Крестный путь
Крестный путь.—Места страдания Иисуса Христа во Иерусалиме
Святые места страданий Христовых
Места, освященные страданиями Иисуса Христа, уже с древнейших времен христианства были предметом величайшего почитания со стороны христиан; туда, в продолжении многих веков, постоянно стекаются богомольцы из самых отдаленных стран. Крестным путем называется, главным образом, та часть пути, которую Иисус Христос прошел, неся свой крест от Пилатова судилища в Иерусалиме, до места казни, Голгофы.
Путь этот начинается в восточной части Иерусалима. Пустынная улица тянется между высокими стенами; остатки римских построек указывают на место, где возвышалось Пилатово судилище. Здесь был первый отдых Иисуса Христа на пути страданий.
Далее следует латинская часовня, построенная на месте, где Спаситель мира подвергся бичеванию и где на него был возложен крест; затем — часовня в готическом стиле, весьма мрачного вида, но хорошо сохранившаяся, построенная на том месте, где Христос упал под тяжестью креста.
Далее, богомолец, посетивший эти места, приходит к месту, где Христос, как говорит предание, повстречался со Своею Матерью; чрез несколько времени следует место, где иудеи заставили Симона Киринеянина нести крест Искупителя.
Недалеко от этого последнего места, по левой стороне, показывают и теперь еще дом, в котором жил богатый расточитель, упоминающийся в Евангелии.
Отсюда дорога подымается вверх и вскоре достигает дома, который указывают, как жилище Вероники, почитаемой в римской церкви, за святую, которая, по преданию той же церкви, отерла своим убрусом струившийся пот с окровавленного чела Искупителя, стенавшего под тяжестью креста, при чем совершилось чудо — святой лик Богочеловека отпечатлелся на полотне.
В небольшом расстоянии от дома Вероники, под темным сводом, замечаются следы древней лестницы, которая, по словам предания, вела в дом Агасфера.
Вблизи этого дома Иисус Христос, по преданию латинской церкви, вторично упал от утомления под тяжестью креста.
Неподалеку от судейских ворот, которыми оканчивается Иерусалим, Божественного Страдальца ожидали плачущие дщери Иерусалима, которым Он сказал:
«Не плачьте обо мне, но плачьте о вас самих и о детях ваших».
Это место, окруженное обломками и развалинами, особенно способно напоминать о преходимости всего земного.
Крестный путь, (via dolorosa,) оканчивается на вершине горы Кальварии, Голгофой или лобным местом. Место это почти совершенно покрыто церковью св. Гроба Господня и другими зданиями. Не дойдя до скалистой вершины горы, Спаситель в третий раз, по тому же преданию, упал на землю под бременем своей ноши. Как на место этого третьего падения, указывают на площадку перед церковными вратами, вымощенную желтоватой плитой и окруженную справа и слева монастырскими стенами, прилегающими к церкви; на площадке этой продают кресты, восковые свечи, четки и разного рода поделки из перламутра.
Если войти в церковь св. Гроба Господня сквозь круглую арку ворот, то кругом можно увидать множество часовен и каплиц, которые, смотря по их большему и меньшему значению, увешаны большим или меньшим количеством ламп, украшенных большей частью священными изображениями; в числе этих часовен находятся: часовня раздела одежды Христовой, латинская часовня на месте распятия Христа на кресте и православная часовня на том месте, где Иисус Христос умер на кресте.
В обеих последних часовнях горят сотни лампад и свечей. В углублении, в котором стоял честной крест, помещается серебряная доска с следующею надписью по-гречески:
«Здесь Бог и Господь наш, несколько веков тому назад, совершил спасение наше».
По обеим сторонам показывают места, где стояли кресты распятых вместе со Спасителем разбойников.
Недалеко от того места, где стоял крест разбойника по левую сторону от креста Господня, видна щель в земле, происшедшая в момент смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Следующая затем часовня заключает в себе камень, обделанный в красный мрамор, на котором совершилось омовение тела Христова; на этом месте совершилось и снятие со креста.
Над часовней, построенной над самым тем местом, где погребен был Христос, возвышается новый купол, недавно отстроенный на место прежнего древнего и совершенно разрушившегося. Вся часовня занимает пространство в 60 шагов в окружности и имеет до 50 футов вышины, но, находясь под громадным сводом, несмотря на свою вышину, кажется весьма небольшой. Та часть, в которой помещается св. гроб, представляет продолговатый четырехугольник, около 7 футов в длину, 6 в ширину; место это занято саркофагом из красноватого пестрого мрамора, так что около него едва могут поместиться 3 или 4 человека.
Над каменным гробом, на выступе, в роде карниза, стоят золотые и серебряные подсвечники с освященными свечами и вазы с цветами; над карнизом помещается образ, защищенный вызолоченной решеткой и изображающий Воскресение Христово; образ этот, как кажется, писан испанским художником.
С потолка часовни висит более 48 лампад, из золота и серебра, украшенных гербами России, а также Испании, Австрии и прочих католических держав, принесших эти лампады в дар; в этих лампадах постоянно поддерживается огонь. Все входящие в часовню окрапливаются святою водою стоящими здесь священниками; большинство богомольцев разуваются у входа, ставят на крышку гроба зажженные свечи и прикладываются к краю самого гроба.
Церковь св. Гроба Господня необыкновенно обширное и великолепное здание, находившееся до недавнего времени в весьма запущенном виде; 2 или 3 года тому назад, по почину Государя Императора Александра Николаевича и при содействии государей других европейских держав, церковь эта приведена в лучшее состояние.
Большая часть ротонды Гроба Господня принадлежит католикам; они владеют часовнями Богоматери и Марии Магдалины, камнем Мироносиц, часовней обретения св. Креста, и часовней, построенною на том месте, где на Спасителя был возложен терновый венец. Грекам принадлежат: католикон и место, где страдал Искупитель до распятия; армяне владеют галереей ротонды, часовней св. царицы Елены и местами, где воины делили ризы Христовы. Сирийцам принадлежит маленькая часовня под западной галереей ротонды; коптам—небольшой алтарь у западной стены часовни св. Гроба Господня, принадлежащей всем вероисповеданиям.
Как уже сказано выше, места эти с древнейших времен посещаются богомольцами всего христианского мира. Но когда Иерусалим попал в руки неверных, то доступ к св. местам сделался недоступен и христиане стали изображать их или в церквах, или же около монастырей, где священными изображениями стараются освятить воспоминание о страстях Христовых.
Всемирная иллюстрация, № 16 (12 апр. 1869 г.).
О том, как это выглядит в наши дни, описано здесь по моей поездке в Иерусалим.
|