Священнодействие приготовления св. мира, употребляемого при таинстве миропомазания, в старину совершалось во всех епархиальных городах Русской земли. Только в 1675 году, в виду затруднительности получения в областных городах потребных для мироварения веществ, последовало распоряжение собора русских иерархов о том, чтобы мироварение совершалось лишь в матери русских городов, древнем Киеве, и стольном городе русского государства, при кафедре всероссийских патриархов, в Москве.
В Киеве до 1849 года это священнодействие совершалось при Софийском соборе, а с тех пор в Киево-Печерской лавре; происходит оно там через два года на третий для снабжение этой святыней епархий южной и юго-западной России; все прочие епархии получают св. миро из Москвы.
Здесь во времена патриаршее мироварение происходило «в третий год и больше»—иногда даже один раз в десять лет, в ХVIII столетии оно совершалось через три-четыре года, а в наше время через год, несмотря на то, что св. мира каждый раз изготовляют втрое большее количество, чем двести лет назад. Причину этого следует видеть в значительном расширении границ нашего отечества, увеличении православного населения и числа храмов Божиих.
При св. патриархах местом мироварения был древний храм во имя Трех Святителей Московских, находившийся при патриаршем доме, внутри двора, отошедшего в начале истекающего столетия в Дворцовое ведомство. За ветхостью этого храма в 1744 году мироварение совершено было в Высочайшем присутствии Императрицы Елисаветы Петровны в «Крестовой» палате, которая с тех пор и стала постоянным местом мироварения и получила название мироварной.
Палата эта выстроена патриархом Никоном в 1655 году при новом его патриаршем доме с храмами св. Двунадесяти Апостолов и св. ап. Филиппа. Современники восторгались не столько ее убранством, сколько чрезвычайно пространным сводом, не опиравшимся ни на одном столбе.
Она предназначена была быть приемной всероссийского святителя, где он являлся окруженный величием своего высокого сама. Близ переднего угла возвышалось на каменном фундаменте патриаршее место с посохом, подобное которому сохранялось до наших дней в церкви св. ап. Филиппа; по стенам стояли скамьи, врытые полавошниками, для высшего духовенства, представители которого имели здесь каждый свое определенное место; оно торжественно указывалось новохиротописанным, или переведенным на высшие кафедры архиереям, церемония эта называлась: «соединение».
В этой своей «большой крестовой палате» российские патриархи торжественно принимали Государей, восточных святителей и высших государственных сановников. Здесь же происходили поместные соборы Русской церкви. Отсюда они имели «выходы» к священнослужениям в кафедральный свой храм Успения Пресвятыя Богородицы и к Великому Государю для молебствования и поздравления в установленные дни.
В собор патриарх шел в предшествии певчих дьяков в стихарях, а к Государям — в предшествии соборных ключарей с крестами и св. водой; за ним всегда следовали «власти», т. е. высшее духовенство. В праздничные дни после литургии в «крестовой» устраивались «столы» для духовенства и патриаршего штата; несколько раз в году, например, в Успение и Вербное Воскресение, за этими столами «изволил хлеба кушать» Государь с боярами.
По учреждении Святейшего Синода в 1721 году «крестовая» была сделана присутственной палатой этого высшего правительства русской церкви. Патриаршее место было разобрано и в палате поставлен Императорский трон. Св. Синод имел здесь свои заседания во время частых своих приездов в Москву в XVIII столетия; во время же его пребывания в северной столице здесь заседали остававшиеся в Москве синодальные члены, разделявшие труды св. Синода по управлению церковью; впоследствии это присутствие получило наименование конторы Святейшего Синода; присутственной синодальной палатой крестовая была до начали истекающего столетия, когда контора переведена в соседнее помещение, куда перенесено и прежнее убранство палаты, которая в 1791 году подверглась капитальной перестройке, с сохранением в главном прежнего своего вида.
Для надобности мироварения еще в 1744 году устроен был в крестовой очаг, над которым, в конце того же столетия, поставлена деревянная окрашенная масляной краской с позолотой сень; в 1853 г. она заменена, по повелению Императора Николая Павловича, новой резной сплошь золоченой.
В начале прошлого столетия сосуды для мироварения и хранения св. мира были медные, а сита и решета для процеживания употреблялись простые, только в 1767 г., «по всевысочайшему и богоугодному повелению благочестивейшие государыни великия Екатерины Вторыя» были устроены доныне существующие два серебряные мироварные котла, такая же кадь для сливания мира, серебряные же золоченые ковши, сатка и лопатка. Присутствовавший при мироварении 1797 года император Павел Петрович повелел изготовить для хранения св. мира 16 серебряных кувшинов.
К мироварению 1898 года, в виду потребности увеличивать количество изготовляемого мира на средства, отпущенные из государственного казначейства, устроен третий серебряный котел, во всем сходный с Екатерининскими, а в настоящем году, по той же причине, изготовлена, как мы уже упоминали выше, и вторая серебряная кадь на сумму, пожертвованную Воскресенским, Новый Иерусалим именуемым монастырем, по почину его настоятеля, бывшего синодального ризничего, архимандрита Владимира.
Соответственно своей богатой, приличествующей мироварению утвари и историческому своему значению, мироварная палата к происходившему вчера особо торжественному мироварению была обновлена на средства частного благотворителя. Стены ее украшены орнаментом в древнем стиле, по рисункам преподавателя училища живописи, ваяния и зодчества архитектора 3. И. Иванова; по ним расположены металлические киоты с золочеными отливами и зеркальными стеклами. Здесь размещены древние свв. иконы, ранее хранившиеся в палатке на Ивановской колокольне, куда они поступили из древнего Николо-Гостунского собора, по его перенесении с Кремлевской площади на колокольню, и из Успенского собора после реставрации в 1854 году живописи на его стенах, на которых ранее стояли иконы; а сюда они были переданы из мастерской и Оружейной Палаты.
В начале семидесятых годов в палатке этой значилось более тысячи икон, но большая их часть тогда была, с надлежащего разрешения, роздана в собрание христианских древностей обеих столиц, в свято-Троицкую лавру и в нуждающиеся храмы юго-западных епархий. Оставшияся затем иконы и составляют теперь украшение мироваренной палаты; из числа их две представляют художественные иконописные образцы XIII столетии, многие иконы относятся к XV и XVI вв. ,а большинство XVII века.
Над дверями поставлены два древние Деисуса, сохранившиеся в ризнице церкви Двунадесяти апостолов, вероятно те самые, которые стояли здесь и при патриархе Никоне, как свидетельствует современная запись. Пред всеми иконами лампады, они же обрамляют и сень, которая расширена в виду увеличения очага в 1898 г. для постановки третьего котла; вместо резьбы кокошники над сенью украшены иконами. Мироварный очаг облицован, вместо прежнего искусственного, итальянским белым мрамором, верхняя плита покрыта парчевым золотым покровом; ветхий паркетный пол заменен новым из заграничных метлахских плиток, в шашку с каймой.
Московский листок (большая политическая внепартийная газета) № 95, 4 апреля 1900 г.
Еще по теме:
Варение святого мира
Государь Император в мироварной палате
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. В мироваренной палате
|