняют Кроонштадт, вместо того занялись разграблением хлебных округов и тем посеяли неудовольствие между бурами Трансвааля и Оранжевой республики.
Штейн высвазывает желание, чтобы часть 10,000 буров, стоящих в Натале, отошла к Ванреепенскому проходу, для того, чтобы борьба сосредоточилась у Кроонштадта и англичанам мог быть нанесен решительный удар. В заключение Штейн говорит, что отклоняет ответственность за верность буров Оранжевой республики, если Трансвааль не даст гарантии в том, что намерен охранять временную столицу Оранжевой республики.
Другое письмо представляет собой ответ Крюгера командиру Фонтин-Срипса. Крюгер говорит, что больше войск собрать невозможно, так как всякий человек, который находится в распоряжении республики, необходим на том месте, которое занимает.
(По телефону от нашего корреспондента)
— Из Лондона телеграфируют, что Робертс приготовился было к наступлению, полагая, что все местности к югу от Табанчу очищены от неприятеля; но оказалось, что сам Бота, заняв крепкую позицию близ Та-банчу, приступил к наступлению на правое крыло Робертса и угрожает с востока наступлением к центру. Кроме того Оливье напал на английский транспорт позади этих позиций и тот был едва спасен случайным прибытием Брабанта. Вследствие этого Робертс послал Френча принять начальство над всем войском близ Табанчу, где собрано около 30 тысяч человек, и приказал ему оттеснить буров к северу.
У Бота только 6 тысяч войска, но позиция его сильна. Положение Мефкинга внушает серьезные опасения, гарнизон и штаб голодают страшно, ловя каких только можно животных для употребления в пищу. Робертс дал знать гарнизону Мефкинга, что он надеется выручить их в день рождения королевы Виктории 24 мая, но многие сомневаются выдержит ли гарнизон до тех пор.
— На днях из Орла отправляется в Южную Афрвву отряд добровольцев, состоящий из 50 человек. Деньги на отправку отряда собраны местным купечеством.
ЗАГРАНИЧНЫЕ ВЕСТИ
Англо-трансваальская война
В издающейся в Иоганнесбурге газете «Stаndard and Diggers News» помещено было от 4 марта из Кроонштадта сообщение о том, что после взятия в плен Кронье и занятия Блэмфонтейна авгличанами, между обоими президентами господствовало полное согласие.
Утром 4 марта, президент Крюгер прибыл в Кроонштадт, где был на вокзале встречен президентом Штейном при радостных кликах толпы. Затем оба президента вместе с генералами Жубером, Деветон, Делареем и высшими сановниками направились на площадь, где собралась огромная толпа народа.
Оба президента и бургомистр Моль взошли на эстраду, откуда последний прочел адрес Крюгера бургерам. Зачем Крюгер и Штейн, один за другим, произнесли речи, в которых высказали, что бургеры должны надеяться на Бога, так как борьба за правое дело должна вести к победе. Особенно красноречиво говорил за продолжение войны в интересах африканских республик президент Штейн. Хотя англичане и заняли Блэмфонтейн, но из этого еще вовсе не следует, что они завоевали всю республику.
Крюгер и Штейн одного только требовали от лорда Салюсбери, чтобы прекратить дальнейшее кровопролитие,—сохранения независимости обеих республик, на что лорд Салисбери ответил решительным отказом; таким образом бурам ничего больше не остается, как с новой силой, по примеру своих предков, бороться за свою свободу и независимость, чтобы их дети вспоминали о них, как о героях и патриотах, а не как о трусах, без борьбы отдавших врагу свое отечество.
С момента первого столкновения буры, по словам Штейна, потеряли 800 человек, а англичане—64 тысячи, явное доказательство, что буры не имеет пока основания терять мужество. Уже шесть месяцев они ведут борьбу с могущественным врагом и могут продолжать ее еще столько же времени. Им следует не столько бояться численности своих врагов, сколько их предательских обещаний, и потому Штейн советует бургерам ни в каком случае не доверять англичанам.
Московский листок (большая политическая внепартийная газета) № 111, 21 апреля 1900 г.
***
Генерал Лукас Мейер
Луи Ботта, принявший после смерти Жубера главное начальствование над войсками южно-африканских республик. еще в феврале, говоря о своем военном образовании, выразился таким образом:
„мой начальник Лукас Мейер сам научил меня военному искусству во время экспедиции против кафров. Я усвоил его приемы. Им я обязан своими успехами при Колензо против Буллера, а также тем, что смог помочь прогнать англичан со Спионскопа".
Лукас Мейер, немец по происхождению, родился в Вильсторфе близ Гарбурга. Рано осиротев, он был воспитан зажиточным дядей в Гарбурге. С сыновьями этого дяди, 20 лет назад, он переселился в Южную Африку. Он оказался очень умелым земледельцем и скотоводом, создал себе благосостояние и пользовался большим уважением земляков.
С начала войны он командовал отрядами Утрехта и Брайгейда. Сборным их пунктом был лагерь на реке Уокер. При вступлении в Наталь он командовал левым крылом. 20 октября с 1,500 человек и четырьмя пушками напал он на английского генерала Саймонса, который был тяжело ранен в этой битве. За отрядом Саймонса на Лукаса Мейера наступал отряд Юля. Англичане обладали значительно превосходными силами.
В сражении с ними Лукас Мейер потерял 42 убитых и 60 раненых и затем счел более благоразумным отступить. Во время осады Леди-Смита занимал он гору Изимбульвана на восточной стороне города. Им затем были взяты форт Вилли и Колензо. В декабре Мейеру пришлось уехать с театра военных действий — полечиться от постигшей его болезни.
Огонек, №15, 20 апреля (3 мая) 1900 г.
Еще по теме
Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)
.............................
Война Англии с Трансваалем. 20 апреля 1900 г.
Война Англии с Трансваалем. 21 апреля 1900 г.
Война Англии с Трансваалем. 22 апреля 1900 г.
|