Порт-Артур
15 марта 1898 г. Российское правительство заключило конвенцию с китайским, по которой нам уступалась в аренду на 25 лет Квантунская область и вместе с тем мы получили право построить железнодорожную ветвь от маньчжурской магистрали на Порт-Артур и Талиенван, и таким образом мы приобрели давно желанный незамерзающий порт на Дальнем Востоке.
Пароход добровольного флота "Саратов"
Еще до заключения сказанной конвенции, а именно 5 марта, на Порт-Артурский рейд прибыл пароход Добровольного флота "Саратов" с войсками под общей командой полковника Савича, но высадку начали производить по получении известия о заключении конвенции.
Вечером, 15 марта, три роты стрелков вошли в город при многотысячной толпе любопытных китайцев, которые, казалось, были рады освободиться от ига своих корыстолюбивых мандаринов: китайские войска под начальством генерала Суна отступили на север. Утром, 16 марта, высадились остальные войска и заняли китайские казармы того же числа.
Его Императорской Высочество Великий Князь Кирилл Владимирович поднял русский флаг на флагштоке Золотой горы у входа в бухту. Китайский флаг продолжал оставаться несколько дней рядом с русским, но потом был спущен. 25 марта морским десантом с трех военных судов был занят Талиенван; в тот же день китайские войска генерала Ма отошли на север, оставя в Цзинь-Чжоу 1,500 солдат.
В ночь с 26 на 27 марта из Цзинь-Чжоу было сделано несколько безвредных выстрелов по нашему разъезду и адмирал Дубасов, поставленный во главе квантунских войск и эскадры, послал две роты для занятия этого города, но этого сделать не пришлось вследствие уведомления нашего поверенного в делах в Пекине о предстоящей автономии Цзинь-Чжоу: роты остались в Талиенване для наблюдения за Цзинь-Чжоу.
25 апреля 1898 г. Россия и Китай подписали дополнительный протокол, коим г. Цзинь-Чжоу по просьбе богдыхана дано автономное китайское управление и определена граница нейтральной полосы. Надо заметить, что до прихода русских центром управления Квантунской области был г. Цзинь-Чжоу, в котором жили все высшие административные власти.
Эти власти веками привыкли бесконтрольно управлять страной, собирать подати и налоги, судить и карать жителей и пользоваться всякого рода незаконными доходами, без которых ни одно китайское административное лицо по недостатку содержания существовать не может. С переходом области в руки русских цзин-чжоусские власти, сохранив автономию, остались без доходов и не у дел.
Такое положение, очевидно, не могло им понравиться и они, пользуясь недостаточным устройством нашего гражданского управления и нашим незнакомством со страной, жителями и языком, продолжали втихомолку управлять краем (собирать подати, судить и пр.), распространяя среди населения слухи о сохранении за ними власти и возбуждая его против русских.
Население, привыкшее тяготеть к Цзинь-Чжоу и не видя в первое время русской гражданской власти, верило цзинь-чжоусским мандаринам, тем более, что автономия Цзинь-Чжоу позволяла туда укрываться ненадежному элементу. Уследить и сразу остановить тайные действия цзинь-чжоусских властей, не заняв Цзинь-Чжоу и не выслав их оттуда, было сначала невозможно по незнакомству с существовавшими порядками, а главное с языком.
Русских, знающих практически китайский язык, почти не было, а китайские переводчики ненадежны: переводят то, что им в данную минуту выгодно. В результате случались некоторые недоразумения между китайским населением и русской администрацией. Ныне, с развитием гражданской администрации и с большим ознакомлением с краем, вредное влияние автономии Цзинь-Чжоу ослабевает.
Войска прибывали постепенно на пароходах Добровольного флота из Владивостока и Одессы, а с ними вместе и крепостное вооружение и продовольственные запасы. К концу октября 1889 г. на Квантуне сосредоточились все войска, для него назначенные.
С прибытием сухопутных войск было приступлено к укреплению и вооружению Порт-Артура, к изучению края и соседних рынков, к устройству административно-полицейской части, к приспособлению китайских строений к русской жизни и т. п., одним словом, жизнь деятельно закипела.
Бывшие китайские портовые постройки и прилежащие к порту здания, устроенные более просторно и удобно, отошли морскому ведомству, где и разместилось портовое начальство; для устройства чайной матросам эскадры отведен был поместительный и хорошо устроенный бывший китайский театр.
Сухопутные войска были размещены крайне тесно в 35 инпанях, разбросанных возле Порт-Артура, Талиенвана, Цзинь-Чжоу. Находящиеся в них постройки, сами по себе скверные и грязные, были приведены в полную негодность, по уходе китайских войск, местными жителями которые повытащили, где успели, деревянные части (балки, рамы и проч.), так что пришлось держать войска в палатках.
Приспособления зданий под казармы заключались в возобновлении стен, крыш, в постановке печей, в устройстве нар, окон и пр., одним словом, приходилось делать все заново; но и при этом размещение было бы очень тесно, вследствие чего из Америки было выписано, несколько деревянных бараков, преимущественно для крепостной артиллерии и госпиталей. Ныне все окончено, но чувствуется теснота.
Разведчик, № 489, 29 февраля 1900 г.
Порт-Артур
Первое появление русских в Китае относится к половине XVI столетия, именно к 1567 году. В этом году казаки побывали в Пекине. Лет 80 спустя, около 1643 года, когда маньджурская династия была занята покорением Китая, русские стали твердой ногой в северной части долины реки Амура.
В эту эпоху царем Алексеем Михайловичем было послано несколько экспедиций в Китай, под начальством Хобарова и Степанова, имена которых носят теперь две улицы в Порт-Артуре.
Нерчинским договором 1689 года установлена русско - китайская граница вдоль реки Аргуна, притока Амура. В 1715 году русским предоставлено право проживать в Пекине, куда Петр Великий послал Измайлова для заключения торгового договора.
Важнейшие же наши успехи в Китае достигнуты за последние сорок лет. В 1858 году Муравьев покорил Приамурский край, в 1860 году граф Игнатьев прибыл во Владивосток. После японско-китайской войны начинается наше поступательное движение в Манджурии, вслед за занятием немцами Киао-Чао — к нам переходит Порт-Артур.
Форты, сооруженные в Порт-Артуре и Талиенване, ныне уже носящем название „Дальний", справедливо вызывают удивление всего мира. Все сооружения, составляющие наш грандиозный военный порт, объединены между собою, и не меньше 12 фортов защищают их со стороны суши, над морем же командуют грозные батареи.
Напомним, что в гавань Порт-Артура русская эскадра вошла 6 декабря 1897 года, а на следующий же день началась работа по исправлению повреждений, причиненных японцами.
С тех пор ни на один день не приостанавливались труды для достижения главной цели—превращения Порт-Артура в лучшую военную гавань Азии.
Огонек, №3, 20 января (1 февраля) 1900 г.
Еще по теме
События в Китае. 1900 г.
События в Китае. Смерть Богдыхана
События в Китае. Порт-Артур
События в Китае. Жизнь в Порт-Артуре
|