МОСКВА, 4 апреля.
Вчера, возлюбленный Государь наш присутствовал в мироварной палате при варении святого мира, по примеру благочестивых предков своих, московских царей, кои всегда участвовали в крестном ходе, во время перенесения освященного мира в Успенский собор к божественной литургии в Великий четверг.
Как ни мало разъяснено в истории происхождение и употребление в церкви святого мира, однако с уверенностью можно утверждать, что помазание им, по примеру церкви ветхозаветной, было принято апостолами и было совершаемо над верующими, вместе с познанием ими Христовой веры.
„Вы помазание имеете от святого,—говорит Иоанн,—и знаете все (1 Иоан. II, 20); то, чему помазание научило вас, в том и пребывайте (16—27). Утверждающий нас во Христе,— говорит другой апостол,— и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор. 1, 21—22)".
Один из мужей апостольских (Ерма) указывает, что вслед за крещением над верующим было совершаемо особое действие „низведения св. Духа", под коим разумеется таинство миропомазания.
Один из учеников мужей апостольских, Ириней, епископ лионский, живший во втором веке, упоминает и о чувственном знаке, служившем в сем таинстве видимой печатию даров Духа Святого.
Ориген же, учитель церкви III века, прямо говорит, что дар благодати Духа обозначается чрез образ елея (реr оlеi imaginem).
Употребление мира в золотой век христианства вне всякого сомнения. Св. Кирилл Иерусалимский в своем слове о миропомазании свидетельствует о существовавшем уже в его время особом тайнодейственном освящении мира, чрез призывание св. Духа.
„Смотри, не подумай, говорит он, что сие есть миро простое; как хлеб евхаристии, по призывании св. Духа, есть уже хлеб не простой, но тело Христово, так и св. миро сие, по призывании, не простое уже миро, но дарование Христа и Духа Святого, ставшее благодатно действенным".
В Византийской церкви рано выработан был и чин приготовления мира, состоявший из священных песнопений и совершительной молитвы, которую читал над миром сам епископ. Впоследствии чин этот развился в два действия — варения мира и освящения мира. Варение мира происходило в великую среду, когда воспоминается, как жена—грешница помазала главу и ноги Спасителя драгоценным миром, и когда читается Евангелие об этом событии; патриарх вливал елей в сосуд и затапливал печь, и затем он же сам, благословляя, вкладывал ароматы в кипящий елей. Освящение же мира производилось в Великий четверг во время литургии.
Вместе с принятием нами христианства, был принесен к нам и алавастр—особый сосуд, наполненный св. миром. Этот самый алавастр доныне хранится в Успенском соборе и доныне употребляется при освящении приготовленного мира.
Долго, по крайней мире, до половины XV в.. Русская церковь не имела своего мира, а получала его от Константинопольского патриарха, что ясно видно из послания митрополита Фотия к псковскому духовенству.
„Помазуйте миром великим,—говорит он,—которое идет из Царяграда, которое искони оттуду прияли".
Но с тех пор как русская церковь стала независимой от Цареградского патриархата, она сама стала готовить все нужное для церковной жизни, в том числе и святое миро. Как совершалось у нас его приготовление, подробныя сведения о том дает нам история XVII века.
В самой Москве миро приготовлялось то в паперти патриаршей церкви трех святителей, то в Чудове монастыре, то, наконец, с 1763 г. в Крестовой патриаршей палате, где совершается и ныне.
Мы не будем касаться того, как в разные времена видоизменялся самый чин освящения мира.
Укажем лишь на самую главную и существенную особенность его приготовления, неизменно соблюдавшуюся в течение веков.
С каждым новым мироварением, из алавастра, принесенного к нам из Византии, в коем хранится миро старого священия, часть этого последнего каждый раз вливается в сосуды, со вновь освященным миром.
Как известно, таинство миропомазания ни над кем не повторяется. Но церковь делает исключение лишь для царей, подъемлющих на себя тяжкое крестоносное бремя.
Таким образом миро, коим они, как и все верные, помазуются, не есть миро новое: напротив, в силу преемственного смешения и слияния старого мира с новым, оно в существе своих элементов есть миро, восходящее, по своей древности, к золотому веку христианства и, быть может, даже к церкви апостольской.
Вот почему все древние цари так благоговейно относились к чину приготовления русского православного мира.
Московский листок (большая политическая внепартийная газета) № 95, 4 апреля 1900 г.
* * *
Вчера, 4 апреля, в Мироварной палате в котлы были вложены твердые благовонные вещества, смешанные с вином, а также в растопленном виде смешанные с маслом мастика, в количестве двадцати фунтов, и восемь фунтов сандараку. Масса богомольцев перебывала в течение дня и ночи в Мироварной палате, причем, несмотря на многолюдство, благодаря принятым мерам, соблюдался образцовый порядок.
Во втором часу дня Мироварвую палату посетил духовник Их Императорских Величеств о. протопресвитер И. Л. Янышев, который подробно осматривал находящиеся в палате в киотах под печатями древние иконы и вообще всю обстановку. Сегодня в котлы с миром будут вложены смешанное с маслом густое мускатное масло, терпентин и перувианский бальзам и настоянное на благовонных веществах масло. Вечером мироварение прекратится и богомольцы допускаться уже не будут.
Московский листок (большая политическая внепартийная газета) № 96, 5 апреля 1900 г.
Еще по теме:
Варение святого мира
Государь Император в мироварной палате
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. В мироваренной палате
|