nik191 Четверг, 23.01.2025, 00:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2016 » Февраль » 24 » Первая мировая война. Техника войны. "Наутилус“ в мировой войне
08:28
Первая мировая война. Техника войны. "Наутилус“ в мировой войне

 

Очерк Ф. Мускатблита.


I.

Если иметь в виду боевые столкновения только на суше, то нынешняя война является по преимуществу европейской: она мало затронула Азию, еще менее Африку и, наконец, совершенно не коснулась Австралии и Америки.

Ареною же для столкновения морских сил послужили океаны Атлантический, Тихий и Индийский, моря Балтийское, Черное, Северное и Ирландское с проливами, Средиземное, Адриатическое, Эгейское и Мраморное и, наконец, Красное с Суэцким каналом, иначе говоря, за ничтожным изъятием, все существующие на земном шаре водные бассейны, и в этом смысле нынешняя война оказывается поистине мировой.

Борьба ведется не только на воде, но и под водой, где вымышленный капитан Немо превратился в реального лейтенанта с русской, английской, французской, итальянской или немецкой фамилией, а таинственный „Наутилус" — в явного „Окуня" или просто нумер в соединении с какой-нибудь буквой (например, L 18) или без нее.

Интересно, что широкие круги видят в современной подводной лодке воплощение цветистой фантазии Жюля Верна, полагая, что он своим творческим воображением предвосхитил факт.

Между тем это далеко не так: наоборот, Жюль Верн исходил из факта,—самое название субмарины в повести „Восемьдесят тысяч верст под водой" повторяет собой название задолго до того сооруженной подводной лодки,—и он лишь дал идеально законченное выражение тому, что в зачаточном состоянии существовало еще в глубокой древности.

Прежде чем выучиться ходить, ребенок приучается стоять, и то же было с человеком седой старины, пытавшимся проникнуть в подводное царство: прежде чем передвигаться под водой, он должен был добиться возможности пребывать там более или менее продолжительное время.

Человек успел: Аристотель и Геродот свидетельствуют не только о подводных работах, производившихся в эпоху Александра Македонского, значит, почти 2.200 лет тому назад, но и о средствах для подводных передвижений, которые, разумеется, были тогда весьма ограничены.

Если усомниться в показании английской хроники, что в XVI веке в Темзе плавала построенная голландским физиком Ван-Дреббелем деревянная гребная субмарина с экипажем из пятнадцати человек, то всякое сомнение исчезнет, когда вы увидите в Париже, в „Музее искусств и ремесл", выбранный в Англии Норвудом патент 1632 года за № 56 на машину для подводного плавания, посредством которой „можно опускаться на большую глубину, плавать там и вновь подниматься".
Колесная субмарина (1653 г.) голландского инженера Сона.

Подводная лодка (1772 г.) английского механика Дэя, который запечатлел служение охватившей его идее смертью: раздавленный толщей воды, он погиб со всем своим экипажем при производстве опытов погружения на Плимутском рейде.

 

"Черепаха"
1. Корпус. 2. Входной люк. 3. Руль. 4. Винты. 5. Мина. 6. Бурав. 7. Насосы. 8. Емкости для водного балласта. 9. Металлический балласт. 10. Устройство для сброса балласта. 11. Клапан для заполнения балластных емкостей. 12. Вентиляционные трубки. 13. Стеклянный манометр.


„Черепаха" (1775 г.) американского изобретателя Бэгинеля со всеми важнейшими элементами современной субмарины, ручные винты для движения и винты на вертикальной оси для погружения, руль на шарнирах с шариками, отделяющийся груз для подъема в случае несчастья, манометр, фосфоресцирующее вещество для освещения, компас, цистерны с сжатым воздухом, вентилятор, пороховой ящик с часовым механизмом для автоматического взрыва через полчаса, в течение которых субмарина удалялась от противника на безопасное расстояние.

Все это—предвестники современной подводной лодки.

 


Огромный шаг вперед был сделан на заре XIX века: в 1798 г. была сооружена знаменитым американским изобретателем Фултоном подводная лодка „Наутилус".

Последний, считая боевой флот постоянной угрозой свободе морей, которая составляет основу благосостояния народов, писал:

„Я рассматриваю военные корабли, как пережиток устарелых воинственных привычек, как политическую болезнь, против которой до сих пор не знали средств, и убежден, что подводная лодка, вооруженная миной, может служить отличным средством для излечения от этого зла".

Фултон предложил свои услуги французам, которые воевали тогда с англичанами, и поставил условием дарование ему и всему экипажу воинского звания, чтобы в случае плена их не повесили, как пиратов, но французский морской министр ответил в своем отзыве отказом:

„Нельзя даровать воинское звание людям, которые употребляют подобные способы разрушения неприятельского флота".

С тех пор взгляды изменились...

Отчаявшись в успехе, Фултон обратился к англичанам, но и тут потерпел неудачу вследствие неумения офицеров обращаться с минами.
Тогда он лично произвел блестяще удавшийся опыт разрушения специально приобретенного им для этой цели датского брига „Доротея", взрыв которого в присутствии первого министра Питта и многих членов адмиралтейства произвел колоссальное впечатление.

Опасаясь, как бы изобретением Фултона не воспользовалась какая-нибудь другая держава, англичане решили купить у него право на это изобретение и предложили ему пожизненную пенсию в размере 200.000 рублей в год, но он, радея об интересах своего отечества, отказался от такой сделки и вскоре уехал на родину.

Превратности судьбы пришлось испытать и немецкому изобретателю Бауэру, пока ему наконец удалось обрести высокое покровительство у нас: на отпущенные средства он соорудил субмарину „Морской черт“ (1852 г.), которая сделала множество плаваний; между прочим, в день коронования императора Александра II, Бауэр с четырьмя гвардейскими музыкантами опустился в ней у Кронштадта, при чем, как только грянул возвестивший о начале торжеств в Москве пушечный выстрел, трубачи исполнили гимн, и звуки, распространившись на значительное расстояние, привели публику в крайнее изумление.


Первым отечественным конструктором подводной лодки (1866 г.) был фотограф Александровский.

Сначала опыты с этим судном, приводившимся в движение сжатым воздухом, запасов которого хватало на 42 мили пути между Кронштадтом и Биоркезундом, были удачны.

На Транзундском рейде субмарина была испытана в Высочайшем присутствии, после чего строителю было уплачено 140.000 рублей и назначено ежегодное содержание в 5.000 рублей.

Затем подводную лодку, уже с добавочной железной башенкой, стали пробовать на крепость: погрузили без людей на двенадцать саженей—удачно.

При погружении же на четырнадцать саженей субмарина утонула, и, хотя через некоторое время ее подняли, интерес к ней пропал, так что, даже будучи исправлена, она осталась без употребления.

 


Из последующих отечественных конструкторов, деятельно и плодотворно трудившихся над усовершенствованием подводной лодки, известны Апостолов, Заковенко, Карышев, Колбасьев, Кутейников и особенно Джевецкий, который, работая в этой области долгий ряд лет, получил на конкурсе французского морского министерства (1897 г.) первую премию.


Из иностранцев внесли в эту отрасль свою обильную творческую лепту: Филиппс, Мариэ-Деви, Ван-Эльвен, Брюн, Аунлэй, Вуд, Барбур, Годланд, Норденфельд, Губэ, Зедэ, Пуллино, Пино и Лэк, которому четверть века напряженных и частью реализованных исканий стяжали репутацию одного из виднейших современных авторитетов.

Для быстро возраставшей популярности идеи подводного плавания весьма показательна не только эта смесь „племен", представители которых отдались усовершенствованию субмарины, но и „состояний": в полном перечне, из которого приведены здесь лишь наиболее выдающиеся имена, встречаются доктор и скульптор, адвокат и столяр, химик и башмачник, директор департамента и учитель чистописания.

Не менее характерно, но уже в другом смысле, что среди названных изобретателей совершенно отсутствуют немцы,—явление лишь отчасти объясняемое положением их отечества на континенте и, главным образом, служащее лишним доказательством слабости этой нации в области творчества.

Немцы не дали умов, проникновенностью которых отмечены переломные моменты в науке, и положение это, в виду своей очевидности не нуждающееся в доказательстве, одинаково применимо к технике: паровой котел, пароход и паровоз, телеграф, телефон и граммофон, фотография и кинематография, автомобиль и, наконец, аэроплан,—все это явилось помимо немцев.

Заимствователи и продолжатели, они в полной мере обнаружили эти свои черты и в сфере подводного плавания.

Из популярного справочника Бейера видно, что в 1903 году, когда со включением строившихся итальянский флот насчитывал 2, шведский—7, американский—9, русский—13, английский—18 и французский—34 подводных лодки, в германском флоте их не было, но так как субмарины имелись у других, то у немцев было откуда заимствовать и что продолжать.

Как раз в ту пору уже стали намечаться контуры нынешней борьбы, основой которой является политико-экономическое соперничество между Германией и Англией, и вот в 1903 году чертежи французской подводной лодки „Эгретт" оказываются у фирмы Крупп, которой продал их один из бывших воспитанников французской инженерной школы, по происхождению иностранец.

 


Таким образом первая германская субмарина „U. 1" была точной копией французской подводной лодки того времени, тип которой немцы взялись развивать с тем большими настойчивостью и усердием, что именно это орудие борьбы особенно улыбаюсь им, как сравнительно дешевое средство до известной степени уравнять шансы своего флота второго в мире по величине после английского, с флотом „владычицы морей".

В этом смысле и высказался германский военный писатель Бернгарди в своем нашумевшем труде, который вышел еще за три года до начала войны:

"Чтобы не выжидать, сложа руки, неприятельского нападения,— откровенно заявил он,—можно было бы напасть на врага внезапно, открыть военные действия по способу, примененному японцами у Порт-Артура; это сразу ощутительно ослабило бы английский флот, уменьшило бы до известной степени его численное превосходство и по крайней мере на короткое время отсрочило бы блокадные операции противника,—попытка, которая, возможно, и будет сделана"...

Она действительно проектировалась, но была сорвана в самом зародыше старым „морским волком" адмиралом Каллаганом, организаторскому таланту которого английский флот столь многим обязан: через три часа после начала войны отряд субмарин доставил ему точнейшие сведения о расположении неприятельских морских сил, и эта блестящая разведка, которою в гигантской борьбе дебютировала подводная лодка, в корне разрушила весь план адмирала Тирпица, состоявший в неожиданном минном подрыве английского флота в его портах, ибо немедленно по получении донесения вся армада вышла в море...

 

Продолжение будетъ

 

Еще по теме:

Первая мировая война. Наука и война

Первая мировая война. Техническая сторона войны

Первая мировая война. Техника войны

............

Первая мировая война. Техника войны. Подводная лодка и ее история

Первая мировая война. Техника войны. Подводная лодка и ее история - 2

Первая мировая война. Техника войны. "Наутилус“ в мировой войне

Первая мировая война. Техника войны. "Наутилус“ в мировой войне - 2

Первая мировая война. Техника войны. Способы борьбы с подводными лодками

Первая мировая война. Техника войны. Неудачи германских подводных лодок

Первая мировая война. Техника войны. Подводные лодки

Первая мировая война. Техника войны. Значение подводной лодки во время войны

Первая мировая война. Техника войны. Критика значения подводных лодок

 

 

Категория: Техника первой мировой войны | Просмотров: 807 | Добавил: nik191 | Теги: 1916 г., подводная лодка, флот, война, техника | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz