Русская духовная миссия в Китае
(Исторический очерк)
Русская православная миссия в Китае является старейшей из русских миссий, основанных с целью распространения православия в Китае. Ее устройство совпадает с тем временем, когда русские впервые проникли в Китай. Из истории известно, что в 1643 году русские охотники и золотопромышленники под начальством Пояркова прибыли на Амур.
Несколько лет спустя, казак Ерофейка Хабаров с охочими и служилыми людьми прогнал племя дауров, кочевавших вблизи реки Амура, и овладел городом Албазиным, где построил крепость. Затем он поплыл по Амуру и собрал ясак для русского царя с тунгусов, гиляков и других кочевых племен.
Китайское правительство, обеспокоенное близостью казаков, послало против них военный отряд, который был отражен В 1654 году из России было послано в Китай первое посольство под начальством Байдакова. Хотя грамота царя Алексея Михайловича по некоторым причинам и не была вручена богдыхану, тем не менее торговые сношения между русскими и китайцами с этих пор начали развиваться в значительной степени и в 1668 году был отправлен в Китай первый купеческий караван из России, а в 1670 году в первый раз прибыли в Нерчинск китайские купцы.
В 1685 году Албазин был разрушен китайскими войсками и находившиеся там русские казаки с женами и детьми были уведены в плен китайцами и поселены в Пекине на отведенном им участке земли в северо-западной части города. Среди пленников находился священник Максим Леонтьев, имевший с собой церковную утварь и святые иконы.
По прибытии в Пекин казаки были зачислены в знаменное маньджурское войско и им были пожалованы участки земли. Для холостых были даны в жены китаянки. Пленные казаки не пожелали принять идолопоклонство: мало того, священник Леонтьев окрестил их жен-язычниц и таким образом в Пекине было положено начало русской колонии.
Китайский богдыхан дал небольшую кумирню казакам для совершения религиозных обрядов. Из этой кумирни о. Леонтьевым был сделан храм в честь Софии Премудрости Божией, который был впоследствии освящен в честь св. Николая чудотворца, а в настоящее время построен вновь и освящен в честь Успения Божией Матери.
Пребывание албазинцев в Пекине дало новый толчок сношениям между Россией и Китаем. Русские торговые караваны, приходившие в Пекин, останавливались на особом посольском дворе, находящемся в южной части города.
Русское правительство, встречая вполне дружественные отношения со стороны китайцев, пожелало устроить в Пекине православную миссию, чтобы дать возможность албазинцам не покидать веры их отцов.
Богдыхан Канси отнесся очень благосклонно к предложению русского правительства, и вот в 1706 году в Пекин прибыла первая русская миссия из девяти человек под начальством архимандрита Иллариона. Миссия деятельно принялась исполнять возложенные на нее задачи; число православных быстро стало расти. На посольском дворе был построен монастырь с храмом в честь Сретения Господня, при котором и жили члены миссии.
Русское правительство желало открыть в Китае епископскую кафедру, но иезуиты, опасаясь ослабления своего влияния в Китае, употребили все меры к тому, чтобы воспрепятствовать учреждению архиерейской кафедры и успели в этом.
Через несколько лет, по распоряжения богдыхана Юя-Чжена, все христианские миссионеры были выгнаны из Китая, но в 1725 году был заключен кяхтинский трактат, по которому православная миссия получила новые важные права и даже содержание от китайцев. Этим же трактатом за Россией закреплены земли посольского двора и участок в северо-западной части города, где находится Успенский храм. Дано было русским священникам право иметь миссионеров, при чем содержание их должно было производиться из сумм китайского правительства.
Присылаемые из России начальники миссии, по мере возможности, распространяли православие, но с большим трудом, так как они не были достаточно хорошо знакомы с китайским языком. С начала нынешнего столетия китайская миссия стала мало-помалу оправдывать возлагаемые на нее надежды; эта ее деятельность совпадает с назначением в начальники ее о. Иакинфа Бичурина. Он превосходно изучил предварительно китайский язык, нравы и обычаи китайцев и явился одним из выдающихся деятелей. Он перевел на китайский язык некоторые богослужебные книги, катихизис, Священную историю и другие книги. Кроме того он написал несколько капитальных сочинений о быте и нравах китайцев. Один из его заместителей о. Палладий продолжал его плодотворную деятельность и главное внимание обращал на проповедание слова Божия. Благодаря его трудам и заботам, было окрещено более ста человек китайцев.
В пятидесятых годах в числе миссионеров в Пекин прибыл иеромонах Исаия, имя которого сделалось в настоящее время незабвенно для истории миссии. Изучив китайский язык, о. Исаия с редкой энергией принялся за миссионерскую деятельность. Он перевел на китайский язык большую часть богослужебных книг и первый стал совершать богослужение на китайском языке; он составил обширный русско-китайский словарь, и заботился всеми мерами о распространении православия.
Часть албазинцев образовала в двадцати верстах от Пекина особый поселок — Дунь-День-Ань, где его стараниями устроена православная церковь в честь св. Иннокентия иркутского. При Успенской церкви открыта школа для детей обоего пола.
В 1858 году в Пекине совершилось событие, имевшее громадное влияние на судьбу миссии. В этом году был заключен Тиенцзинский трактат, на основании которого миссионерам разрешено свободно проповедовать православие по всей империи. Кроме того, в Пекине учреждена должность русского посланника, которому и было поручено вести все политические дела. Православным миссионерам пришлось покинуть Сретенский монастырь, уступить его здания для русского посольства, а самим поселиться в северо-западной части города у Успенской церкви.
С. К.
Московский листок, Иллюстрированное приложение № 28, 16 июля 1900 г.
(Окончание следует)
Еще по теме
События в Китае. 1900 г.
.................................
Китайская женщина
Русская духовная миссия в Китае (Исторический очерк). Часть 1.
Русская духовная миссия в Китае (Исторический очерк). Окончание
|