30 (17) сентября 1917 года
Сообщение из ставки
17 сентября 1917 года.
Северный, Западный, Юго-Западный и Румынский фронты
Перестрелка и действия разведывательных партий.
Кавказский фронт
Ничего существенного.
Балтийское море
По полученному 16-го сентября донесению с эскадренного миноносца „Охотник" спаслось всего 43 человека. Все офицеры и боевая смена команды добровольно остались на корабле и погибли.
Действия летчиков
На Юго-западном фронте нашими легкими самолетами сброшено в различных пунктах около 10 пудов бомб и „Муромцами“ около 50 пудов бомб в войска и обозы противника.
У дер. Елеоноровка (в районе Гржималова) одним из наших „Муромцев" сбит самолет противника. На том же фронте летчик-поручик Доброхотов сбил неприятельский самолет, загоревшийся при падении.
Телеграмма Румынского короля
Румынский король Фердинанд отправил председателю Совета Министров и Верховному Главнокомандующему А. Ф. Корейскому следующую телеграмму:
„Генерал Хан-Нахичеванский передал мне, по поручению Временного Правительства, орден св. Георгия. Я горжусь этим знаком отличия, украшающим грудь стольких героев, и тем более им тронут, что вижу в нем со стороны России признание ею храбрости моих войск, проявленной ими в тех ожесточенных боях, где они сражались рядом со своими товарищами по оружию—русскими солдатами.
Объединенные одним общим делом и единым непоколебимым желанием победы, наши союзные армии добьются упорной борьбой торжества наших законных стремлений и осуществления общего для всех союзников идеала. Фердинанд».
Русский фронт
ПСКОВ, 16 сентября.—Совет Солдатских и Рабочих Депутатов постановили послать бывшему главнокомандующему северным фронтом Бонч-Бруевичу приветствие, как бывшему члену Совета Рабоч. и Солдатских Депутатов в бытность его начальником псковского гарнизона. В приветствии отмечаются общественная деятельность генерала и проявленная им гражданская доблесть в должности главнокомандующего в корниловские дни. Прибыл и ознакомился с положением дел новый главнокомандующий северным фронтом ген. Черемисов. Он беседовал с помощником военного комиссара и представителями демократических организаций о создании фронтового солдатско-офицерского комитета и о предстоящей совместной работе с выборными армейскими учреждениями.
МИНСК, 16 сентября.—Главнокомандующий армиями западного фронта признал необходимым к лицам, изобличенным в тайной продаже, выделке и провозе спиртных напитков, впредь применять административную высылку за пределы театра военных действий.
ПСКОВ, 16 сент.—Комиссар северного фронта Станкевич, лично наблюдавший за ходом боев у Якобштадта и Кройцбурга, вернувшись с фронта, срочно выехал в Петроград с особой докладной запиской о причинах и следствиях нашей неудачи.
Записка предусматривает ряд конкретных мероприятий, вызываемых печальным опытом последних боев.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 16 сент.—Настроение солдат, принимавших участие в недавних боях, изменилось. В качестве характерного примера можно указать, что солдаты, отправленные в штаб дивизии для сопровождения захваченных немецких пленных, просили скорее отпустить их в часть, чтобы они могли принять участие в продолжающейся атаке.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 16 сент.—Помимо обычной перестрелки, немцы на юго-западном фронте отдельными партиями переправились на восточный берег Збруча, против юго-западной окраины деревни Черноковинцы. Наши разведчики, пытавшиеся устроить засаду, были окружены противником, численностью приблизительно в 100 человек. Разведчики штыками пробились на линию полевых караулов, расположенных на северной окраине Черноковинец и совместно с подошедшей заставой остановили дальнейшее движение немцев, которые после этого отошли на западный берег Збруча.
На Кавказском фронте разведчики в составе двух офицеров и 15 солдат, в 15 верстах юго-западнее Огнота, атаковали турецкую заставу и захватили в плен 13 аскеров. В 30 верстах северо-западнее Сенне одна наша небольшая часть была с трех сторон окружена партией курдов в 200-300 человек. Огнем стрелков курды сбиты с высот и рассеяны.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 16 сент.—За истекшие сутки действия наших и неприятельских летчиков были весьма оживленными. Противник вел интенсивную разведку, сосредоточивая главное внимание на Слаксинском, Тарнопольском и Гусятинском направлениях. В общей сложности над фронтом наших армий было замечено более 100 самолетов противника. Пять наших воздушных кораблей вылетало специально для бомбометания, при чем наши авиаторы сбросили более пятидесяти пудов бомб, причинивших противнику значительныя повреждения.
В районе Каменец-Подольска наш летчик был атакован тремя неприятельскими истребителями. Тяжело раненый в ногу разрывной пулей он потерял сознание и стал стремительно падать. К счастью во время падения он успел придти в себя, выравнять аппарат и благополучно спуститься в наш тыл. В это время истребители были атакованы подоспевшим на помощь другим нашим летчиком, который заставил их прекратить преследование раненаго товарища и уйти в свое расположение.
Вчера во время возвращения нашего аппарата „Илья Муромец" с бомбометания, он был атакован неприятельским истребителем, старавшимся незаметно подойти к нему. Наши летчики умышленно подпустили противника на расстояние не более 100 метров и сразу открыли по нем огонь одновременно из трех пулеметов. Аппарат противника, видимо сразу сильно поврежденный, перевернулся в воздухе и стремительно упал в районе деревни Елеснорубки. При падении неприятельский аппарат разбился вдребезги. Наши летчики возвратились благополучно.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 16 сент.—В последнее время на юго-западном фронте противник участил свои действия ядовитыми газами. Так, в ковельском направлении в районе леса у селения Кухары неприятель, после обстрела наших расположений ружейным огнем и химическими гранатами, выпустил волну газа, которая пошла вдоль фронта, дойдя до наших окопов, лишь южнее Господскаго Двора и Велицк. Благодаря ветру и своевременно принятым мерам газовая атака успеха не имела. На остальном фронте обычная перестрелка.
Румынский фронт
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15 сентября. На румынском фронте затишье, обычная перестрелка и поиски разведчиков.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15 сентября.— Конференцией представителей корпусных армейских комитетов и комитетов румынского фронта и Черноморского флота вынесен ряд резолюций о желательных мероприятиях.
Действия союзников
Французский фронт
ЛОНДОН. 15 сент.—Известный военный критик генерал Морис в беседе с сотрудником Рейтера, высказал следующее соображение относительно положения на различных фронтах. Продолжительный перерыв операции, начатой во Фландрии, объясняется дождями, размывшими почву и дороги и создавшими почти непреодолимые препятствия для подвоза артиллерии и других необходимых подготовительных работ, тем более, что германцы воспользовались наступившим перерывом, чтобы подвести свежие подкрепления и новые орудия.
Целью большого сражения во Фландрии, начавшегося 18 июля, является овладение гребнем от дороги в Менэн до Пасхеидале, являющимися ключом ко всей германской позиции. Германская тактика сводится к стремлению защищать позиции при помощи возможно меньшего числа людей в передовой линии, рассчитывая на резервы, бросаемые густыми цепями в контратаки.
В результате применения германцами этой тактики никогда еще со времени первой битвы у Ипра, они не несли таких ужасающих потерь, как в сражении 7 сент., когда их атакующие колонны буквально сметались целыми дюжинами, не успев даже приблизиться к нашим траншеям. Теперешнее сражение во Фландрии нужно рассматривать, как один из эпизодов большого сражения, беспрерывно продолжающегося с 17 июля, при этом надо учитывать истощение германских резервов, составляющее существенный элемент будущей победы.
Овладев гребнем прибрежного плоскогорья, англичане вправе будут сказать, что одержали окончательную победу, так как по ту сторону гребня, с которого германские дальнобойные орудия господствуют над побережьем, простирается равнина без крупных естественных препятствий.
По поводу положения на итальянском фронте, генерал Морис заявил, что для надлежащей оценки достигнутых итальянцами результатов, необходимо учитывать колоссально трудные условия альпийской горной местности. Первоначально, все горные вершины находились в руках австрийцев. Посредством целого ряда крайне тяжелых боев итальянцы достигли того, что в настоящее время они владеют всеми горными вершинами, доминирующими над позициями австрийцев. Тем не менее, в виду условий местности, нельзя ожидать особенно быстрых успехов, хотя виды итальянцев на будущее более благоприятны.
Что касается восточных фронтов, то самым существенным фактом является то, что германцы оказались не в состоянии достигнуть решительного успеха на русском фронте, несмотря на внутренние события в России, это убедительно доказывает, что германцы уже не в силах достигнуть такого успеха. Последнее же объясняется сильным давлением, испытываемым ими на западе.
ПАРИЖ, 14 сент. (ПТА).—(Замедлена в пути).—Согласно официальному сообщению от 14 сентября, 1 час. дня, германцы произвели атаку к югу от де-Сарни, но огнем были вынуждены возвратиться в свои траншеи, понеся значительные потери. Вторая атака, произведенная неприятелем рано утром между плоскогорьями Каземат и Калифорния, была также отражена. Внезапные нападения, произведенные неприятелем на правом берегу реки Маас, в районе Бомон и в Альзасе и в районе Ленжа, были совершенно отражены.
ПАРИЖ, 14 сент.—(Замедлена в пути).— Офиц. от 14 сентября, 11 час. вечера, сообщает об артиллерийской перестрелке, более интенсивной к югу от Айль и в районе к северу от Дуомона и об отражении нападения неприятеля в районе Бомон. На фронте Ближнего Востока за 13 сентября, за исключением обстрела разрушительным огнем артиллерии неприятельских батарей к северу от Монастыря, не произошло ничего выдающегося.
ПАРИЖ, 15 сент.—Офиц. от 15 сент., 1 час. дня, в течении ночи германцы пытались произвести ряд нападений на фронте реки Эн, в районе Пантеона, к югу от Ла-Руаер, в районе к югу от Айль и к северо-востоку от Курси. Все попытки были остановлены огнем. В Аргоннах, у Фур-де-Пари, к северо-западу от Тагюр и к западу от Наварэна, неприятель произвел последовательно три атаки на французские позиции, которые были отбиты артиллерийским и ружейным огнем, нанесшим неприятелю тяжелые потери. На правом берегу р. Мааса, особенно в районе высоты 304, сильный артиллерийский бой. В течение ночи французские летчики произвели успешные налеты на аэродром в Марвилли, на Марс-ла-Тур, на станцию Бриэль, на Клевиль и Роман и на лагерные расположения в Провиллере и Сиври.
Действия летчиков
ЛОНДОН, 16 сентября. — Адмиралтейство сообщает:
„Наши морские аэропланы подвергли бомбардировке в ночь на 14 сентября шлюзы в Зеебрюгге, аэродром в Сен-Дени-Вестрэм, ангар дирижабля в Гонтродэ и аэродром в Гуттавэ. Бомбы, сброшенные в Зеебрюгге, по-видимому, дали благоприятные результаты, а снаряды, упавшие в Гуттавэ, произвели разрушения в ангарах и бараках. Всего было сброшено 7 тонн взрывчатых веществ. Все наши аппараты возвратились невредимыми".
ЛОНДОН, 16 сентября.—Офиц.
„Действия летчиков. 14 сентября густой туман снова препятствовал операциям в воздухе. Наши летчики продолжали корректировать стрельбу артиллерии, фотографировать неприятельские позиции и производят разведки. В течении дня они сбросили бомбы на аэродромы в Карньере, Сэн-Дени-Вестреме и Гонтроде, на бивуаки у Меорследе и на другие цели.
Ночью наши летчики сбросили 6 1/2 тонн бомб на аэродром в Гонтроде, где достигли удачных результатов, на железнодорожные станции в Румбеке, Менэне, Вельвельгеме и Ледегеме, а также на различные бивуаки и на один из складов снарядов. Во время этих операций наши летчики, держась на небольшой высоте, успешно атаковали германские обозы и колонны войск в движении. В воздушных боях наши летчики сбили два неприятельских аэроплана и принудили 3 других снизиться в состоянии неспособности управляться. Кроме того, один неприятельский аппарат сбит огнем нашей пехоты. Мы не досчитываемся одного аэроплана".
ЛОНДОН, 16 сент. Офиц.
Германские летчики атаковали вчера вечером юго-восточное побережье; они были замечены в районе Суффолька, Эссекса и Кента. Большинство из них не пытались проникнуть в глубь страны и лишь немногие направились к Лондону, но не дошли до столицы. Бомбы были сброшены на города в Суффольке, Эссексе и Кенте. Сведения о потерях или повреждениях еще не получены.
ЛОНДОН, 16 сент. Офиц.
В воздушном набеге, произведенном прошлою ночью, участвовали около 20 германских аппаратов. При этом были сделаны повторныя попытки нападения на Лондон, однако, нападавшим ни разу не удалось пересечь внешния укрепления. Бомбы были сброшены в Кенте, Эссексе и Суффольке.
Итальянский фронт
РИМ, 16 сент. Офиц.
„В результате вполне успешнаго нападения, наши войска выпрямили свою линию фронта между Сэлладидель и северными склонами Монте-Сан-Габриэль, захватив при этом несколько пулеметов и взяв в плен 8 офицеров и 216 солдат. Произведенныя неприятелем контратаки были отбиты. Далее в официальном сообщении указывается на произведенные воздушные нападения на военную зону Войшицы и на базу подводных лодок в Поле.
В равнине Сан-Лючио, в Тольмино, был сбит и уничтожен артиллерией неприятельский аэроплан. Прошлой ночью неприятельские аэропланы сбросили зажигательные бомбы над городом Пальманова, причинив лишь незначительный материальный ущерб.
30/17 сентября.
Западный театр
Боевая деятельность во всех армиях была незначительнее, чем в предыдущие дни. Во Фландрии на побережье и вечером от Изера до канала Комин-Ипр шел сильный артиллерийский бой. Наступавшие во многих местах английские разведывательные части были отбиты. Под Верденом, помимо временного усиления огня, вялая боевая деятельность. Наши летчики вновь атаковали доки и склады Лондона, а также Рамсгате, Чернис и Маргате. По пожарам можно было установить действие бомб. Все самолеты возвратились невредимыми.
Восточный театр
Никаких значительных боевых столкновений.
Македонский фронт
Между оз. Охрида и Черной более оживленный огонь чем обыкновенно.
Вечернее сообщение.
21 ч. 00 мин. Никаких особых событий.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 26 (13) сентября 1917 года
Первая мировая война. 27 (14) сентября 1917 года
Первая мировая война. 28 (15) сентября 1917 года
Первая мировая война. 29 (16) сентября 1917 года
Первая мировая война. 30 (17) сентября 1917 года
Первая мировая война. 1 октября (18 сентября) 1917 года
|