nik191 Суббота, 27.07.2024, 10:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2020 » Май » 3 » Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. Посещение Троице-Сергиевой лавры. Часть 2
05:04
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. Посещение Троице-Сергиевой лавры. Часть 2

Пребывание Их Императорских Величеств в Москве

 

 

К пребыванию Их Императорских Величеств в Троице-Сергиевой лавре: Их Императорские Величества на пути  из покоев митрополита в лаврскую ризницу

 

Приняв икону и приложившись к ней, Государь Император с Государыней Императрицей, в сопровождении Их Высочеств, изволили проследовать в лаврскую ризницу, где были встречены владыкой митрополитом, ризничьим о. Аполлосом и его помощником о. Анатолием. В лаврской ризнице Их Величества изволили подробно осматривать: деревянные богослужебные сосуды преподобного Сергия и преподобного Никона, золотой украшенный драгоценными камнями крест, присланный преподобному Сергию патриархом Филофеем, небольшой золотой с камнями крест, присланный преподобному Сергию св. Алексием митрополитом, серебряное кадило св. Никона, крашенинную ризу темного цвета с синим оплечьем, в которой служил преподобный Сергий, ризу из белой камки с розовым оплечьем, принадлежавшую преподобному Никону, служебник и сандалии, бывшие на мощах преподобного Сергия при его погребении. Были осмотрены также дрогоценная икона Спаса Нерукотворенного, писанная в XIV веке преподобным Алипием Печерским, древнейшая икона преподобного Сергия, дрогоценны по своей древности иконы: Тихвинской Богоматери, Смоленской Богоматери, Корсунской Богоматери и «Одигитрии», принадлежавшую дочери Бориса Годунова Ксении. Эта икона украшена драгоценным окладом с жемчугом и драгоценными камнями.

Из предметов церковной утвари было обращено особое внимание на напрестольное Евангелие князя Симеона Гордого, украшенное ценным окладом, на Евангелие 1392 г., пожалованное князем Василием Дмитриевичем, украшенное древним окладом, золотую панагию 1458 года, золотые сосуды князя Василия Темного, в дорогом окладе с драгоценными камнями Евангелие и золотой крест царя Иоанна Грозного, серебряное паникадило, пожертвованное Иоанном IV, золотые сосуды Бориса Годунова и царя Михаила Феодоровича, серебряные сосуды св. Дионисия, архимандрита лавры, золотое кадило царя Михаила Феодоровича, украшенное драгоценными камнями, и старинный золотой крест, вклад Бориса Годунова. Были осмотрены также золотые сосуды, пожертвованные митрополитом Платоном, дрогоценные бриллиантовые панагии императрицы Елисаветы Петровны, усыпанные крупным жемчугом и камнями, митры, пожалованныя Императрицами Анной Иоанновной, Елисаветой Петровной и Екатериной II.

Из облачений было обращено особое внимание на драгоценные, шитые жемчугом, ризы XVI и XVII столетий, на пелену к иконе, шитую золотом и шелками в 1499 году Софией Палеолог, превосходной работы, украшенные золотыми дробницами и драгоценными камнями и жемчугом покровы на мощи преподобного Сергия, пожалованные царями Иоанном Грозным, Феодором Иоанновичем, Михаилом Феодоровичем, Феодором Алексеевичем и Борисом Годуновым, замечательные своей древностью и работой покровы, пожалованные князем Василием Иоанновичем в 1525 году.

Были осмотрены также: превосходной работы с жемчугом плащаницы, пожертвованныя в 1561 и 1595 году, подвесная пелена, шитая шелками и золотом, вклад великой княгини Соломонии, супруги великого князя Василия, в 1525 году, драгоценная пелена с золотыми дробницами, камнями и жемчугом, сделанная царевной Ксенией, драгоценные шитые жемчугом и украшенные драгоценными камнями облачения: царя Алексея Михайловича, императриц Анны Иоанновны, Елисаветы Петровны, дорогие парчовые ризы с бархатными жемчужными оплечьями—Императрицы Екатерины II, мантии с шитыми золотом и жемчугом изображениями свв. Сергия и Никона, пожалованные Императрицами Анной Иоанновной и Елисаветой Петровной, драгоценные архиерейские жезлы и панагии.

Их Величества изволили обратить внимание на дорогое облачение на престол, пожертвованное митрополитом Платоном; оно шито золотом, украшено крупным жемчугом и дорогими камнями и на малиновый воздух на мощи св. Сергия, пожалованный в Бозе почившим Императором Александром II. Этот воздух украшен драгоценными камнями и крупным жемчугом. Осмотрев в высшей степени художественно шитый покров, пожалованный императрицей Анной Иоанновной, плащаницу, пожертвованную митрополитом Платоном, и другие замечательные по своей работе вещи, находящиеся в ризнице, Их Величества изволили благодарить владыку митрополита и, милостиво простившись с присутствовавшими, проследовало при торжественном колокольном звоне экипажам, стоявшим возле Троицкого собора.

При громких кликах «ура», милостиво кланяясь народу, стоявшему по пути и восторженно приветствовавшему Царя и Царицу, Их Величества проследовали из лавры на вокал и с Императорским поездом, отошедшим от станции в два часа десять минут, изволили отбыть в Москву.

 

Отъезд Их Императорских Величеств из лавры на вокзал

 

По отбытии Их Величеств в Троицком соборе о. казначеем архимандритом и пономарем с старшей братией было совершено благодарственное молебствие со звоном и провозглашением многолетия.

В Москву Их Императорские Величества изволили прибыть в три часа 20 минут дня и при единодушных кликах «ура» народа, стоявшего по пути следования Их Величеств, изволили проследовать в Кремлевский дворец

 

 

МОСКВА, 19 апреля

Благочестивое путешествие возлюбленного Государя нашего в Троице-Сергиеву лавру есть свидетельство единения Его Царственного Духа с духом народным.

Москва и с нею вся Россия несут свою дань поклонения великому старцу Сергию, имевшему громадное значение в строении московского царства и великому ходатаю пред престолом Божьим во все времена за весь православный народ.

По мере того, как испита была горькая чаша татарского нашествия, когда „хлеб не шел во уста и самая земля стонала", и по мере того, как начинала ослабевать Орда, на Руси почувствовалась потребность внешнего и внутреннего единения для государственной мощи, готовой свергнуть вековое иго.

Преподобный Сергий относится к числу тех великих умов, кои глубоко прозревали предстоявшие политические задачи, устроили мирные союзы князей, покоряя их московскому великому князю.    

Велик был руководитель и наставник преподобного Сергия — московский святитель Алексий: современник Петра митрополита, свидетель первого возникновения славы княжества Московского, он деятельно заботился об упрочении его могущества во все продолжение своего святительства и, умирая, имел утешение видеть князя московского столь сильным, что он держал в повиновении себе князей удельных и в состоянии был начать борьбу с грозной некогда Ордой. Подобно тому как князь Симеон, прозванный Гордым, завещал своему преемнику во всех недоумениях обращаться к святителю Алексию, который „да станет на страже отечества", и сам святитель Алексий, умирая, предоставил после себя быть „советником и помощником в трудных обстоятельствах" великому кня-
зю Дмитрию ученика своего, преподобного Сергия Радонежского.

Много послов ходило в Рязань для смирения хитрого князя Олега, соединившегося с Мамаем и Тохтамышем против Москвы. Но все посольства были напрасны. В сознании важности предстоящей грозы, подвигся наконец, по просьбе великого князя в Рязань сам преподобный Сергий, уже преклонный семидесятилетний старец, — и спас Москву от беды. „Кроткими и благоуветливыми словами он успел склонить Олега к миру и любви. С тех пор история не представляет более вражды между Москвой и Рязанью, так крепок был мир, заключенный великим старцем. Сам Дмитрий завещал
престол сыну своему Василию и обязал клятвой брата своего Владимира— не спорить о престоле и во свидетельство этого важного государственного договора призвал того же великого старца, Радонежского подвижника, преподобного Сергия.

Но не политический только ум представлял преподобный Сергий, но и великую нравственную силу. Он устроитель не внешнего только единения в среде князей, но и творец единения нравственного, связавшего и скрепившего народные массы в тяготении их к единому церковно-государственному центру. К своей убогой обители он создал нравственно-образующую школу, высоким примером своей благочестивой жизни, труда и подвига.

С глубоким знанием человеческого сердца работал он над воспитанием каждого ученика, не стирая его личности, но очищая, просветляя ее, поддерживая в ней тот благодатный огонь духовной жизни, коим живет как отдельный человек, так и всякое христианское общество. Ученики его распространились по всему северо-востоку России, устрояли обители и своим благочестием и тем же духовным огнем привлекали к себе соседние финския племена и направляли их умы и сердца к Москве, как к великому православному центру. Лишь под воздействием этого нравственного единства всей северо-восточной России давняя мечта о свободе от векового ига могла вылиться в серьезно обдуманную, постепенно назревавшую мысль вступить в борьбу с общим врагом открытой силой.

Когда христианские пути мира и любви по отношению к Орде были исчерпаны, Радонежский отшельник первый благословляет великого князя Дмитрия на бой за веру и родину и твердо обещает ему Божию помощь:

„чтобы ты еси, господине, пошел (на татар) и поможет ти Бог и Троица".

Что стояло впереди в жизни, то стало впереди и в битве. Схимонахи Сергиевы Пересвет и Ослябя являются на Дону, среди многочисленного войска, первыми починальниками куликовской битвы и падают костьми за Русскую землю. Гробы их поныне стоят в Москве, в тогда же созданной церкви Рождества Богородицы, под Симоновым, и пользуются доныне благоговейным поклонением русского народа.

Славный при жизни, преподобный Сергий стал еще более славным по своей кончине. Святой образ его стал не умирающим идеалом народного благочестия, идеалом, который влечет к себе каждого православного сына земли Русской, будь он простец или муж науки, государственыый человек или простой земледелец. Рака же его стала источником присно текущей божественной благодати. Пред нею русская народная душа изливает свои гнетущия скорби, пред нею открывает свои внутренние, затаенные желания. Много воздыханий и слез сложено у подножия этой гробницы. Много пламенных молитв и прошений вознесено к великому русскому старцу...

 

Московский листок (большая политическая внепартийная газета) № 109, 19 апреля 1900 г.

 

 

 

Еще по теме

 

Их Императорские Величества в Москве. Отъезд из Петербурга (1900 г.)

Приезд Их Величеств в Москву (1900 г.)

........................................

Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. Посещение Троице-Сергиевой лавры. Часть 1

Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. Посещение Троице-Сергиевой лавры. Часть 2

 

 

 


 

 

 

 

Категория: Исторические заметки | Просмотров: 282 | Добавил: nik191 | Теги: 1900 г., Май, Император, москва | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz