По материалам периодической печати за апрель 1917 года.
Все даты по старому стилю.
Киев—мать городов русских
В только что истекшие дни мы были свидетелями величайшей исторической подтасовки, разыгранной здесь, в священных недрах этого города.
Мы говорим, конечно, о том, что делал и говорил здесь „Украинский Конгресс" от имени всего украинского народа.
Если основанной им „Центральной Раде" не противопоставить другую силу, силу сопротивления всех тех, кто еще не захвачен украинским гипнозом и угаром в нашем крае—она будет пытаться и уже пытается инсценировать еще более крикливо и пышно то, что мы назвали величайшей исторической подтасовкой.
Сила сопротивления этим планам, этому гипнозу не должна и не может возникнуть и придти извне.
Нет, она в нас самих, в нас и только в нас она должна народиться, окрепнуть и достигнуть той мощи, которая ясно и совершенно открыто показала бы, что то, что мы утверждаем, не есть наша прихоть, а та потребность всей нашей души, всего нашего существа, которая заставляет людей идти на величайшие подвиги и на упорнейшую борьбу.
Мы связаны, конечно, тем, что война не кончена, что, напротив, предстоит последняя решающая схватка ея. Мы можем отдаться защите наших национальных, исторических, политических и других прав только постольку, поскольку нам это дозволяет и дозволит досуг, от всех тех занятий и дел наших, которыя требуются от нас для борьбы с врагами нашими.
Когда более пятидесяти лет тому назад Виталий Яковлевич Шульгин написал свою первую статью в "Киевлянине", он сказал в ней:
— "Это край русский, русский, русский"!
Все те, которые здесь живут, работают и мыслят и чувствуют по русски—должны объединиться и защищать это положение.
Если сравнить ту горсть „украинской" интеллигенции с интеллигенцией русской, населяющей наш край, если произвести подсчет всех говорящих и думающих по-русски горожан юго-запада России— то покажется, вероятно, диким, как можно говорить, как может даже возникнуть мысль о возможности соперничества между общерусской культурой и культурой "украинской".
Но нам не надо забывать примера Галичины.
Искусственно не пуская туда русский язык, Австрия дала основу и опору украинству и, конечно, наши украинцы будут опираться на эту основу и исходить из нее.
В победу украинства мы не верим—борьба культур происходит в совершенно особенных плоскостях и мы не можем себе представить, чтобы один Шевченко, как бы он ни был своеобразно прекрасен, мог свалить Пушкина, Гоголя, Толстого и всех остальных русских колоссов.
Мы уповаем на здравый смысл и здравое чутье нашего крестьянства, не сказавшего еще не только своего последнего, но и своего первого слова хотя бы по вопросам обучения.
Но для нас не подлежит никакому сомнению, что попытка исторической подтасовки будет проведена планомерно, с упорством фанатиков и сектантов.
Вопрос этот до того важен, до того остр и болезнен для всех русских юга России, что тут не может быть двух решений.
Украинским организациям, украинским домогательствам должны быть противопоставлены организация и домогательства русские.
Общерусский язык, общерусская культура должна получить здесь свою опору и защиту.
До конца будем мы называть наш край Русью, как и подобает ему зваться по его древнейшему наименованию.
Тот самый язык, то самое наречие, которое украинцам угодно называть языком украинским—мы называем языком южно-русским.
Всегда и во всем мы готовы идти навстречу потребностям нашего края, отстаивая его исторические особенности и навыки—но не на основах украинского отщепенчества, украинского шовинизма, а на основах тех исторических прав, которые подобают колыбели Руси.
Каждый гражданин юга России должен чувствовать возложенный на него этот особенный долг, за забвение которого он будет тяжко и непоправимо наказан.
Никто не должен думать в наши дни:—"Пускай делают другие, а я посмотрю, что из этого выйдет".
В наши дни не может быть тепловатых и холодноватых.
Пусть холодные остаются с своими замерзшими чувствами и мыслями.
Но пусть те, в ком кипит мозг и горячо бьется сердце, идут на работу и борьбу.
Окажемся ли мы в большинстве или меньшинстве,—долг наш должен быть выполнен до конца.
Речь Военного Министра
Военный министр А. И. Гучков посетил Киевский исполнительный комитет.
На приветствие председателя комитета Страдомского, министр ответил пространной речью следующего содержания:
«Мы внимательно следили за всем, совершившимся в Киеве, и мы знали, что Киев, где так остро стояли национальные и религиозные вопросы, где существовал раздуваемый старым режимом национальный антагонизм, представлял опасный костер, который мог легко загореться и превратиться в большой пожар.
Поэтому с такой радостью мы встретили известие, что вы, местные люди, так быстро, так хорошо и удачно справились с большим делом. Это вам удалось, потому, что вы шли не в хвосте, а в голове движения, что вам доверяли широкие круги народных масс, при поддержке которых вы избегли анархии, столь понятной, когда происходит такой крутой поворот от старого к новому.
На Киеве, как центре большого юго-западного края, как на тыловом базисном городе грандиозного фронта, лежит большая и ответственная задача и создание условий вполне спокойной работы, без которой—ни бороться, ни победить нельзя».
Сообщив о своей работе в армии, во время которой так ясно выразились все отрицательные стороны ведения войны, А. П. Гучков продолжал:
«Уже полтора года тому назад мы поняли, мы сознали, что благополучное разрешение кризиса невозможно, что путь компромисса привел бы к гибели России со всеми последствиями позорного поражения. Стало ясно, что спасение только в одном—покончить счеты со старым режимом ценой каких угодно жертв, даже путем насильственного переворота.
Ныне старое сметено и обломки его еще валяются на нашей дороге, но они мешать нам не могут. Теперь пред нами задача созидания новой свободной жизни, трудная задача, страшно ответственная задача, ибо то, что случилось, не могло пройти даром и последствия тяжелы. В жизнь внесена сумятица, местами образовался паралич и расстройство; но народ быстро совладал с самим собой и теперь уже удается ввести в русло спокойной и созидательной работы всю жизнь страны.
Я убежден в том, что новая Россия, новые люди на деле докажут, что им легко сделать то, что не удавалось старой власти, что на развалинах тех государств, которые представляют угрозу мировым идеалам, Россия построит новое здание свободы, права и справедливости, исторически оправдает те тяжелые дни, которые многострадальному народу нашему пришлось вынести. Великая слава ляжет на нас, но вместе с ней на нас ляжет тяжкая ответственность, если мы будем не на высоте. Если в окопах самоотверженно, без устали, ежедневно, смотря смерти прямо в глаза, делают большое дело защиты отечества наши братья, то мы здесь должны также самоотверженно работать не покладая рук, чтобы достигнуть желанной победы, после которой мы приступим к коренному переустройству всей нашей жизни.
С чувством глубокой признательности выражаю вам, киевляне, благодарность за большое дело, которое вы сделали для России».
От имени военных депутатов киевского гарнизона подполковник Отоцкий приветствовал в лице министра все новое правительство, расковавшее цепи, вековым гнетом лежавшие на русском народе.
От имени Совета солдатских депутатов приветствовал министра солдат Брайтман, сказавший, что свободные солдаты свободной армии прекрасно сознают свою историческую миссию защитить родину от врага:
«Работая неустанно в тылу, мы по первому зову явимся на помощь нашим товарищам на фронт».
Далее приветствовали министра от Совета рабочих депутатов председатель Совета Незлобин и от Совета коалиционного студенчества студент Гуревич.
Заявление Милюкова
МОСКВА, 8 апреля. На съезде представителей городов Милюков указал, что он имеет секретную телеграмму от немцев врагам свободы, в которой немцы спрашивают, наступил ли уже момент наступления, или нужно еще ждать развития нашей внутренней разрухи, когда нас можно будет взять голыми руками. (П. А.).
P. S. Не читают, видимо, нынешние "свидомые" старых газет. А напрасно. Тогда они знали бы чем закончатся их деяния. Они думают, что делают что-то новое в истории? Ничего подобного. Все это было с мельчайшими подробностями уже проделано 100 лет назад.
Еще по теме:
Украинизация. 1917 год. Предисловие
............................................................................
Украинизация. Украинский вопрос (4 апреля 1917 г.)
Украинизация. О "Самостийной Украине" (5 апреля 1917 г.)
Украинизация. Фронтовой украинский съезд (6 апреля 1917 г.)
Украинизация. Завершение фронтового украинского съезда (7 апреля 1917 г.) и его резолюции
Украинизация. Украинский съезд (5-7 апреля 1917 г.)
|