По материалам периодической печати за апрель 1917 года.
Все даты по старому стилю.
"Долой русское знамя"!
Вчера в заседании мирян и духовенства, состоявшемся под председательством митрополита Владимира, произошел прискорбный инцидент.
После речей нескольких ораторов— выступил профессор духовной академии Кудрявцев, обрушившийся на духовенство за его былое пресмыкание перед старой властью.
Речь свою оратор закончил чтением стихотворения «Палачи», посвященного служителям алтаря.
Публика возмутилась и раздались крики:
«Довольно».
На кафедру выступил настоятель церкви религиозно - просветительного общества и стал успокаивать собравшихся.
— Духовенство,—между прочим сказал он,—напрасно упрекают в его пресмыкании перед старой властью, ибо не одно только духовенство так поступало... Пресмыкание всегда было и будет...
Разве не то же пресмыкание происходит, например, теперь перед революцией— отказ от родного знамени.
После этих слов один из публики крикнул:
— Долой русское знамя.
Поднялась целая буря.
На оратора бросились многие с кулаками.
Инцидент грозил принять крупные размеры, и лишь находчивость некоторых—запели подхваченное всеми «Христос Воскрес»—спасло положение.
После этого собрание продолжалось без инцидентов.
Фронтовой украинский съезд
В педагогическом музее открылся фронтовой украинский съезд.
Большой зал, где происходит заседание съезда, а также хоры переполнены. Среди почти исключительно военной публики, съехавшейся на съезд, представлены все чины от рядового солдата до генерала включительно.
На съезд допускаются только лица, обладающие соответствующими мандатами.
М. С. Грушевский
Съезд открыл приветственной речью председатель «Центральной Украинской Рады» проф. М. С. Грушевский, приглашавший к спокойной работе и пожелавший собравшимся успеха в предстоящей деятельности.
Вслед за М. С. Грушевским с приветствием выступает главный начальник Киевского военного округа К. И. Оберучев, который высказывает сожаление, что, не владея украинским языком, вынужден обратиться к собравшимся по-русски. Заявив себя другом и сторонником украинского народа, г. Оберучев просил не забывать трудностей переживаемого момента и помнить, что враг угрожает не только России, но и Украине.
Закончил свою речь г. Оберучев возгласом:
«да здравствует свободная Украина и свободная Россия!»
(Аплодисменты и громкое «ура» покрыли слова оратора).
Затем начинаются выборы президиума, который образован в составе:
С. Петлюра (делегат фронта), Н. Михновский (представитель тыла), г. Письменный (матрос балтийского флота) и В. Винниченко (от «Центральной Украинской Рады»).
Председательское Место занимает С. Петлюра, предлагающий всем не делегатам оставить зал заседания.
Симон Петлюра
Возникает вопрос, считать ли съезд закрытым или открытым? По обсуждении постановлено: по вопросам военным считать съезд закрытым, а по вопросам общественно-политическим—открытым.
Специальное заседание решено посвятить выслушиванию приветствий.
Председатель обращается к собранию с речью.
— Пред нами,—говорит г. Петлюра,— открываются великие перспективы, встает возможность дать народу жить по его желаниям и давнишним мечтам. Но радость наша омрачается сомнениями и страхом за завтрашний день. Вы понимаете, о чем я говорю. В сознании великой ответственности будем творить наше дело разумно. Приложим все старания к тому, чтобы наша горячая кровь, наши горячие сердца находились под постоянным контролем холодного рассудка. В нашей работе мы ни на минуту не должны забывать, что мы—часть державного целого. Двух мнений быть не может. Надо помнить, что если завтра приключится несчастье с Россией, наш украинский народ опять попадет в национальное рабство. (Продолжительные аплодисменты).
Покажите себя людьми единой воли, достойными и такими, чтобы никто не мог сказать, что в тот день, когда решалась судьба родины, когда пред нами вставал вопрос: быть или не быть?—у нас не хватило государственного разума. Надо, чтобы мы, оторвавшись от окопов, рационально использовали дорогое время, и чтобы мы, как народ, пробудившийся для свободной национальной жизни и творческой работы, оказались на высоте своей задачи.
Далее председатель оглашает следующий порядок дня, выработанный группой делегатов и санкционированный центральной украинской радой:
1) борьба с дезертирством,
2) поддержание дисциплины,
3) обращение к крестьянскому населению Украйны с призывом помочь войску провиантом,
4) планомерность учреждения одноплеменных полков и войсковых частей на южном и юго-западном фронтах без вреда для существующей военной организации,
5) вопрос об офицерском командном составе полков, которые будут организованы на основании пункта 4-го и
6) вопрос о пополнении тех полков и войсковых частей, организованных на основании п. 4, исключительно украинцами.
Съезд признает приведенную программу не полной и постановляет, чтобы она была дополнена теми вопросами, какие могут быть выдвинуты самим собранием.
Начинается подача в письменной форме новых предложений для включения их в программу съезда. Всего подано 54 записки, из которых многие повторяют однородные предложения. Преобладают пожелания обсудить вопросы об отношении к войне и Временному Правительству, к совету рабочих и солдатских депутатов и т. д. Решено все поступившие предложения передать в секретариат для систематизации их.
На этом заканчивается утреннее заседание.
Объявляется перерыв на 3 часа.
***
Вечернее заседание первого дня съезда почти целиком посвящено было докладу представителя 5-ой армии г. Селецкого об отношении к Временному Правительству и совету рабочих и солдатских депутатов.
Оратор считает необходимым, чтобы совет рабочих и солдатских депутатов получил действительно всероссийский характер и чтобы украинцы в нем заняли подобающее место. Украинской войсковой раде правительство, много обещав, на деле не оказывает должной поддержки. В виду этого г. Селецкий приходит к выводу, что состав Временного Правительства должен быть пополнен особым министром по делам Украины.
Доклад г. Селецкого вызвал оживленные дебаты.
В речах других ораторов преобладают сетования на неблагожелательное отношение к украинцам со стороны русского правительства, общества и даже революционной демократии.
На словах все нам суют самоопределение. Но как только от слов переходим к делу, сейчас же по нашему адресу начинаются обвинения в шовинизме. Объясняется такое отношение к нам тем, что на представление нам национально-территориальной автономии никто не решается. Но наша воля в наших руках. Наше право в нашей силе. Новая Россия не может по-прежнему быть тюрьмой народов, она должна стать храмом народов.
Командир I Украинского полка подполковник Кайкан разъясняет, в чем может выразиться помощь Украинскому полку:—надо настоять на том, чтобы те 2500 человек, которые, сверх 500 официально зачисленных фактически уже в течение двух месяцев принадлежат к составу полка, тоже были включены в полки.
Г. Герасимов знакомит собрание с обстановкой, при которой в петроградском совете рабочих и солдатских депутатов вынесено было решение о нежелательности образования обособленных одноплеменных войсковых частей.
Крики «довольно! ясно!» сопровождали все наши выступления. Нам не давали говорить, и каждому из нас стало ясно, что борьбы с российской демократией нам не избежать.
Владимир Винниченко
Последний выпад вызывает возражение со стороны г. Винниченко, заместителя председателя «Центральной Рады». Оратор протестует против такого отношения к совету рабочих и солдатских депутатов.
Не забывайте, что сама возможность собираться и свободно обсуждать наши национальные дела пред нами открылась только благодаря демократии, рабочим и солдатам, свергнувшим старый строй.
Такое отношение к демократии тем более недопустимо в настоящий критический момент, когда припрятавшиеся деятели реакции выползают из своих нор и под видом защиты свободы и борьбы с анархией обрушиваются на совет рабочих и солдатских депутатов.
Мы не должны в данный момент рвать с русской державой, с которой мы связаны исторически, экономически и политически. Надо только устранить причины, нас разъединяющие.
До сих пор отношение к нам было высокомерное. На нас смотрели, как на гной для удобрения.
Дикой казалось мысль для чиновников, вскормленных потом и кровью Украины, что хохол, мужик смеет думать о своих правах и предъявляет какие-то притязания.
Но теперь с нами начинают считаться, ибо в нас почувствовали реальную силу, опираясь на которую мы сумеем дать отпор покушениям на свою свободу, все равно будут ли такие со стороны российской буржуазии или демократии.
Заканчивая свою речь г. Винниченко предостережением при принятии решения исходить из точного учета сил, да6ы не дискредитировать самих себя.
Во время перерыва в зал вносят знамя с надписью:
«первому украинскому гетмана Богдана Хмельницкого полку слава!»
Появление знамени вызывает бурную овацию.
Делегат Максайло, возражая Винниченко, находит, что резолюция, предложенная последним, не отвечает важности момента. Провозглашая «отечество в опасности», надо помнить, что отечество наше—не Россия, а Украйна. Г. Винниченко рекомендует как двигаться детскими шагами. Но мы уже—не дети. Если слово не поможет, мы будем действовать силой. У нас свои задачи, свои права. Российское государство возникло в 8 веке, а Украйна в шестом.
Дальнейшие ораторы в общем заметно повторяются. Вносится и принимается предложение прекратить прения.
Все предложенные резолюции передаются в комнаты для выра6отки одного общего текста.
Выслушиваются ряд письменных и устных приветствий, после чего заседание прерывается до следующего дня.
Еще по теме:
Украинизация. 1917 год. Предисловие
............................................................................
Украинизация. Чего хотят некоторые „украинцы" (апрель 1917 г.)
Украинизация. Украинский вопрос (4 апреля 1917 г.)
Украинизация. О "Самостийной Украине" (5 апреля 1917 г.)
Украинизация. Фронтовой украинский съезд (6 апреля 1917 г.)
Украинизация. Завершение фронтового украинского съезда (7 апреля 1917 г.) и его резолюции
|