nik191 Пятница, 22.11.2024, 05:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2021 » Июнь » 28 » Владивостокский переворот
05:03
Владивостокский переворот

 

 

 

Владивостокский переворот

 

Только теперь мы получили номера Дальневосточных газет, относящихся ко времени переворота. Громадные газетные листы, заполненные описаниями событий, фактов, значительных и серьезных и массой мелочей, не имеющих такого значения. Нелегко разобраться в этом хаосе материалов, в котором так ясно чувствуется очевидец, растерявшийся и смущенный перед лицом неожиданно развивающихся событий. Но все же из этих отрывочных и бессистемных штрихов, складывается в конце концов достаточно ясная картина.


Накануне событий

 

Уже в середине мая чувствовалось, что назревает какой-то кризис. Бездарная власть, действовавшая  по указке Читинского Совнаркома, привела область на край пропасти. Голод, расстройство промышленности, паралич транспорта — все это создавало у населения чувство, что у него на шее затягивается постепенно мертвая петля; и являлось стремление разорвать ее во что бы то ни стало.

Власть сгнивала явственно; уже не было такого слоя населения у которого она пользовалась бы популярностью. Ее единственной поддержкой являлась чрезвычайка, — госполитохрана, которая, чувствуя скорую гибель, разошлась на последних днях вовсю. Создавалось положение, аналогичное тому, которое предшествовало падению царской власти: изолированная от общества власть, опирающаяся на кучку опричников, и противостоящее ей население, с весьма пестрой политической и партийной группировкой, но объединенное в своей ненависти к существующему строю.

Первые признаки назревающего взрыва проявились в двадцатых числах мая. Во Владивостоке было еще "спокойно"; но в близлежащих крупных пунктах начали работать какие-то таинственные организации, нападавшие по ночам на отряды правительственной милиции и разоружавшие ее. Борьба с ними была затруднительна, так как появлялись они внезапно, в неожиданных местах и, захватив оружие, быстро скрывались.

Правительство начало нервничать, и решилось прибегнуть к крутым мерам. В наиболее угрожаемый пункт, в Никольск Уссурийский был отправлен большой отряд стражи во главе с самим инспектором милиции Приамурского Округа. Отряд прибыл в Никольск и донес правительству, что он занял все угрожаемые места и восстановил порядок. Непосредственно после этого стало известно, что телеграфное сообщение по всем проводам вокруг Владивостока порвано, и город оказывается совершенно изолированным.

В ночь на 24 мая одновременно в нескольких крупных пунктах Приморского округа — в Никольске, Раздольном, Покровке, Спасском—произошел политический переворот. Организация его была, очевидно, разработана заранее и очень точно; благодаря согласованности действий восставших, переворот был совершен без единого выстрела. Жители этих городов заметили ночью только какие-то передвижения больших вооруженных отрядов. На другое утро они увидели повсюду русские национальные флаги.

Таким образом, местности кругом Владивостока оказались в руках восставших каппелевцев, из остатков колчаковской армии, руководимые генералами Смолиным и Молчановым. Все учреждения не прерывали ни на минуту своей работы; телеграф, железные дороги, фабрики — в районе занятом повстанцами функционировали исправно. Укрепившись в занятых местах восставшие придвинулись к городу и обезоружили стоявшие на подступах к нему большевистские отряды милиции.

 

Во Владивостоке

 

В связи с проникавшими в город слухами о свержении большевистской власти, настроение создалось напряженное. Правительство прибегло к последнему средству, оставшемуся у него в руках - чрезвычайке. Это как раз и послужило каплей, переполнившей чашу.

26 мая отряд госполитохраны куда-то вел очередную партию арестованных. Привлеченная их криками о помощи, толпа публики, загородила дорогу отряду и потребовала освобождения арестованных.

Чекисты пытались оказать сопротивление, но были смяты разъяренной толпой. В то же время одновременно в разных частях города послышалась стрельба: началось восстание.

Большевики бросили заранее приготовленные силы к этим угрожаемым пунктам, поддавшись, таким образом, в обман. В зто время к порту подошли баржи, переполненные вооруженными каппелевцами. Легко преодолев сопротивление слабых отрядов, защищавших порт, повстанцы высадились на берег и рассыпались по городу, занимая заранее назначенные районы.

Главнейшие учреждения: порт, телеграф, вокзал оказались занятыми восставшими в течение непродолжительного времени. Настолько слабо защищались большевики, видно из того, что такое здание, как вокзал, было занято б-ю каплелевцами, которые разоружили стоявший там отряд милиции в несколько десятков человек. Единственно серьезное сопротивление оказали чекисты, запершиеся со своим начальником в помещении одного из учреждений, при взятии которого произошел интересный эпизод, характеризующий кстати основательную предварительную подготовку каппелевцев к восстанию.

Около этого здания толпилось много народа, среди которого преобладали какие-то неопределенные личности беженского типа, оборванные, с какими-то баулами и узлами. По данному знаку "беженцы" раскрыли свои свертки, откуда посыпались револьверы, ручные гранаты и даже пулеметные ленты, и толпа внезапно, с криком "ура" ворвалась в помещение, занятое чекистами. После короткого сопротивления, когда был убит их начальник, чекисты сдались.

Отношение японских властей к происходящим событиям не представляется ясным. Активно на чью-либо сторону они не становились, и разоружали по мере возможности отряды и большевиков и каппелевцев.

В первые дни переворота произошла какая-то малопонятная история: из глухих и кратких заметок в газетах видно, что японское командование предлагало председателю нового правительства Меркулову — вести переговоры с г.г. Антоновым и Цейтлиным (лидерами коммунистов) в целях образования коалиционного правительства. Попытка соединить не соединимое кончилась ничем.

 

Положение нового правительства

 

В первый же момент восстания стало известным, что движение возглавляется Национальным Революционным Комитетом, состава которого, однако, никто не знал. После падения старой власти во Владивостоке, этот безымянный комитет передал власть «Совету Съезда Националистических Организаций", который выделил из своего состава новое Временное Правительство с Меркуловым во главе.

Положение нового правительства в первый момент было очень трудным. Еще не закончена была борьба против большевиков, они ушли в подполье и старались сразу же скомпрометировать новую власть в глазах населения, выпуская от ее имени провокационные листы, с призывами к еврейским погромам. Новое правительство приняло власть в тяжелых условиях.

Государственная казна совершенно пуста; большевики за время своего управления растратили весь золотой запас, достигавший 55 миллионов золотом. Казенные склады опустошены. Судоходство, железные дороги функционировали с интенсивностью, равнявшейся 30 проц. мирного времени. Казенные предприятия - фабрики и рудники — остановились совершенно; частные работали на 20 проц. Безработица и голод достигли крайних пределов.

Новое правительство указом № 1 объявило распушенными большинство учреждений, созданных большевиками, и разросшимся до таких пределов, что они представляли действительное общественное зло. При проведении этой меры правительство сразу же столкнулось с оппозицией этих государственных пенсионеров. Даже такие меры, как роспуск большевистского телеграфного агентства „Дельта", рассылавшего повсюду заведомо лживые сообщения, вызвали нарекания. Распоряжение правительства о введении в виде временной меры, предварительной цензуры — вызвало со стороны "Голоса Родины" такое заявление:

"В виду объявления нам распоряжения правительства о привлечении нашей газеты в цензуру, мы объективного освещения событий дать не можем и поэтому передовых статей газета помещать не будет впредь до отмены цензуры".

Та же газета квалифицирует меркуловское правительство так:

"Новое пр-во, представляющее крайне правое крыло русской общественности, не может рассчитывать объединить даже и не коммунистическое население окраины.

Переворот носил военный характер и у власти будет тот, кто будет выставлен военным командованием".    

 

Г. С. Э.

 

Свобода : Газ. полит., лит. и обществ. - Варшава, 1921 г. № 293, 6 июля

 

Еще по теме:

 

Переворот во Владивостоке

К Владивостокским событиям

О событиях во Владивостоке

Политика империалистов на Дальнем Востоке

О третьей революции

Гнусная авантюра белогвардейцев на Дальнем Востоке провалилась

 

 

 

 

Категория: Гражданская война | Просмотров: 293 | Добавил: nik191 | Теги: 1921 г., переворот, Владивосток | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz