Война. Внутренность французского перевозочного вагона для больных и раненых
Вести о войне между Германией и Францией.
Как защищался Париж
Корреспондент «Кельнской газеты» пишет, что многие нейтральные державы послали в Версаль офицеров наблюдать за бомбардировкой Парижа. Австрия, Италия и Бельгия не имеют там своих представителей, но зато в Версале находится от 8 - 10 русских офицеров, разных чинов, и немало английских офицеров. Девять японских офицеров также посланы императором японским на театр военных действий с тем, чтобы познакомиться с положением военных дел.
***
— В Лётцен, около Кенигсберга, привезен недавно и заключен в крепость пленный принц Бонапарте. Он принадлежал, как известно, к числу пленных французских офицеров, отпущенных на честное слово и снова присоединившихся к армии. Перед помещением его поставлен караул.
***
— Так как Ярослав Домбровский, начальник польского легиона, до сих пор еще не прибыл на свой пост, то Гарибальди послал из Отёна следующее письмо к Гамбетте:
Гражданин! Мне нужен Ярослав Домбровский, Париж, улица Вавен № 52. Если можно, пришлите мне его с воздушным шаром, я буду душевно благодарен вам. Преданный ваш Дж. Гарибальди».
***
— В «Карлсруэскую Газету» пишут, от 18 января:
«Вот уже три дня, как вокруг Бельфора кипит битва. Мы должны, во чтобы то ни стало, задержать неприятели до тех пор, пока не подоспеют остальные части вновь сформированной немецкой восточной армии. Часть их идет, кажется, через Шатильон, но где они находятся в настоящую минуту, — нам неизвестно, потому что газетам предписано хранить глубокое молчание насчет военных движений. Мы можем, впрочем, успокоить опасения, напомнив, что генерал Вердер, которому пришлось выдержать напор значительно превосходящей его числом неприятельской армии, имеет в своем распоряжении не менее 60,000 солдат — если еще не более—и что он занимает весьма выгодную позицию».
(Как известно, Бурбаки уже отступил).
***
Война. Генерал фон Роон, прусский военный министр
— «Национальная Газета» делает следующий обзор военных действий немцев против армии Федерба, окончившихся поражением последней при Сен-Кентене:
«Поражения, испытанные на этих днях западной, восточной и северной французскими армиями, отнимают у Парижа всякую надежду на освобождение. Из всех новых французских армий, северная армия заключила в себе наибольшее число опытных солдат. В нее вошло, как известно, много солдат, бежавших из Седана, Меца и Бельгии, а также несколько беглецов из германских крепостей. Сверх того и в северных французских крепостях оставалось еще немало опытных солдат. Сражение при Сен-Кентене было нашим четвертым значительным сражением с северной армией, которая после каждой неудачи переформировалась в северо-восточных крепостях.
В первый раз она была разбита нами 27 ноября при Вилье-Бретонн, после чего мы взяли Амьен. 23 декабря происходил бой при Пон-Нойеле, а 3 января при Бапоме. После этого последнего дела, генерал Федерб еще раз отступил в Аррас, и генерал Гебен стянул свои силы на левом берегу Соммы, чтоб встретить, в этой крепкой позиции, французов, в случае, если они сделают новую попытку приблизиться к Парижу.
Движение наше было прикрыто кавалерией, преследовавшей отступавшего к Аррасу неприятеля. Генерал Федерб, подкрепив свою армию присланными к нему из французских портов морскими войсками, снова перешел в наступление, но ему пришлось действовать очень осторожно, чтоб не быть запертым, в случае поражения, в четырехугольнике, образуемом крепостями Аррас, Камбрэ, Валансьен и Дуэ. Выступив из Арраса, он снова направился, чрез Альбер, к Амьену; но взятие нами Перонны сделало положение его еще менее выгодным. Федерб нашел наши позиции за Соммой слишком крепкими, чтоб рискнуть напасть на них с фронта.
Между Амьеном и Перонной стоял генерал Гебен, на фронт которого Федерб счел опасным напасть. Он не решился также двинуться далее к западу, с тем, чтоб атаковать Амьен и левый фланг немецких позиций, так как, при таком движении, он мог быть отрезан от своей линии отступления. Вследствие всех этих соображений, он направился к юго-востоку, занял Сен-Кентен и выдвинул свои отряды к Сомме, между Перонной и Гамом; но здесь напал на него генерал Гебен, который произвел фланговое движение вправо, на восток, и перешел Сомму.
18 января, французский авангард был отброшен от Бовуа (в 2 милях на западе от Сен-Кентена) к Сен-Кентену, причем мы взяли у французов 1 пушку и 500 пленных; а на следующий день, мы атаковали главные неприятельские силы. Рупи, откуда генерал Гебен прислал бюлетень об этом деле, лежит в 1 миле к юго-западу от Сен-Кентена, на дороге к Гаму. Битва была жаркая и продолжалась 7 часов, после чего французы, сбитые со всех позиций, были отброшены в Сен-Кейтен».
***
— По сведениям из Парижа, от 2 (14) января, полученным в Брюсселе с воздушным шаром, вся часть Парижа на левом берегу Сены будет окончательно разорена, если бомбардирование продолжится еще пять дней с такой же силой, как теперь. Из всех двадцати парижских округов по шести можно проходить лишь с величайшей опасностью для своей жизни; в семи других округах также небезопасно. Поэтому, парижане скучиваются в местах, обеспеченных от ударов бомб, вследствие чего болезни похищают много жертв.
***
— «Раtгie» старается поддержать мужество парижан ужасной картиной опустошения и пр., которые произведут в Париже пруссаки в случае сдачи.
«Если Париж не устоит»,—говорит названная газета, то Эльзас и Лотарингия потеряны для нас, по крайней мере, на полвека, а быть может и навсегда. Последствия капитуляции будут ужасны; о них нельзя думать без содрогания. Но, рано или поздно, капитуляция неизбежна, если правительство не прорвет осадной линии. Голод заставит нас подписать нашу гибель. Но надо, во что бы то ни стало, избегать этой катастрофы».
Далее приведен длинный список обвинений против правительства, с требованием, чтоб оно приняло какой-нибудь определенный план, какое-нибудь энергическое решение.
***
— Парижское правительстно раздает медали в память геройской защиты Парижа. Медали эти будут служить для всякого, не покинувшего столицу Франции в минуту опасности. Медаль сделана из бронзы: на одной ее стороне изображена аллегорическая фигура Парижа, отражающая иноземное нашествие; на другой стороне написано:
«Reрublique frаncaisе, jеtоn de рresеnce».
(Французская республика, жетон, свидетельствующий о присутствии владельца в Париже).
Пустое место, остающееся на другой стороне, предназначено для оттиска имени владельца медали.
Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал, № 6 (110) - 6 февраля - 1871.
Еще по теме:
Вести о войне между Францией и Пруссией
Вести о войне между Францией и Пруссией. Войска сторон
.............................
Вести о войне между Германией и Францией. 8-14 февраля 1871 г.
Вести о войне между Германией и Францией. Как защищался Париж
Вести о войне между Германией и Францией. 16-21 февраля 1871 г.
|