07 мая (24 апреля) 1915 года во время следования из Нью-Йорка в Ливерпуль в результате торпедной атаки немецкой подводной лодкой U.20 потоплен один из крупнейших в то время английский пассажирский пароход "Лузитания".
Через 18 минут после атаки, лайнер затонул, Погибли 1198 человек, в том числе 128 американцев, что стало одной из решающих причин последующего вступления США в Первую мировую войну.
Все телеграфные агентства и газеты сообщали об этой катастрофе:
Потопление германской подводной лодкой парохода „Лузитания"
КВИНСТОУН. (24 апреля). Большой океанский пароход "Лузитания" потоплен миной.
ЛИВЕРПУЛ. (25 апреля). Правление пароходного общества „Кюнар" сообщает: "Лузитания" потоплена без предупреждения. Несколько шлюпок направляются к берегу.
ЛОНДОН. (24 апреля). Из Квинстоуна сообщают, что в 2 часа 12 минут дня было замечено, что „Лузитания" терпит бедствие. Сообщение по беспроволочному телеграфу получено с парохода в 2 часа 15 минут дня. Судно совершенно скрылось под водой в 2 часа 33 минуты. Предполагают, что среди пассажиров находился Альфред Вандербильде. На месте несчастья после исчезновения парохода оставались 20 его шлюпок. Кампания "Кюнар" сообщает, что имеется основание надеяться на спасение многих из находившихся на пароходе.
ЛОНДОН. Журналист из Торонто Коупер, один из спасшихся с "Лузитании", сообщает, что он всматривался в берега Ирландии и разговаривал на палубе с одним из своих друзей. Около 2-х часов, в момент, когда он заметил башню подводной лодки приблизительно на расстоянии около версты, он увидел пенистый след приближавшейся мины, ударившей в переднюю часть парохода. Раздался страшный взрыв, и часть взорванного корпуса парохода взлетела на воздух. Вскоре вторая мина ударила в пароход, и он дал крен на правый бок. Немедленно экипаж начал рассаживать пассажиров в шлюпки, при чем соблюдался полный порядок. Какая-то 6- летняя девочка расплакалась; Коупер спас ее, усадив на одну из шлюпок. Коупер опасается, что родители девочки погибли. Сам Коупер сел в последнюю шлюпку. Некоторыя из шлюпок не могли быть спущены в воду вследствие большого крена, и их просто отрезали. На пароходе находилось много женщин, пассажиров 2-го класса и около 40 детей моложе года.
— Адмиралтейство сообщает: «В Квинстоуне высадилось 500—600 человек, спасшихся с «Лузитании». Многие перевезены в госпитали, некоторые уже умерли».
ЛОНДОН. (25 апреля). По сведениям адмиралтейства, 11 пассажиров «Лузитании» высадились в Кинселе.
ЛОНДОН. (25 апреля). Число пассажиров «Лузитании» исчислялось в 1978 человек, из них 1-го класса 290, 2-го 662 и третьего 361 человек. Численность команды 665 человек. Комендант Квинстоуна отправит к месту потопления «Лузитании» большое количество мелких судов.
ЛОНДОН. (25 апреля). Точная цифра погибших при потоплении «Лузитании» еще не установлена. Имеются основания предполагать, что спаслось менее 600 человек.
Сообщают, что американский миллиардер Вандербильдт утонул.
Спасшиеся сообщают, что много пассажиров убито и ранено взрывом мины.
На пароходе находилось 188 американцев, 956 великобританских подданных и 109 других национальностей.
ЛОНДОН. (25 апреля). По сведениям адмиралтейства, спасшиеся с «Лузитании» пассажиры высадились в Кинстоуне; раненые отправлены в госпиталь.
НЬЮ-ЙОРК. (25 апреля). На бирже сильнейшее возбуждение. Катастрофа с «Лузитанией» вызвала всеобщее падение ценностей. В Вашингтоне это известие произвело впечатление взрыва бомбы. В правительственных кругах живо интересуются, имеются ли среди погибших американцы.
ЛОНДОН. (25 апреля). Из всего числа находившихся на „Лузитании" спаслось 658 человек; всего находилось на пароходе 2160 человек.
Неофициально сообщается, что 22 человека скончались в Квинстоуне. Большинство офицеров, эа исключением капитана Тернера, погибли; только немногие из пассажиров 1-го класса спасены; они, по-видимому, надеялись, что пароход продержится еще на поверхности, однако, он затонул в течение 15—25 минут.
Сообщают о предстоящем прибытии трех траулеров, которые доставят 100 трупов; среди них находятся тела трех пассажиров 2-го класса, 59 русских пассажиров 3-го класса, а также труп финляндца-пассажира 3-го класса.
ЛОНДОН. (25 апреля). В Квинстоун доставлено траулером 45 человек, спасенных с „Лузитании".
СТОКГОЛЬМ. (25 апреля). Потопление „Лузитании"—злоба дня в Швеции. Всюду высказывается удивление, что германцы, правда, не стесняющиеся в выборе средств, могли решиться на подобное преступление. Даже весьма дружелюбная к Германии „Новая Ежедневная Газета" пишет: „Крик ужаса и горя должен вырваться из груди всего цивилизованного мира. Это злодеяние против челвечество громко взывает к небесам. Невероятно, чтобы германский офицер мог решиться на подобный поступок. Если германцы с военной точки зрения стараются оправдать свой поступок, все-таки это странное деяние останется не менее ужасным и волнующим.
ЛОНДОН. (25 апреля). В нью-йоркских газетах германское посольство опубликовало предупреждение по адресу американцев, заявляя, что Германия не примет на себя ответственности за гибель "Лузитании", по крайней мере, пока длится война. Посольство выражает надежду, что судьба „Лузитании" произведет впечатление на американцев, которые воздержатся от риска посещения театра военных действий.
СТОКГОЛЬМ. (25 апреля). Печать высказывает возмущение по поводу потопления "Лузитании".
НЬЮ-ИОРК. "New-York Тimes" в передовой, озаглавленной „Война с помощью убийства", говорит: „Государственный департамент должен потребовать от Германии, чтобы германцы отказались от ведения войны подобно дикарям, опьяняющимся кровью, и чтобы они перестали стремиться к достижению своей цели путем умерщвления мирных жителей нейтральных стран. Требование должно быть доставлено так, чтобы Германия в своем безумии поняла, наконец, что она находится и в войне со всем цивилизованным миром.
„Тribun" говорит: „Голос Штатов должен раздаться прежде всего из Вашингтона, но во время подобного кризиса президент республики должен быть вполне уверен в твердой поддержке граждан своей партии. Перед лицом национальной трагедии мы должны иметь одну мысль, одну обязанность и одно определенное решение. Нация, которая помнит моряков, не забудет „Лузитании".
„World" пишет: „Германские власти ссылаются на предупреждения, сделанные в Америке германским посольством, что „Лузитания" будет потоплена. Убийство не станет менее гнусным только потому, что жертвы предупреждены.
„Аmеrikаn" говорит: „Уважение к законам войны исчезает перед лицом огромной катастрофы, нарушающей высший закон человечности".
ВАШИНГТОН. (25 апреля). В связи с гибелью нескольких американцев на „Лузитании" официальные круги утверждают, что государственный департамент (?) более серьезным, чем когда-либо было с самого начала войны. Президент Вильсон, вероятно, будет совещаться с членами комиссии конгресса по внешним делам, прежде чем установит дальнейшую политику в этом вопросе.
НЬЮ-ЙОРК. (25 апреля). Рузвельт, комментируя потопление "Лузитании", говорит:
«Подобные деяния никаким международным правом не могут рассматриваться иначе как явное пиратство. Потопление "Лузитании" представляет не простое пиратство, и сопровождающееся убийством, к которому не прибегали даже пираты древности. Это один из способов ведения войны с помощью которых разрушены Лувен и Динан и умерщвлены сотни мужчин, женщин и детей в Бельгии, это—война против ни в чем неповинных мужчин, женщин и детей, переезжающих океан. Наши соотечественники и соотечественницы явились жертвами, и кажется недопустимым, чтобы мы отказались от противодействия таким поступкам, ибо к выступлению нас обязывает не только чувство гуманности, но и национальная гордость".
СТОКГОЛЬМ. (26 апреля). Печать продолжает обсуждать гибель "Лузитании", сравнивая ее с катастрофой, происшедшей с "Титаником".
Газета "Стокгольмский Ежегодник" пишет в статье, озаглавленной "Душегубство": „Усвоенный Германией способ ведения войны должен лишить Германию симпатий, которыми она еще пользуется, и ожесточить ея противников до последней степени. Чисто военные выгоды, если таковые в данном случае имеются, не могут оправдать то невероятное зло, которое навлекает на себя Германия, волнуясь способами ведения войны, не оправдываемыми ни с юридической, ни с моральной точки зрения.
Всеобщее внимание обращает на себя то, что "Swеnskа Dаgblаd" до сих пор не обмолвилась по поводу гибели «Лузитании" и не выскавала личного мнения. Указывают, что эта газета уже пыталась оправдать пользование германцев снарядами, распространяющими удушливые газы.
ПЕТРОГРАД. (26 апреля). Агентство Вольфа опубликовало сообщение, будто «Лузитания" была вооружена и шла с грузом военных припасов, и что американцы были предупреждены относительно грозившей пароходу опасности. Агентство распространяет пространные отзывы германской печати, из которых видно, что преступление, совершенное германской военной администрацией, встречает одинаково цинические защиту и оправдание в германской печати, не обмолвившейся ни единым словом сожаления по поводу стольких человеческих жертв. Получается впечатление, что Германия гордится совершенным ею массовым убийством.
ЛОНДОН. (26 апреля). Адмиралтейство категорически опровергает утверждение, будто "Лузитания" была вооружена.
ПЕТРОГРАД. (26 апреля). Датская печать помещает взволновавшие статьи по поводу гибели "Лузитании". «Hоlitikеn" пишет: Путем энергичнейшей агитации Германия желает убедить человечество в чистоте и правоте своего дела, но одновременно применяет приемы борьбы, беспримерные в истории по выражающемуся в них презрению к требованиям чести и нравственности.
КВИНСТОУН. (27 апреля). На основании опроса оставшихся в живых при потоплении парохода "Лузитании" суд вынес приговор, согласно которому потопление парохода признается гнусным преступлением, противоречащим международному праву и конвенциям цивилизованных народов. Поэтому офицеры подводной лодки, германский император и германское правительство, по предписаниям которых они действовали, обвиняются в предумышленном массовом убийстве.
ФИЛАДЕЛЬФИЯ. (27 апреля). Президент Вильсон в речи, произнесенной перед 4000 натурализованных американцев, дал первыя указания относительно вероятного образа действий Соединенных Штатов в вопросе о "Лузитании". Он указал, что хотя Соединенные Штаты и сохранят мир, они все же будут стараться убедить Германию в незаконности его образа действий.
СТОКГОЛЬМ. (27 апреля). Германская миссия в опубликованном объяснении по поводу гибели "Лузитании" пытается свалить всю вину на английское правительство. „Sосiаl-Demokraten» резко высказывается против этого давления, приравнивая ведение войны Германией к способам, к которым прибегали гунны.
Не обошла своим вниманием это событием и майская 1915 г. "Нива", разместившая на своих страницах большую статью:
Гибель „Лузитании"
24-го апреля близ берегов Ирландии погиб от германского разбойничьего нападения громадный английский пассажирский пароход компании „Сunard-Linе", „Лузитания".
Эта трагедия, повлекшая за собою гибель свыше 1.500 мирных людей, детей и женщин, являет собою нечто неслыханное до сих пор по варварству и жестокости. Немцы заранее решили потопить мирный пассажирский пароход, только потому, что это был пароход английский. С своеобразным цинизмом они предупреждали американских граждан (пароход шел из Нью-Йорка в Европу) не садиться на „обреченный" пароход. Американцы-пассажиры „Лузитании" получили на борту парохода телеграммы анонимного характера с предостережениями. Мало того, германский посол в Соединенных Штатах, Бернсдорф, поместил в газетах подобного же рода предупреждение. Американцы ответили на эти анонимные и полу-анонимные предостережения холодным равнодушием. Известный миллиардер Вандербильдт, бывший в числе пассажиров, демонстративно разорвал полученную предупредительную телеграмму и выбросил ее за борт. Никто не хотел верить, что немцы дерзнут потопить совершенно мирный пароход, на котором не было ни военных ни контрабандных грузов, ни войск.
Тем не менее немцы сдержали свое зловещее обещание: по словам очевидца, в „Лузитанию" была среди белого дня пущена подводной лодкой мина. С палубы видели пенистый след этой мины, но пароход уже не имел возможности увернуться. Последовал страшный взрыв, после чего пароход продержался на воде не более четверти часа. Извещенные по беспроволочному телеграфу спасательные суда быстро направились к месту катастрофы из Квинстоуна, но застали на поверхности воды лишь около 20 лодок с „Лузитании" с спасавшимися на них пассажирами злополучного парохода.
Погибло, по последним сведениям, 1.242 пассажира, не считая команды. Большинство погибших пассажиров англичане; много погибло американцев. Среди последних, как полагают,—известный миллиардер Вандербильдт. Спаслось около 900 человек. Многие из них тяжко ранены и изувечены.
Стоимость погибшей „Лузитании" превышала 20 миллионов рублей. Это был один из самых больших трансатлантических пароходов, предшественник знаменитого „Титаника". „Лузитания" имела в длину 790 футов, в ширину 88. Ее водоизмещение равнялось 32.000 тонн, машина развивала- 68.000 сил.
На пароходе имелись роскошные помещения для 500 пассажиров I-го класса: громадная столовая в два этажа, несколько гостиных, музыкальный салон, курительная, открытое кафэ в мавританском стиле (на самой верхней палубе) и даже отдельная „детская комната". Почти такой же роскошный II-й класс вмещал равным образом 500 пассажиров. В III-м классе, рассчитанном на 1.300 человек, имелись отдельные каюты, прилично и комфортабельно обставленные, курительный салон и громадная столовая с пианино. Даже „междупалубные" пассажиры (свыше 800) имели на „Лузитании" недурное помещение, хорошо отапливаемое и вентилируемое, с отдельными каютами для мужчин и женщин и даже с распределением по национальностям. „Лузитания" славилась своим ходом: весь путь от Нью-Йорка до Ливерпуля она совершала в пять суток.
Даже некоторые мелкие данные могут дать понятие о величине погибшего парохода: так, на нем было 5.000 электрических лампочек и на нем около 200 миль проводов. Еще интереснее сравнительные данные, по которым англичане любили давать иностранцам понятие о размерах „Лузитании”.
В посвященных этому пароходу книжках и проспектах „Лузитания” вместе со своей „сестрой” „Мавританией” неизбежно изображались в сравнении с различными громадными строениями, улицами, мостами. „Лузитания” вздымалась по воле художника на ребра пирамиды Хеопса и оказывалась буквально „превыше пирамид".
Другой художник затискивал „Лузитанию” в широкую улицу Northumberland-Аѵеnuе в Лондоне, и „Лузитания” еле помещалась между домами, превышая восьми и девятиэтажные дома своим массивным туловищем. На площади св. Петра в Риме „Лузитания” совершенно не умещалась, а ее трубы доходили до купола этого громадного собора, мачты же превышали его. Колизей в сравнении с „Лузитанией” очень и очень проигрывал в своих размерах.
Погибший гигант числился в списках вспомогательных крейсеров английского флота, но британское адмиралтейство предпочло не пользоваться своим правом и оставило „Лузитанию” в распоряжении пароходной компании для поддерживания мирных рейсов между Старым и Новым светом.
Гибель „Лузитании” вызвала взрыв негодования во вcем культурном мире. В Англии немедленно после катастрофы с „Лузитанией” начались яростные погромы немецких магазинов и предприятий, и стали раздаваться требования полного освобождения страны от остававшихся еще в ней немцев. С не меньшей страстностью отозвались и нейтральные Соединенные Штаты. Гибель множества американских граждан вызвала целый ряд манифестаций в Нью-Йорке и Вашингтоне: бывший президент Рузвельт открыто заявил, что случай с „Лузитанией” является неслыханным злодеянием.
„Подобныя деяния,— сказал Рузвельт,— не могут рассматриваться иначе, как явное пиратство. Потопление „Лузитании” представляет собою неслыханное пиратство, сопровождающееся таким массовым убийством, к какому никогда не прибегали никакие пираты прежних времен. Это один из тех способов войны, которыми были разрушены Лувен и Динан и умерщвлены тысячи мужчин, женщин и детей в Бельгии. Это—война против ни в чем неповинных мужчин, женщин и детей, переезжающих океан”.
В настоящее время Штаты предъявили Германии энергическую ноту, справедливо указывая на то, что германские „предупреждения" не могут считаться смягчающим обстоятельством, ибо преступление, совершенное преступником, ничуть не изменяет своего смысла и значения, хотя бы преступник предварительно и предупреждал свою жертву, что зарежет ее.
В других нейтральных государствах: Швеции, Швейцарии, Румынии и пр. гибель „Лузитании" единогласно рассматривается, как злодейство и беспримерный в истории цинизм. Характерно то обстоятельство, что „Лузитания" была потоплена немцами в дни 500-летняго юбилея Гогенцоллернов. А еще характернее „цена крови", за каковую цену „Лузитания" была погублена: согласно некоторым сведениям, за потопление этого парохода была назначена крупная премия. Немецкие подводные лодки состязались в ловкости и бдительности, уповая получить премию, и в результате одной из них и удалось получить деньги, пахнущие кровью тысячи людей.
Нота Соединенных Штатов Германии по поводу потопления «Лузитании»
ВАШИНГТОН. (7 мая). Нота Соединенных Штатов, обращенная к Германии по поводу потоплении "Лузитании", указывает на нарушение прав Америки в открытом море и выражает протест против деятельности германских подводных лодок.
Правительство Соединенных Штатов надеется, что германские власти будут наблюдать, чтобы командиры подводных лодок в будущем не предпринимали ничего такого, отчего могла бы возникнуть опасность для жизни мирных людей и для нейтральных судов. В ноте выражается уверенность, что Германия предупредит повторение того, что открыто нарушает законы войны, ибо германское правительство не должно надеяться, что Соединенные Штаты не предпримут необходимых шагов для исполнения своей обязанности стоять на страже интересов Северной Америки и ее граждан.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 16 (03) мая 1915 года
Первая мировая война. 17 (04) мая 1915 года
Первая мировая война. 18 (05) мая 1915 года
Первая мировая война. 19 (06) мая 1915 года
Первая мировая война. 20 (07) мая 1915 года
Первая мировая война. 21 (08) мая 1915 года
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..........
Первая мировая война. Крепости. Германия
..........
Первая мировая война. Оружие.
.........
Первая мировая война. Техника
.........
Первая мировая война. Хроника первых семи месяцев войны
.........
|