23 (10) октября 1917 года
Сообщение из ставки
Кавказский фронт
Ничего существенного.
Балтийское море
В течение 8 октября боевых столкновений в море не было. В устье Финского залива обнаружены германские подводные лодки. В виду наших сторожевых постов у Рижского залива появились крупные неприятельские боевые силы. Были замечены также транспорты.
Около 10 часов 8 октября германцы, обстреляв с миноносцев наши части, охраняющие побережье, начали высадку на полуострове Вердере (восточнее о. Моона).
Одновременно с этим у входа в Матцальский залив (12 верст севернее Вердера) замечены приближавшиеся к берегу барки с лошадьми. Высадившиеся на Вердере две роты пехоты противника оттеснили наши сторожевые посты и заняли западную часть полуострова.
Русский фронт
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 8 октября. — По дополнительно полученным сведениям противник на северном фронте 6 октября около 8 часов утра атаковал нашу заставу восточнее Скоуля. Огнем артиллерии атака быта отбита.
В районе Петроградского шоссе южнее его тяжелая артиллерия противника 6 октября днем обстреливала наши авангардные позиции, причинив незначительные повреждения. Кроме того, неприятельский броневой автомобиль обстреливал район Яуизем (в 6 верстах южнее мызы Юдаш), выпустив до 80 снарядов. Перед фронтом авангардных позиций появлялись неприятельские разведчики, которые были разогнаны нашим ружейным огнем.
Ночью 7 октября тяжелая артиллерия противника обстреливала наше расположение в районе дачи Лауренц — мыза Кронберг, выпустив до 70 снарядов. 7 октября немцы на двух лодках пытались переправиться через Двину против Дубрека, но были разогнаны нашим ружейным огнем.
Немецкие разведчики, пытавшиеся приблизиться к нашим окопам у Пурвинка (западнее озера Свентен), были рассеяны ружейным огнем, наша артиллерия обстреляла берег озера Медум у Кукли, где были замечены шесть лодок, а также движение людей и огни. На остальном фронте перестрелка.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 8 октября.—На румынском фронте отмечены попытки братания со стороны неприятеля, оставшиеся безуспешными, причем в районе Карпат братанию препятствовали австрийские офицеры.
По показаниям пленных, почти весь урожай оккупированной Румынии вывезен в Германию. По словам пленных, предпринятая императором Вильгельмом поездка в Константинополь имеет целью укрепить связь между Германией и Турцией и заставить турок продолжать свои обязательства перед Германией, так как Турция, будучи совершенно обессиленной внутренними беспорядками и отсутствием пополнений в армиях, уже давно указывала на невозможность для нее продолжать борьбу.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 9 окт.—Вследствие наблюдающегося братания, командующий X—й армией предложил начальникам принять энергичные меры к выяснению виновных и привлечению их к ответственности. Командующий армией призывает войсковые комитеты и верных долгу и дорожащих честным именем гражданина-воина свободной России, солдат помочь вырвать из войск изменников, указывая, что позорные действия нескольких десятков безумцев кладут пятно на всю армию.
МОГИЛЕВ. 8 окт. Руководящие морские круги штаба Верховного Главнокомандующего по поводу настоящего положения вещей в Балтике указывают, что густой туман, стоящий эти дни, мешает с полной определенностью ответить на вопрос, готовит ли неприятель широкую операцию на материке; но уже теоретически следует ожидать, что против их, для обеспечения полноты обладания Моонзундом, делает попытку закрепить за собою материковый берег, завладев приморской полосой.
Однако, этот факт сам себе еще не дает оснований положительно решить вопрос о переходе неприятеля к широкой операции, которая вообще неосуществима для тех сил, коими он располагает в данном районе. Переход неприятеля на материк сам по себе будет фактом, угрожающим лишь в том смысле, что в момент завладения обоими берегами он, помимо получения полной возможности поддерживать безопасное сообщение по Моонзунду, получит также плацдарм, на котором можно было развернуть войска в случае решения перейти к широким операциям на сухом пути.
На вопрос, откуда может пойти десантное наступление в перновском или гапсальском направлении, морские круги Ставки, разъясняют, что для развития береговых операций гапсальское направление должно считаться более выгодным, ибо Моонзунд является для неприятеля прекрасной морской базой, вполне закрытой от непогод и нападения подводных лодок и миноносцев. Что же касается высадки в Пернове, то для нее пришлось бы вновь произвести вторую морскую операцию по завладению и укреплению за собой перновской бухты и обеспечению безопасности коммуникационной линии по Рижскому заливу. Обращаясь затем к проскользнувшим в печати указаниям, будто бы развитию операций в Финском заливе должно предшествовать завладение Аландскими островами, компетентные круги указывают, что фактически это отнюдь не является необходимым.
ГЕЛЬСИНГФОРС. 8 окт. Распространившиеся слухи, будто наши морские силы, действовавшие в Моонзундском районе, отрезаны германским флотом, который подошел к Балтийскому порту и обстреливает этот город, были категорически опровергнуты в высокоавторитетных кругах.
Рано утром 10 октября все наши корабли, охранявшие Моонзундские позиции, под прикрытием темноты, несмотря на присутствие неприятельских подводных лодок, благополучно вышли из Моонзунда и присоединились к главным силам Балтийского флота.
Неприятельский флот в водах Балтийского порта не показывался вообще. В Балтийском море за эти дни не произошло никаких событий, кроме тех, о которых опубликовано, на основании официальных сообщении, в частности, положение на Аландском архипелаге, где бои в Даго-Эзельских водах совершенно не отразились, не изменилось.
ЛОНДОН. 8 окт.—Во вчерашней статье, посвященной развитию германских операций в Рижском заливе „Тimes" пишет:
„До сих пор нет указаний" чтобы неприятель стремился к каким-либо значительно отдаленным целям, и все еще сомнительно, намерен ли он предпринять в атом году еще какие-либо операции в Балтийских водах".
Эвакуация гражданского населения из Ревеля не кажется „Тimes" знаменательным симптомом, так как она была предусмотрена и заранее объявлена. В заключении статьи „Тimes" говорит:
„В существенных и главных чертах, положение на восточном фронте остается прежним, но с наступлением весны обладание островами в Рижском заливе приобретет гораздо более серьезное значение".
«Dailу Nеws» находит, что из России идут весьма плохие вести.
КОПЕНГАГЕН. 7 окт.—Агентство Вольфа описывает операции против острова Эзеля в существенных чертах следующим образом. Предназначенный для экспедиции транспортный флот был собран, главным образом, в Брюмергафене в Гамбурге. Приказ флоту приготовиться к выходу в море был дан лишь в последнюю минуту. Капитаны, офицеры и команда транспортов были рассортированы по судам лишь непосредственно перед выходом в море. Кроме орудий различных калибров, на транспорты было погружено большое количество повозок с лошадьми.
После однодневнаго траленья мин, транспортный флот прошел через проложенный узкий проход к северному побережью острова. Главная часть флота взяла курс на бухту Тагга, а другая группа военных судов и транспортов — на Соело-Зунд. Впереди шли отряды миноносцев и небольших пароходов с авангардом. На море был туман. Береговых укреплений на Тоффри нельзя было рассмотреть. Военные суда, которые своим огнем должны были обеспечить возможность высадки, долгое время запрашивали передовые суда относительно положения батарей.
Когда передовые шаланды, непрерывно бросая лот, подходили к мысу Паммерорт, с противолежащей южной оконечности острова Даго молнии первых выстрелов прорезали туман: батарея Тоффри заметила врага. Через секунду, германския военныя суда открыли огонь. Первый залп дал недолет, но второй попал в цель.
Батарее пришлось оставить в покое транспортный флот: у нее было довольно дела, так как приходилось защищаться от военных судов. Вскоре огонь русской батареи совершенно прекратился. Тогда поступило донесение о наличности еще одной русской батареи на Паммероте, но ее, однако,- не оказалось. Слабый отряд пограничной стражи был прогнан и частью взят в плен.
Затем, германские матросы заняли сигнальную станцию на Паммерорте и обеспечили в качестве тэт-де-пона мыс Паммерорт, а высаженные тем временем отряды мотоциклистов сели на свои машины и немедленно двинулись на восток. Находившиеся перед Тоффри и Паммерортом военные суда приступили, после окончания десантной операции, к трудной задаче прокладки пути через закрытый минами пролив Соэло-зунд, чтобы с боя проникнуть в Кассарвик, так как лишь оттуда может быть взята под обстрел дамба, соединяющая острова Эзель и Моон.
В то же время, главная часть транспортного флота высадила привезенные войска в бухте Тагго и по выполнении этой задачи, направилась к югу.
Действия союзников
Французский фронт
ЛОНДОН. 7 октября.—Вечернее официальное сообщение британской главной квартиры от 7 октября:
„Рано утром мы отразили, с потерями для противника, неприятельский отряд, атаковавший наши позиции около Ланса. Несмотря на слабую видимость, наши артиллеристы обстреляли неприятельские позиции, произведя ряд разрушений.
Сильный туман, державшийся в течение всего дня 3 октября почти совершенно препятствовал военным действиям в воздухе".
Высадка германцев на Эстляндском побережье
„Несмотря на крайне тяжелые условия борьбы с превосходными силами противника и на стремление неприятеля не допустить нашего выхода из Моонзунда, нам удалось, - говорит воскресное сообщение штаба Верховного Главнокомандующего от 8 октября, - без малейших потерь и в полном порядке вывести из Рижского залива главные боевые силы и эвакуировать все Моонзундские плавучие средства: буксиры, транспорты, барки, катера и прочее".
Наши морские силы в полной боевой готовности охраняют устье Финского залива, приняв под свое покровительство части эскадры адмирала Бахирева, действовавшей перед этим в Рижском заливе и в водах Моонзунда.
Таким образом, имевшееся до сего времени опасение, что эскадра адмирала Бахирева, заблокированная минными заграждениями в Моонзунде, не успеет благополучно выйти к северу для присоединения к главным силам Балтийского флота, совершенно отпало. Пропустив момент ударить во фланг выходившей на север Моонзундской нашей эскадре, германский флот, продолжая наблюдение за выходом из Финского залива, устремился, по-видимому, теперь большею частью освободившихся своих сил в сторону Рижского залива.
В виду наших сторожевых постов Рижского залива уже появились, как говорит новейшее сообщение штаба Верховного Главнокомандующего, крупные неприятельские боевые силы, среди которых были замечены также и транспорты с войсками.
В то время, как в море не было в течение последних нескольких дней боевых столкновений, а в устье Финского залива обнаружены лишь пока одни германские подводные лодки, миноносцы противника уже обстреливали наши части, охраняющие побережье Эстляндии в районе Моонзундских островов.
Около 10 часов утра 8 октября, т. е. двое суток тому назад, произошла высадка около полубатальона германской пехоты на полуостровке Вердер, находящемся в 12 верстах южнее залива Матцаля и в 60 верстах к северо-западу от Пернова.
Высадка эта произведена преимущественно германскими частями, оперировавшими до сего времени на острове Эзеле и перекинувшими впоследствии на остров Моон, откуда они направились в сторону Вердера, переплыв лишь через пролив Большого Зунда. Помимо Вердерской высадки германцы, по-видимому, намечают произвести таковую и в раионе Матцальского залива, в устье которого в тот же момент были обнаружены приближающиеся к берегу баржи с лошадьми.
Нет сомнения, что указанный маневр противника намечает в общем глубокий удар против правого фланга нашего северного фронта, направленный в промежуток между Гансалем и Перновом. Опасаясь встретить серьезные силы на важнейших направлениях, каковыми являются Гапсальское и Перновское, германцы для первоначальных своих действии избрали промежуточный между ними участок, прилегающий с одной стороны к близ расположенному острову Моону и с другой—к Матцальскому заливу.
Появление крупных неприятельских боевых сил против наших сторожевых постов вдоль побережья Рижского залива с транспортами войск—может указывать на то, что, под прикрытием демонстративной Матцальской высадки, фельдмаршал Гинденбург готовит более или менее решительный против нас десант, где-либо в районе того же Пернова или Гайнаша.
Отход противника на Риго-Венденском направлении в районе деревень Скоуль и Лемберг, вызванный, как говорит сообщение штаба Верховного Главнокомандующего, маневренными соображениями, очевидно находится в общей связи с предполагаемой новой десантной операцией в Рижском заливе. Цель этого отхода ясна,—увлечь в сторону Риги наши войска для того, чтобы иметь возможность глубже ударить им в тыл со стороны Пернова или же Гайнаша.
В частности, высадка германцев в районе Матцальского залива—преследует также задачу обхода Гапсаля с юга и выхода на подступы с той же стороны Балтийского порта и Ревеля.
Г. Клерже.
«Утверждается пожалование Командующим — армиею, по удостоению Местной Георгиевской Думы из лиц, имеющих Георгиевское Оружие:
Георгиевскаго Оружия:
Генерал-Маиорам:
Командующему 4 пехотной дивизией, Дмитрию Будянскому за то, что, состоя в чине Полковника, командиром 13 пехотного Белозерского Генерал-Фельдмаршала Князя Волконского полка, в бою 18 Авг. 1916 г. у Зборова, когда роты, направленные им для атаки неприятельской укрепленной позиций, попав под страшнейший фланговый артиллерийский и пулеметный огонь, дрогнули, выскочил из наших передовых окопов и лично сам двинул роты вперед; решительность и храбрость Генерал-Майора Будянского воодушевили людей и они, стремительно бросившись вперед, с налета захватили три линии австрийских окопов и, отбросив противника в дальнейшем преследовании на три версты, заняли высоты 383 и 384. Занятие полком и укрепление этих высот дало возможность в последующие дни отразить ожесточенные атаки превосходных свежих сил противника и прочно утвердиться на захваченных у противника позициях. Трофеями доблестного дела полка были: пленные 15 офицеров, 760 солдат и захват 7 пулеметов, 1 штурмующего орудия, одного миномета, винтовок, патронов и снаряжения.
Командующему — мортирным артиллерийским дивизионом Сергею Бочарову за то, что, состоя командиром названного дивизиона, в чине Полковника, в бою 7 ил. 1916 г. при прорыве пехотной дивизией сильно укрепленной позиции противника за р. Стырью на фронте д. д. Пляшево-Перемель, командуя группой тяжелой и мортирной артиллерий, сам находясь в течение всего боя на передовом наблюдательном пункте под действительным артиллерийским и ружейным огнем при явной исключительной опасности, настолько искусно руководил огнем своей артиллерии и корректировал ея стрельбу, что в высокой степени способствовал пехоте всей дивизии выиграть бой, прорвать фронт, сбить противника с сильно укрепленной позиции и нанести ему решительное поражение.
Полковникам:
— пехотного Кременецкого полка, Рейнгольду Наскину за то, что, будучи в чине Подполковника, в боях с 20 по 27 Мая 1915 г., командуя непрерывно в течение 7 дней батальоном, лично находясь в передовых цепях, отразил многочисленные атаки значительно превосходных сил австрийцев, пытавшихся обойти Угартсбергскую позицию, которая прикрывала важную переправу через р. Днестр у с. Кольдрубы. Когда же баталионы соседнего слева полка под натиском противника отошли за р. Днестр, Полковник Наскин, несмотря на убийственный артиллерийский и ружейный огонь, не только отразил атаки австрийцев, пытавшихся обойти его левый фланг, но сам перешел в наступление, атаковав, отбросил их штыковым ударом и таким образом помог соседним слева батальонам восстановить прежнее свое положение. В ночь с 26 на 27 Мая, когда полк перешел в наступление на с. Мединице, Полковник Наскин, несмотря на огромные потери в своем батальоне, под ураганным огнем противника наступая по болоту, прорвал 4 ряда проволочных заграждений, лихим штыковым ударом выбил австрийцев из окопов, захватил при этом в плен 14 офицеров, 585 солдат и 1 пулемет и закрепился на этом важном в стратегическом отношении участке, занятие которого обеспечило полный успех и взятие полком с. Мединице.
—пограничного Заамурского конного полка, ныне состоящему в резерве чинов при штабе Петроградского военного округа, Николаю Шевыреву за то, что в бою 19 июня 1916 г. у д. Нивы-Злочевския, командуя головным уступом полка и дав верные направления каждой сотне, под губительным ружейным и артиллерийским огнем бросился в атаку на германцев, наступавших в полном боевом порядке в двухверстном прорыве между д. Дубовая-Корчма и дорогой из д. Радомысля в д. Угринов. Несмотря на огромные потери в офицерах, солдатах и лошадях, Полковник Шевырев, лично предводительствуя, врубился в пехотные цепи противника, причем часть германцев была изрублена, а часть обращена в бегство. Своей выдающейся храбростью, личным примером отваги и умения маневрировать при тяжелой боевой обстановке Полковник Шевырев блестяще выполнил свою задачу, чем и спас положение.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 18 (05) октября 1917 года
Первая мировая война. 19 (06) октября 1917 года
Первая мировая война. 20 (07) октября 1917 года
Первая мировая война. 21 (08) октября 1917 года
Первая мировая война. 22 (09) октября 1917 года
Первая мировая война. 23 (10) октября 1917 года
|