nik191 Пятница, 22.11.2024, 12:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2018 » Ноябрь » 10 » Суэцкий канал. Часть 3
05:15
Суэцкий канал. Часть 3

Открытие Суэцкого канала. Последний спуск воды

 

 

 

Суэзский канал

 

Идея прорытия Суэзского перешейка, для соединении Средиземного моря с Красным, т. е. для образования кратчайшего и удобнейшего международного сообщения между Европой и Азией, как известно, принадлежит французскому инженеру Фердинанду Лессепсу; в настоящее время идея эта осуществилась, канал готов и на днях последует его торжественное открытие.

Важность и значение этого великого предприятия не только признаны всеми современниками, но были сознаваемы и в отдаленные века всемирной истории, в эпоху процветания египетского царства. Не все египетские цари, подобно Хеопсу, тратили свои несметные сокровища на сооружение пирамид, совершенно бесполезных, хотя, по мнению некоторых, как например, Персиньи, пирамиды имели практическую цель и служили преградой опустошительному движению песков пустыни. Но мнение это основано на очень шатких данных, а потому и не выдерживает строгой критики.

Некоторые из египетских фараонов, как свидетельствует история и оставшиеся памятники, употребляли свое могущество и богатство на пользу своих подданных. Если Хеопс, по свидетельству Геродота, в течении двадцати лет занимался осуществлением своей суетной идеи, постройкою пирамиды в 200,000,000 рабочих рук и истратил на это баснословные суммы, то сын Псаметиха Нехао, в числе прочих забот о благоденствии своего государства, первый предпринял соединение Средиземного моря с Красным; ему первому принадлежит мысль прорытия канала через узкую полосу земли, соединяющую Африку с Азией.

Исполнение этого плана Нехао потребовало сто лет времени. Еще теперь, по прошествии 2,500 лет, находят следы этого канала около Суэза, в такой почве, геологическое строение которой представляло непреодолимое препятствие для Халифа Абу-Джафар-эль-Мансура, из рода абассидов, который в восьмом веке уничтожил канал Нехао.

Само собой разумеется, что канал Нехао, прорытие которого начато за 700 лет до нашей эры и который благодетельствовал Египет в течении пятнадцати веков, не имел такого же великого значения, какое будет иметь канал Лессенса; но при всем том, для своего времени, канал Нехао приносил громадную пользу. Разумеется, что в ту эпоху международные отношения были не так часты и морская торговля имела несравненно меньшие размеры.

Кроме того, тогдашние корабли, самые большие триремы, имели не более 50 футов длины, и сидели в воде далеко не так глубоко, как нынешния суда, поэтому Нехао и его преемники, продолжавшие осуществление его идеи, удовольствовались прорытием канала, имевшего около ста футов ширины, при глубине 6 или 10 футов. Такие размеры вполне удовлетворяли тогдашним потребностям. Но нет никакого сомнения в том, что канал Нехао, служа кратчайшим путем для международных сношений, имел также и другое, едва ли не более важное, назначение: он служил для орошения соседних полей.

Египтяне приписывали земледелию божественное начало. Религия учила их, что богиня Изида сотворила пшеницу, а бог Озирис изобрел плуг и первый возделывал виноград. Поэтому египтяне, во все времена своего существования, с особенной любовью занимались земледелием и Египет, в период своего процветания, был житницей Европы. Почва Египта, состоящая из кремнезема, по недостатку воды, делалась плодородной только блогодаря периодическому разлитию Нила. Физиология растений, главные законы которой были известны египтянам конечно раньше нас, научила их, что самую необходимую часть для питания растений составляет вода и что все питательные вещества всасываются корнями растений в растворенном состоянии; они хорошо понимали, что почва служит только складом питательных для растении веществ, всасывание которых корнями невозможно, при отсутствии влаги. Поэтому египетская почва, состоящая из сухого песку и ила, могла сделаться плодородной только вследствие постоянных и обильных орошений. Все старания египетских земледельцев были обращены на снабжение своих пашен достаточным количеством воды. Живописные изображения, покрывающие стены некоторых погребальных склепов, открытых в Закары-Мариэт-Беем, дают нам почти полное понятие о всей домашней и промышленной жизни древних египтян. На этих изображениях встречаются различные способы орошения полей, а также инструменты, употреблявшиеся для этого. Некоторые из этих инструментов встречаются в употреблении и теперь еще в известных местностях Египта.

Очевидно, что египетские фараоны, прорыв судоходный канал и наполнив его пресной водой, посредством отведения ее из одного рукава Нила, имели также в виду и пользу для земледелия, не упущенную из виду и Лессепсом, который, параллельно своему морскому каналу, прорыл канал пресноводный. Этот пресноводный канал, первоначальное назначение которого состояло в снабжении годной в пищу водой рабочих и в облегчении подвоза материалов, впоследствии будет служить для орошения и удобрения соседних полей.

Таким образом, прорытие Суэзского перешейка есть коммерческое и промышленное предприятие, долженствующее помимо общей международной пользы, принести существенное улучшение блогосостоянию Египта.

Идея соединения двух морей зародилась у Лессенса в 1831 году, в то время, когда он был французским консулом в Каире. Обдумывая свое смелое предприятие, Лессенс тщательно изучал не только следы канала Нехао, но и знаменитый доклад инженера Лепэра, относительно этого вопроса, составленный в 1798, во время египетской экспедиции генерала Бонапарте, который, вполне сознавая всю пользу разрушенного труда египетских фараонов, думал восстановить канал Нехао.

К несчастью, египетская экспедиция была неудачна и проект Лепэра остался без последствий. Проект Лепэра имел в виду восстановление канала Нехао и наполнение его нильской водой и прорытие другого канала, в больших размерах, для сообщения Европы с Востоком. Последний канал, Ленэр хотел устроить со шлюзом, так как поспешные и неполные топографические исследования навели его на ложное заключение, вопреки правильным уверениям Фурье и Лапласа, будто бы средняя высота воды Красного моря на десять метров превосходит среднюю высоту воды Средиземного.

Позднейшие исследования показали, что инженеры, помогавшие Лепэру в вычислениях, ошиблись и что средняя высота воды обоих морей одинакова. Это было доказано комиссией, которая в 1847 году занималась изучением проекта Лепэра. В числе членов этой коммисии находились: английский инженер Стефенсон, австрийский — Негрелли и французский—Полэн-Талабо. Нивелирование производил Бурдалу. Точность вычислений этой комиссии, проверенных в 1853 году французским инженером Линан-Беем и подтвержденных позднейшими изысканиями, послужила прочной основой проекту Лессепса.

18 (30) ноября 1851 года, Сеид-Паша, преемник вице-короля египетского Мехмед-Али, пригласил Лессепса в Каир, где и подписал первую концессию на сооружение канала. В апреле 1855 года Лессенс представил вице-королю египетскому предварительный проект канала. Затем, возвратившись в Париж, он составил ученую комиссию из самых лучших французских инженеров и вместе с ними отправился в Египет, где тотчас же принялся за необходимые изыскания. Удостоверившись в возможности осуществления проекта, комиссия составила смету в двести миллионов франков.

 

Открытие Суэцкого канала. Типы рабочих

 

Лессенс возвратился во Францию и основал «всемирную компанию Суэзского канала». В конце 1858 года открылась подписка на акции этой компании, для собрания необходимых средств на содержание канала. В следующем, 1859 году, Лессепс приступил уже к работам.

Почти в 60-ти верстах от Дамиэтты, недалеко от восточной части нильской дельты, находится узкая, около 300 футов ширины, песчанная отмель, омываемая водами Средиземного моря, Нила и озера Мензалэх; по причине мелководья, никогда ни один корабль не приближался к этой полосе совершенно необитаемой земли. Ни одно человеческое существо не решалось поселиться на этом неисследованном пустыре. На этом выдающемся в море полуострове не видно ни дерева, ни травы; морская вода и знойные лучи солнца препятствуют всякой растительности.

На этой-то песчаной отмели, в начале 1859 года, Лессепс решился поселиться и начать свои титанические работы, для соединения двух морей. Вместе с Лессепсом прибыл сюда также и инженер Ларош и еще около десяти человек инженеров и работников, снабженных необходимыми средствами к жизни. На этом месте положено было основание города Порт-Саида, от которого проектировано было начало канала.

В Порт-Саиде необходимо было устроить гавань, глубиной до 30 футов. Гавань эту надлежало защитить двумя плотинами, выдающимися в море, из которых одна в 11,000 футов, а другая около 6,000 футов длиною. От Порта-Саида предположено было прорыть канал до озера Тимзаха, шириною от 200 до 300 футов, который бы пересекал остров Вар-Эль-Эйх, два небольшие озера Валлах, получающие свои воды из озера Линзалэх, но которые в период жаров высыхают, так что на дне их остается только жидкий ил; наконец, следовало прорыть по прямой линии огромную песчаную полосу Эль-Гезир.

Озеро Тимзах, или Крокодилье, было совершенно сухо в то время, когда начались работы. Его илистое дно показывало, что оно периодически наполняется водами Нила. Защищенное с севера дюною Эль-Гезир, а с юга ограниченное другой дюной, называемой серапейским порогом, озеро Тимзах предположено было пересечь каналом до 300 футов ширины. Соединение озера Тимзах с бассейном Горьких озер было предположено произвести посредством канала с высокими берегами, шириной в 180 футов.

От Горьких озер проектирован был канал через песчаную длину Шалуф, где предстояло разрушить громадные скалы, чтобы достичь Суэза и Красного моря.

Вся проектированная работа требовала прорытия 75 миллионов кубических метров земли (или 246,075.000,000 кубических футов); при чем морской канал предположено было вырыть в 27 футов глубиной и в 150 верст длиной. В то же время был проектирован пресноводный канал для снабжения водой работников и для облегчения доставки материалов. Последний канал требовал вырытия еще 26,248,000,000 кубических футов земли.

Такова колоссальность проекта Лессенса, осуществленного в настоящее время и потребовавшего десять лет работы.

( Продолжение следует)

 

Всемирная иллюстрация, № 45 (1 нояб. 1869 г.)

 

Еще по теме:

Суэцкий канал

Суэцкий канал. Часть 2

Суэцкий канал. Часть 3

Суэцкий канал. Часть 4

 

 

 

 

 

Категория: Как это было | Просмотров: 530 | Добавил: nik191 | Теги: 1869 г., Суэцкий канал, открытие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz