Война. Два эскадрона 12 франц. драгунского полка, защищающие железную дорогу близ Понт-а-Муссона
Вести о войне между Германией и Францией
16 - 27 ноября 1870 г
— В «Кельнскую Газету» пишут из Версаля, от 16-го ноября:
«Положение дел, сделавшееся было критическим, теперь значительно утратило этот характер. Фланговое движение лоарской армии по направлению от Артенэ к Шартру и Дре, теперь объяснилось с стратегической точки зрения. Генерал Орель имел, по-видимому, намерение соединиться с северной армией, предводимой генералом Бурбаки.
Уверяют даже, будто генерал Орель уже прошел на север до Эврё. Но это стратегическое движение лишило его всех выгод, которые сулило ему внезапное появление его на Лоаре. Принц Фридрих-Карл преследует его по пятам; 9-й корпус, принадлежащий к армии принца, уже находился вчера в Этампе и идет теперь далее к северо-западу, а корпус герцога Мекленбургского уже прошел Рамбулье, между тем, как кавалерийская дивизия Рейнабена заняла важную позицию в Рудоне, на дороге из Версаля в Дрё.
Таким образом все войска, которыми мы можем располагать, выступают против лоарской армии. Ходит, правда, слух, что генерал Бурбаки ведет с севера 25 или 30,000-ю армию; но генерал Мантейфель уже прибыл в Сен-Кентен, и кавалерия его успела соединиться с войсками наследного принца саксонского; таким образом круг, заключающий французскую армию, все более и более замыкается».
***
— Последний нумер «Constitutionnel», полученный в Брюсселе, объявляет о полном разрыве между парижским и турским правительствами. Газета настаивает на скором созвании учредительного собрания, но настоящего национального собрания, а не делегации генеральных советов. Пикар также требует собрания для заключения мира. «Фигаро», «Саulоis», все антиреспубликанские журналы республиканского Парижа усердно ему вторят.
***
— В газете «Nоrd» напечатана следующая корреспонденция из Тура:
«Правительство приняло новую модель передвижных пушек, которые с успехом заменят все нынешние полевые орудия. Новые пушки сделаны из меди и заряжаются с казенной части; они стреляют на пространство 6—7,000 метров и выбрасывают на это пространство зажигательные снаряды весом в килограм, которые произведут удивительное действие, вследствие своего небольшого объема. Сначала изготовят штук 100, чтобы убедиться в их полезности, и если ожидания оправдаются, то скоро приступят к их фабрикации в самых больших размерах».
***
— На днях, из завода Круппа вывезена пушка особенного устройства и имеющая особенного рода назначение. Эта пушка из литой стали, имеет 1 1/2 дюйма в поперечнике и около 5 ф. длины, и может поворачиваться по всем направлениям и стрелять во все стороны. Цель ее—стрелять в воздушные шары, пускаемые из Парижа, так как меткость этого маленького орудия поразительна.
***
— Из Версаля пишут в «Кенигсбергскую Газету»:
«От одного приехавшего сюда из Шартра офицера я узнал следующие подробности взятия Пиатодона. Комендантом Шатодона был один польский генерал. Он издал приказ, чтобы жители приняли участие в защите города, причем прибавил, что ослушники будут немедленно расстреляны. Повсюду были воздвигнуты страшные баррикады; впереди были рвы, наполненные осколками стекол, затем следовали высокие земляные валы, мешки с песком и т. д. Дом за домом нужно было брать с боя и немецкое войско принуждено было провести ночь под открытым небом, на улицах, среди сотен полуобгорелых трупов.
***
— В некоторых газетах напечатан адрес алжирцев к прусскому королю (без обозначения числа), сущность которого заключается в следующем:
Алжирцы всегда были верными последователями ислама; но за грехи их Аллах послал им в наказание французов, которые начали вмешиваться в их религиозные и другия дела, отправлять их на войну, между прочим и против Пруссии, постоянно выставляя сынов Алжирии впереди своих собственных войск, на истребление врагу. Этот народ (французы) не имеет никакой веры. Император их старался искоренять все религии. Но правосудный Бог послал наказание ему и его народу, избрав своим орудием храбрых пруссаков.
«Мы желаем», говорится далее в адресе, «чтоб ваше величество хорошенько наказали кичливых французов, потому что, как видно из газет, вы государь богобоязненный, постоянно благодарящий Бога за ниспосылаемые вам победы».
В заключение, алжирцы просят, чтоб Пруссия, победив Францию, возвратила их тому государю, которому они прежде принадлежали. Адрес носит странную подпись:
«Умоляющий алжирский народ».
***
— Из Меца сообщают, от 21-го ноября, в «Аугсбургскую Газету»:
«Из Версаля прислано в Мец предписание исправить все повреждения в мецских укреплениях и привести эту крепость на степень первостепенных прусских крепостей. С этой целью в Мец уже прибыли из других крепостей инженерные и артиллерийские офицеры, составившие комиссию для обсуждения средств к тому, чтоб сделать Мец еще неприступнее, чем он был. В Мец прибыли тоже семейства высших прусских военных и гражданских властей.
***
— Некий г. Биссингер, прорцгеймский ювелир, послал в подарок графу Бисмарку весьма художественно отделанное золотое, бриллиантами изукрашенное, перо, которым просит его подписать мирный договор с Францией. Граф Бисмарк отвечал ювелиру письмом следующего содержания:
«Великогерцогский министр-президент передал мне прекрасный и художественный подарок ваш. Не знаю, как высказать вам за это мою благодарность. В то время, когда меч немецкого народа совершает такие славные подвиги, вы делаете слишком много чести перу, украшая его так богато. Желаю, чтоб, согласно вашему предназначению, перо вступило на службу отечеству, на его долговечное благо и счастливый мир, а я, с своей стороны, обещаюсь, что, при помощи Божией, перо в моей руке не! подпишет ничего такого, что не соответствует немецкой мысли и немецкому мечу».
***
— Немецкие газеты сообщают об образовании в Берлине нового отборного корпуса, которому предстоит отправиться на театр военных действий. Он состоит из резервов егерских батальонов и, кроме волонтеров, в нем участвуют главным образом опытные лесничие. В знак отличия, офицеры, назначенные королем в этот корпус, все набраны из лиц, заслуживших железный крест в настоящую войну. Этот корпус специально предназначен охранять железные дороги и телеграфы. Первые два батальона названы лотарингскими егерскими батальонами.
***
— Касательно захватов прусской полевой почты и обозов, корреспондент «Dailу Nеws» пишет из Тура, от 16 (4) ноября:
«Подвижные гвардейцы, согласно полученным ими от Гарибальди инструкциям, нападают со всех сторон на неприятельские фуры и обозы с провиантом. В префектуре я видел недавно 27 сумок с депешами, двойными фридрихсдорами и немецкими ассигнациями, которые захватила, несколько дней тому назад, небольшая партия мобилей. Десять чиновников были заняты разборкой захваченных документов, в числе которых находились депеши из Мюнхена, Штутгардта и Берлина к прусскому королю, наследному принцу и принцу Фридриху-Карлу.
В числе их найдено, как говорят, письмо от прусской королевы, в котором она высказывает свое мнение о политическом состоянии Германии. Мобили, захватившие эту добычу, исследовали одну местность в департаменте Марны, когда завидели прусский поезд железной дороги. Они немедленно сорвали рельсы и застрелили машиниста, который был немец. После ожесточенной схватки с курьерами, везшими депеши, мобили доставили захваченную добычу в один соседний замок, где им дали экипаж, в котором они отвезли трофеи победы в ближайшую подпрефектуру. В числе вещей, найденных в сумках, находились различные предметы, назначавшиеся для прусского короля.
***
— В «Вюрцбургскую Газету» пишут:
«После того, как оказалось, что небольшую крепость Бичь нельзя с успехом бомбардировать и нельзя также принудить к сдаче голодом, вся прусская артиллерия была оттуда удалена. Вместе с ней уехал и инженерный генерал Буц. Теперь цель осаждающих заключается только в том, чтоб воспрепятствовать бичскому гарнизону нападать на транспорты с провиантом и съестными припасами.
Крепость обложена только с трех сторон, так что гарнизон и жители ее могут свободно сообщаться с окрестным сельским населением. Пальба прекращена с обеих сторон. Под Бичем дежурят по очереди по два батальона 4-го и 8-го баварских полков».
***
— В «Кельнскую Газету» сообщают из Версаля следующий любопытный факт:
«С некоторых пор с наших аванпостов получаются донесения о новых гранатах, бросаемых с парижских фортов. Эти гранаты замечательны тем, что не производят никакого шума при выстреле; полагают, что парижане изобрели новый состав пороха и делают с ним опыты. Этот факт поручено исследовать».
***
— По словам берлинского корресппондента газеты «Тimes», военные издержки Германии к 3-му (15-му) ноября простирались до 121.000,000 талеров, из которых 2.000,000 употреблены были на флот.
***
— Из Брюсселя извещают, что в ночь с 22 на 23-е ноября пруссаки находились в Беллеме, в числе 20,000, направляясь, по-видимому, на Леман, но что 24-го они неожиданно повернули на Ножан-Леротру, который уже был занят другим отрядом немецких войск. В Туре в это время обнаруживалось некоторое беспокойство за позицию при Лемане, и туда поспешно были отправлены 22,000 человек, под начальством генерала Фирека, с целью воспрепятствовать дальнейшему движению неприятеля.
***
— В «Nord», от 27 ноября, пишут, что прусское правительство решилось, наконец, принять строгие меры против лиц, которые получили от турской правительственной делегации тайные назначения на должности префектов и подпрефектов в департаментах, занятых неприятелем и принуждали молодых людей отправляться в армию. В департаментах Марнском, Арденском и Энском лица эти были захвачены прусскими властями и отправлены в Силезию. В Реймсе арестованы три главные лица тамошней администрации.
***
— На днях, в Берлине обнародован 113-й список потерь, понесенных армией, из которого видно, что в одной северо-германской армии выбыло из строя, убитых и раненых: 12 генералов, 2,680 офицеров, 98 врачей, 8 духовных лиц, и 64,887 нижних чинов; всего 67,794 человека.
***
— Из Лаферте-на-Луара пишут от 4 ноября в «Силезскую Газету», что нельзя не согласиться, что поголовное восстание французской нации очевидно было оценено ниже его действительной важности. Здесь, в самом сердце Франции, каждый в состоянии убедиться, что французы действительно ставят на ноги все силы, которыми располагают. Молодых людей не видать более нигде, ни в городах, ни в селениях. Напр., в числе нескольких тысяч человек, занятых работами на железной дороге в Нантейле, насчитывается едва десятая часть в возрасте от 20 до 30 лет. Большинство рабочих состоит или из несовершеннолетних, или из стариков, или наконец из увечных людей, не годных носить оружие.
***
— От берегов Африки отплыл транспортный пароход «Юра», везущий во Францию первый отряд арабской кавалерии, навербованной в провинции Алжирии из волонтеров разных арабских племен, живущих в пустыне. Каждая из трех алжирских провинций пришлет свой контингент.
***
— Комендант взятой пруссаками крепости Ла-Фер, капитан фрегата Планш, прислал к военному министру в Тур и к генерал-губернатору в Лилль следующую телеграмму:
«Сен-Кантен, 27 ноября, 11 часов вечера. После двухнедельной блокады, в продолжение которой были употреблены все усилия, чтоб воспрепятствовать осадным работам посредством вылазок и канонады, неприятель стал бомбардировать крепость из осадных орудий и мортир, не прекращая бомбардирования в продолжение тридцати часов.
Вопреки всем военным законам, неприятель открыл огонь в 7 часов утра, не предупредив жителей и не предложив крепости сдаться, вследствие чего ужас жителей и бедствия их достигли высочайшей степени. Через несколько часов наши батареи, обстреливаемые с господствующих над городом высот, были сбиты; но тем не менее крепость держалась еще целую ночь и следующий день.
Несчастный город разрушен целым градом гранат и бомб. Большая часть его сгорела и часть запасов истреблена. У нас не оставалось никакого убежища, ни погребов, ни казематов. Наконец, видя бедственное положение города и по единодушному решению совета народной обороны, не будучи вправе бесполезно жертвовать населением и войсками, я решился сдать город. Наша потеря велика».
***
— Кератри, о котором в последние дни ничего не было слышно, ездил в Англию закупать оружие; по возвращении его, все бретонцы в лавальском лагере снабжены ружьями. Боевые запасы прибывают через Брест, и в таком количестве, что 80,000 ружей системы Ремингтона предоставлены в распоряжение лионского префекта.
Всемирная иллюстрация, № 100 (28 ноября 1870 г.)
Еще по теме:
Вести о войне между Францией и Пруссией
Вести о войне между Францией и Пруссией. Войска сторон
.............................
Вести о войне между Германией и Францией 11 - 15 ноября 1870 г
Вести о войне между Германией и Францией 16 - 27 ноября 1870 г
Вести о войне между Германией и Францией. Из Парижа (ноябрь 1870 г.)
|