nik191 Пятница, 22.11.2024, 03:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2017 » Март » 21 » Революция. Несколько подробностей петроградских событий
07:56
Революция. Несколько подробностей петроградских событий

 

По материалам периодической печати за 1917 год.

Все даты по старому стилю.

 

 

В небольшом кружке московских писателей и знакомых депутат И. П. Демидов, свидетель того, как совершался в Петрограде переворот, и близкий участник некоторых его моментов, делился своими впечатлениями и сведениями. Его захватывающе-интересный рассказ, напечатанный в «Русск. Ведом.», дает ряд подробностей, которые до сих пор оставались неизвестными, не попадали в печать.

Вот некоторые из таких подробностей.

Когда события только еще начали развертываться, еще не определились с отчетливостью их размах и их конечный результат, когда старое правительство формально было еще у власти и не расставалось с надеждою повернуть назад колесо истории, в Гос. Думу обратился по телефону из Гатчины великий князь Михаил Александрович, чтобы узнать, что совершается в Петрограде, и, получив сведения о революции, немедленно приехал в Петроград, затем сообщил Родзянко, что он всецело на стороне Государственной Думы, но оказать ей какую-либо помощь бессилен, так как совет министров, с которым он сносился, категорически отказывается идти на какие-либо уступки, остается при уверенности, что сумеет взять верх над событиями и выйти из них победителем.

Другая, сообщенная И. Н. Демидовым подробность, касающаяся великого князя Михаила Александровича, относится уже к моменту непосредственно перед отречением. Явившимся к нему представителям новой власти, он при встрече сказал:

— Я сделаю так, как вы прикажете, как вы сочтете полезнее для России. Но знайте, что трон я приму только как тяжкий крест. Если можно, избавьте меня от него...

Известно, как образовался временный комитет Думы. Родзянко, в первый момент вообще проявлявший нерешительность, долго не соглашался встать во главе этого комитета. Члены его, прежде всего П. Н. Милюков, заявили, что комитет может почитаться образовавшимся и приступить к действию только тогда, когда во главе его будет председатель Государственной Думы. Несколько часов продолжались колебания М. В. Родзянко.

Был вечер 27-го февраля, исход десятого часа. Все члены комитета собрались в кабинете Родзянко, сидели за круглым столом в середине комнаты; Родзянко сидел в стороне, за своим письменным столом. И было видно, что переживает он глубочайшую внутреннюю драму, великую борьбу. В это время вбежал Шидловский, что-то сообщил Родзянко. Родзянко стал слушать. Побледнел, встал, подошел к круглому столу и тихо, но твердо сказал:

— Ныне свершилось. Я принимаю.

По телефону Шидловскому позвонили из Преображенского полка и заявили, что весь полк со всем своим командным составом готов отдать себя в распоряжение Государственной Думы.

И с этой минуты Родзянко совершенно преобразился, стал другой,—твердый, непоколебимый, на все идущий до конца. Маленький эпизод, относящийся уже к последним дням, после совершения переворота во всей его полноте. В Таврический дворец явилась школа прапорщиков, вызвала Родзянко, обратилась к нему с вопросом, стоит ли он за конституционную монархию, или за республику. Родзянко ответил, что решение этого вопроса принадлежит всецело Учредительному Собранию, потому он не может теперь, как председатель Г. Думы, дать ответ на него. В задних рядах прапорщиков зашевелились взволнованно и раздались голоса:

«Он виляет, расстрелять!»

Родзянко спокойно обратился к тем, которые стояли сзади него, попросил их отойти, расстегнул пальто и спокойно сказал:

— Я готов, стреляйте.

Слова произвели на молодых людей впечатление колоссальное. Раздались крики:    

«Кто смел выкрикнуть о расстреле?».

Трое были тут же арестованы своими товарищами, а Родзянко устроена бурная овация среди кликов о полном к нему доверии.

Только в самые последние дни определился истинный смысл одного из важных моментов петроградских событий. 28-го, около 10 ч. вечера, в Думе стало известно, что в Петроград двинется целая армия в 40 тыс. человек из гор. Ораниенбаума и других подпетроградских мест. Прибавлялось, что эти войска идут в Петроград для поддержания Думы. В Думе признали, что их вступление в Петроград ночью может грозить ему осложнениями, и были командированы депутаты: Степанов и Герасимов навстречу войскам, чтобы убедить временно остановиться, не входить пока в Петроград. Миссия депутатов имела полный успех. И до последних дней никто не подозревал, каков был истинный смысл этого движения ораниенбаумцев и других войск.

На днях Герасимова встретил полковник, который их вел, и сказал:

— А знаете ли вы, что было в ту ночь? Ведь мы шли не к вам, не к Думе на помощь,— мы шли на выручку прежнему правительству, вызванные в Петроград советом министров. И у меня был приготовлен взвод солдат, чтобы вас, посланцев Думы, расстрелять. Но когда вы подъехали на автомобиле, вы были такие радостные, такие уверенные в своем деле, такие бодрые. И я не посмел отдать приказ о расстреле. Я дал вам обратиться к войскам. И ваше дело было выиграно. Все войска стали вашими.

Такая угроза нависала не только над двумя депутатами, но над всею восставшею Думою.

В печати появилось интригующее сообщение, что Протопопов при аресте сделал какое-то конфиденциальное заявление Керенскому. Заявление это в одной своей части касалось плана размещения пулеметов по крышам и колокольням Петрограда. По этим указаниям быстро были разысканы и сняты все пулеметы, из которых до того момента производилась почти непрестанная стрельба по улицам. Было расставлено до полутора тысяч пулеметов! Так готовился Протопопов к защите от предусматривавшейся им революции.

 

Об условиях победы русской революции

 


Революция идет.

Разразившись в Петрограде, она перекидывается в провинцию, захватывая постепенно всю необъятную Россию. Более того. От вопросов политических она неминуемо переходит к вопросам социальным, к вопросам устроения быта рабочих и крестьян, углубляя и обостряя переживаемый кризис.

Все это не может не вызывать тревогу в определенных кругах владельческой России. Подымает голову царско-помещичья реакция. Бьет в набат империалистическая клика. Финансовая буржуазия протягивает руку отживающей феодальной аристократии для совместной организации контрреволюции. Сегодня они еще слабы и нерешительны, но завтра они могут окрепнуть и мобилизоваться против революции. Во всяком случае свою черную работу они ведут неустанно, собирая силы во всех слоях населения, не исключая армии...

Как обуздать начинающуюся контрреволюцию?

Каковы условия, необходимые для победы русской революции?

Одна из особенностей нашей революции состоит в том, что базой ее до сих пор является Петроград. Схватки и выстрелы, баррикады и жертвы, борьба и победа имели место главным образом в Петрограде и его окрестностях (Кронштадт и пр.). Провинция ограничилась восприятием плодов победы и выражением доверия Временному Правительству.

Отражением этого факта явилось то двоевластие, тот фактический раздел власти между Временным Правительством и Петроградским Советом Рабочих и Солдатских Депутатов, который не дает покоя наемникам контрреволюции. Петроградский Совет Рабочих и Солдатских Депутатов, как орган революционной борьбы рабочих и солдат, и Временное Правительство, как орган напуганной „крайностями" революции умеренной буржуазии, нашедшей себе опору в инертности провинции, — такова картина.

В этом слабость революции, ибо подобное положение вещей закрепляет оторванность провинции от столицы, отсутствие контакта между ними.

Но с углублением революции революционизируется и провинция. Организуются на местах Советы Рабочих Депутатов. Вовлекаются в движение крестьяне и организуются в свои союзы. Демократизируется армия и организуются на местах союзы солдат. Инертность провинции отходит в прошлое.

Тем самым колеблется почва под ногами Временного Правительства.

Вместе с тем и Петроградский Совет Рабочих Депутатов становится несоответствующим новому положению.
Необходим общероссийский орган революционной борьбы всей российской демократии, достаточно авторитетный для того, чтобы спаять воедино столичную и провинциальную демократию и из органа революционной борьбы народа превратиться в нужный момент в орган революционной власти, мобилизующей все живые силы народа против контрреволюции.

Таким органом может быть лишь Всенародный Совет Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.

Таково первое условие победы русской революции.

Далее. Война, как и все в жизни, кроме отрицательных сторон, имеет еще ту положительную сторону, что она, мобилизовав почти все взрослое население России, сделала армию народной по духу и тем облегчила дело объединения солдат с восставшими рабочими. Этим именно и объясняется та сравнительная легкость, с какой разразилась и победила у нас революция.

Но армия подвижна и текуча, особенно в виду ее постоянного передвижения из одного места в другое в связи с потребностями войны. Армия не может стоять вечно на одном месте, ограждая революцию от контрреволюции. Поэтому нужна другая вооруженная сила, армия вооруженных рабочих, естественно связанных с центрами революционного движения. И если верно положение, что революция не может победить без вооруженной силы, всегда готовой к ее услугам, то и наша революция не обойдется без своей собственной рабочей гвардии, кровно связанной с интересами революции.

Немедленное вооружение рабочих, рабочая гвардия — таково второе условие победы революции.

Характерной чертой революционных движений, например во Франции, является тот несомненный факт, что там временные правительства обыкновенно возникали на баррикадах и, в виду этого, являлись революционными - во всяком случае более революционными, чем созываемые ими впоследствии учредительные собрания, созывавшиеся обыкновенно после успокоения страны. Этим собственно и объясняется, что наиболее опытные революционеры тех времен старались осуществить свою программу еще до созыва Учредительного Собрания, при помощи революционного правительства, оттягивая этот созыв. Этим они хотели поставить Учредительное Собрание перед фактом уже осуществленных реформ.

Не то у нас. Временное Правительство возникло у нас не на баррикадах, а возле баррикад. Поэтому оно и не революционно, — оно только плетется за революцией, упираясь и путаясь в ногах.

И если судить по тому, как шаг за шагом углубляется революция, выдвигая социальные вопросы о 8-часовом рабочем дне и конфискации земель и революционизируя провинции,—то можно с уверенностью сказать, что будущее всенародное Учредительное Собрание будет много демократичнее нынешнего Временного Правительства, избранного 3-ьеиюньской Думой.

Вместе с тем можно опасаться, что Временное Правительство, запуганное размахом революции и проникнутое империалистическими тенденциями, может послужить при известной политической конъюнктуре „законным“ щитом и прикрытием организующейся контрреволюции.

Поэтому ни в коем случае не следует оттягивать созыв Учредительного Собрания.

Поэтому необходим возможно скорый созыв Учредительного Собрания, единственно авторитетного для всех слоев общества учреждения, могущего увенчать дело революции и тем обрезать крылья подымающейся контрреволюции.

Скорый созыв Учредительного Собрания — таково третье условие победы революции.

Все это — при общем условии скорейшего открытия мирных переговоров, при условии прекращения бесчеловечной войны, ибо продолжительная война с ее последствиями финансового, хозяйственного и продовольственного кризиса является тем подводным камнем, о который может разбиться корабль революции.

К. Сталин.

 


Проклятье...

 


За пролитые слезы голодных детей,
За убийство отцов, матерей,
За борцов, что погибли за правду, за мир,—
Будь ты проклят, кровавый вампир...

Будь ты проклят, презренный кровавый вампир,
И за тех, что погибли под гулы мортир...
Будь ты проклят повсюду в сиянии дней
За страданья отчизны моей...

Б.

 

 

Еще по теме:

 

Революция. 1917 год. Предисловие

.............................................................................

Революция. 14 марта 1917 г. Из газет и журналов

Революция. 15 марта 1917 г. Из газет и журналов

Революция. 16 марта 1917 г. Из газет и журналов

Революция. Подробности отречения и ареста Николай II

Революция. Несколько подробностей петроградских событий

Русская революция (Записки)

 

 

 

Категория: Революция. 1917 год | Просмотров: 594 | Добавил: nik191 | Теги: революция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz