nik191 Пятница, 22.11.2024, 06:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2018 » Ноябрь » 11 » Суэцкий канал. Часть 4
05:17
Суэцкий канал. Часть 4

Фердинанд Лессепс, строитель Суэцкого канала

 


Фердинанд Лессепс


Без сомнения, для многих будет небезынтересным познакомиться несколько с личностью человека, энергии, терпению и предприимчивости которого удалось привести к окончанию колосальнейшее из предприятий нашего времени,—прорытие Суэзского канала.

Несмотря на то, что интересы Англии, обусловленные постоянными сношениями с индийскими колониями в Азии, более всего требовали облегчения этих сношений, при помощи проложения кратчайшего пути через Суэзский перешеек, честь исполнения этого предприятия принадлежит французу.

Сверх ожидания, самые большие затруднения, самое сильное недоверие к успеху предприятия, было встречено Французским инженером в Англии. Английские газеты, в особенности «Тimes», всеми силами старались внушить публике, что идея Лессепса совершенно неосуществима и что даже если и существовала бы возможность прорыть канал для соединения Средиземного моря с Черным, то он никогда не будет иметь того громадного значения, которое приписывается ему Лессепсом.

Такие отзывы главных английских газет, в которых подчас проглядывала зависть к тому, что честь почина принадлежит французу, были причиной того, что английская публика в начале очень неохотно подписывалась на акции Суэзского канала; только в последнее время, когда близость окончания работ начала рассеивать все сомнения, завистливые вестовщицы переменили тон, а вслед за этим и цена акций Суэзского канала поднялась на английских денежных рынках.

Виконт Фердинанд Лессепс родился в 1805 году в Версале и получил первоначальное образование во Франции. Отец его был французским генеральным консулом в Каире, а потому нет ничего удивительного, что и Фердинанд Лессепс с молодых лет принял решение посвятить себя дипломатическому поприщу.

Исполняв сначала обязанности секретаря при некоторых французских консульствах, Лессепс был назначен консулом в Каир, где он прекрасно изучил местные условия и где у него впервые зародилась идея прорытия канала через Суэзский перешеек.

В начале сороковых годов, он был переведен на консульский пост в Барселону и в 1842 году, во время осады этого города, опустошаемого в то время холерой, своими прекрасными действиями и подвигами истинного человеколюбия, обратил на себя внимание правительства. Вследствие бомбардирования города, интересы и жизнь французского его населения находилась в сильной опасности. Затруднительность положения, благодаря энергии и деятельности французского консула, значительно облегчилась; Лессепс, не щадя личных интересов, отстаивал неприкосновенность имущества французских подданных при взятии Барселоны королевскими войсками, и в то же время, пользуясь своими правами, давал убежище жертвам восстания и старался, всеми зависевшими от него средствами, облегчать участь больных и раненых.

Вся его деятельность, во время этих печальных событий, была так бескорыстна, отличалась таким самоотвержением, неустрашимостью и благородством, что он возбудил к себе удивление даже в тех, кому он сопротивлялся Это выразилось всего явственнее в том, что, спустя несколько времени, королева Изабелла пожаловала ему орден Карла III первого класса.

После февральской революции 1848 года Лессепс был назначен дипломатическим представителем французской республики в Мадриде. В 1849 году он был отозван из Мадрида и назначен поверенным в делах республики в Берне, откуда французское учредительное собрание послало его с чрезвычайным поручением в Рим; ему поручено было избежать по возможности вмешательства Франции в деле революции против римской курии. Старания его были успешны, но, к несчастью, перемены, происшедшие в правительственных сферах Франции, удалили людей, возложивших на него это поручение; он был удален, вследствие обвинения его в потворстве итальянской партии действия и принужден был для своего оправдания обнародовать меморандум.

В 1854 году, Лессепс получил приглашение, от тогдашнего вице-короля египетского, Саида-Паши, который, познакомившись с Лессепсом во время пребывания его в Каире, питал к нему особое расположение, приехать в Египет. Во время поездки из Александрии в Каир, Лессепс сообщил вице-королю свою идею о прорытии Суэзского перешейка. План этот был встречен Саидом-Пашой с большим сочувствием и Лессепс немедленно принялся за необходимые приготовления к этому великому предприятию.

Прежде всего, он в 1856 году издал брошюру, в которой доказывал осуществимость своего проекта и образовал международную комиссию из английских, французских, австрийских, голландских, испанских и прусских инженеров.

Когда фактически было доказано, что не существует никакой разницы между уровнями обоих морей, для соединения которых предположено было прорыть канал, то образовалось акционерное общество Суэзского канала и приступлено было к открытию подписки. Несмотря на все затруднения, благодаря неустанной деятельности, энергии и терпению Лессепса, необходимая сумма, в 200 миллионов франков, была наконец собрана и работы начались в 1859 году. При этом вице-король египетский взял на себя обязательство поставлять на работы ежемесячно по 20,000 работников — феллахов.

Но помощь этих работников оказалась до того недостаточной, что Лессепс, при посредстве императора Наполеона, выхлопотал у вице-короля вместо них сумму в 84 миллиона франков и кроме того 10 миллионов франков за обратную уступку земли Тель эль-Кебар. Но между тем, по составленным дальнейшим сметам, оказалось, что работы по прорытию канала требуют еще 100 миллионов франков, вследствие чего Лессепс исходатайствовал у французского правительства и палат чрезвычайное разрешение устроить лотерею, которая в прошедшем году уже принесла до 40 миллионов франков и, вероятно, принесет и остальную сумму на покрытие необходимых расходов.

В настоящее время канал уже окончен и скоро будет открыт для плавания судов; пароходы, отправляющиеся из Триеста в Бомбей, будут совершать путь только в 1,404 мили, вместо прежнего в 3,570 миль. Вероятно, только одни парусные корабли, для которых, господствующие на Красном море ветры и сильные течения представляют большие затруднения, будут, по-прежнему, совершать плавание мимо мыса Доброй Надежды.

Но с какими затруднениями приходилось бороться Лессепсу, сколько нападков и интриг пришлось ему выдержать! Тысячу раз приходилось ему слышать, что он полоумный, шарлатан, что его предприятие бред сумасшедшего.

Счастье для него, что ему, главным образом, приходилось иметь дело с энергическими и восприимчивыми французами, которые легко убеждались в осуществимости его проекта и готовы были принести требуемые жертвы из чувства национальной гордости.

Англия, как замечено уже выше, отнеслась с крайним недоверием к предприятию Лессепса; после того, как компания Суэзского канала образовалась против желания Англии и когда, в 1859 году, приступлено было к работам, под непосредственным управлением самой компании, английское правительство повело ряд недостойных интриг против Лессепса.

Сначала были представляемы различные другие проекты; когда это средство оказалось недействительным, тогда старались вооружить султана против предприятия Лессепса, в особенности, когда оказалось, что при тех рабочих силах, с которыми начаты были работы, т. е. при 20.000 феллахов, которых, согласно обязательству, должен был поставлять вице-король египетский, канал будет окончен никак не ранее, как через пятьдесят лет.

Английское правительство старалось доказать султану, что если он подтвердит фирман, данный вице-королем египетским Лессепсу, то это или поставит хедива в зависимость от Франции, или же вице-король, при ее помощи, сделается независимым от Турции. Несмотря на все эти интриги, несмотря на все старания Пальмерстона, Лессепс, с изумительным терпением и ловкостью, разрушил все интриги одну за другой и добился отмены фирмана 7 (19) сентября 1859 года, повелевавшего прекращение начатых уже работ.

В настоящее время Лессепс второе лицо в Египте после вице-короля; позднейшие поколения будут в состоянии лучше оценить заслуги этого человека, достигшего необыкновенно быстрого осуществления своего гигантского проекта. Суэзский канал не только будет служить новым морским путем в Индию, но совершенно преобразует условия международной торговли и сношений Европы с южной Азией.

 

Всемирная иллюстрация,  № 46 (8 нояб. 1869 г.)

 

 

Еще по теме:

Суэцкий канал

Суэцкий канал. Часть 2

Суэцкий канал. Часть 3

Суэцкий канал. Часть 4

 

 

Категория: Как это было | Просмотров: 831 | Добавил: nik191 | Теги: Суэцкий канал, 1869 г., открытие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz