23 (10) апреля 1915 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
10 апреля.
В Карпатах австрийцы в течение 7-го и в ночь на 8-е апреля пытались атаковать наше расположение на фронте Телепоч—Руньина. Наступление противника было отбито нашими контратаками, доходившими до штыковых схваток. Понеся крупные потери, противник отошел на свои позиции.
На остальных участках нашего общего фронта происходила лишь местами обычная ружейная и артиллерийская перестрелка.
От штаба кавказской армии
4 апреля на приморском направлении перестрелка продолжалась.
На артвинском направлении наши войска успешно продвигаются к югу. На прочих направлениях боевых столкновений не было.
С театров военных действий
Австрийский театр военных действий
9-го—10-го апреля.
В Карпатах в течение 9-го и в ночь на 10-е апреля австрийцы, после продолжительной подготовки артиллерийским огнем орудий крупного калибра, повели ряд атак на занимаемые нами высоты в районе Полена, но были отбиты с громадным для них уроном. Столь же неудачны были для австрийцев попытки атаковать днем 10-го апреля наши позиции в районе Волосате. За истекшия сутки мы успешно продвинулись вперед в районе Телепоча и юго-восточнее Сянки; наши войска после упорных боев овладели в этих районах рядом важных высот.
Турецкий театр военных действий
10-го апреля.
В течение дня происходили небольшие столкновения в артвинском направлении и в долине Алашкерта.
На остальных фронтах Кавказской армии перемен не произошло.
Великая война на море
Оценка событий от выступления Турции.
Статья кап.-лейтенанта Владимира Энгельмана
Со вступлением Турции в число воюющих держав, т.е. в середине октября, громадный театр морской войны, занимавший все океаны и почти все моря мира, увеличился на относительно незначительное пространство по сравнению с теми водными площадями, на которых велись военные действия с начала войны. Участие в войне Турции заставило начать военные действия на ряде внутренних морей, имеющих большое значение для нас и наших союзников, как важные стратегические и торговые пути.
К таким морям надо отнести Черное, Красное и восточную часть Средиземного моря. Затем, в виду необходимости начать военные действия против крайнего левого фланга Турции, опирающегося на Персидский залив, пришлось включить в район военных действий и эту часть Индийского океана.
Выступление Турции застало морские силы Англии и Франции занятыми на всех океанах, и ни в одном из них не были в это время ликвидированы хотя незначительные, но привлекавшие морские силы союзников, выступления Германии. Например, в Северном море английский «Grand –Fleet» и французская эскадра Ламанша были заняты, с одной стороны, наблюдением за германским флотом, который хотя и не подавал признаков жизни в своих укрепленных портах, но, в виду энергичного наступления германских сухопутных войск к побережью Бельгии и северной Франции, следовало ожидать каждую минуту появления этого флота для поддержки правого фланга своей армии.
В Средиземном мopе французскому флоту пришлось сторожить австрийский в Адриатическом море и, кроме того, надо было конвоировать транспорты с войсками, перевозимыми из Индии и Австралии, при чем для этого понадобилось выделить значительные силы, так как Индийский океан не был еще очищен от германских крейсеров. Затем, в Тихом океане держалось еще Цзиндао, и, наконец, во всех океанах операции по поимке германских крейсеров были в полном разгаре.
Поэтому выступление Турции произошло в тот момент, когда положение ни на одном из театров морской войны не было окончательно выяснено, и нельзя не признать, что оно было сделано вполне своевременно для поддержки Германии и Австрии, и у Берлина были все данные для того, чтобы выпустить на арену борьбы народов своего нового союзника. Но действительность показала, что выступление Турции не изменило хода событий, и хотя и расширило театр войны, но не могло существенно затруднить развернувшиеся в громадном масштабе операции сил держав тройственного согласия.
Для того, чтобы охарактеризовать события на море за период от выступления Турции до настоящего времени, т.е. почти за полгода, надо сделать несколько частных характеристик военных действий, отдельно по различным театрам морской войны.
Балтийское море
О военных событиях на этом море можно судить только по нашим официальным, редким и отрывочным, сведениям и по правительственному сообщению о деятельности нашего балтийского флота, опубликованному 17-го марта. Благодаря этому, действия на этом море нельзя оценить должным образом, и можно базироваться только на тот факт, что во много раз более сильный, чем наш, германский флот не предпринял за все время войны какой-либо энергичной и крупной морской операции и ограничивался только редкими и нерешительными выступлениями, кончавшимися всегда неудачно для него.
Несомненно, наш противник имел веские причины для того, чтобы, имея полную возможность взять в свои руки инициативу ведения войны на этом море и превосходно стратегически подготовленный театр войны у своих берегов, он не решился на нанесение решительного удара в том районе, где, казалось, для него был более всего обеспечен успех. Причина эта состояла в деятельности нашего немногочисленного флота, сумевшего доказать врагу свою боеспособность и высокую подготовку для ведения войны на море, сокрушить которые нельзя было, не сосредоточив на Балтийском море все свои наличные силы.
Вот почему неприятелю пришлось ограничиться редкими выступлениями против незащищенных пунктов нашего побережья и систематически уклоняться от боя с нашими судами несмотря на свое превосходство в силе, дававшее надежды хотя бы на тактический успех. Поэтому все действия в Балтийском море привели нас к крупному стратегическому успеху, так как наш флот вполне справился с задачей охраны крайнего правого фланга боевой линии, протянувшейся от Балтийского моря до границ Румынии, а наш противник потерпел серьезную стратегическую неудачу, не сумев использовать Балтийское море для отвлечения наших сил с определившегося с начала войны восточного боевого фронта Великой войны.
Черное море
В виду слабости турецкого флота, от него нельзя было ожидать выступления в Средиземном море, где всегда могли быть быстро ликвидированы операции единственных боеспособных турецких судов, в виде «Гебена», «Бреслау», «Гамидие» и «Меджидие», и было ясно, что вся тяжесть борьбы с турецкими флотом ляжет на наш черноморский флот.
Рассматривая военные действия на Черном море, трудно пока сказать, существовал ли у турок, или, верней, у их руководителей – немцев, определенный план операции на этом море, или все выступления их флота производились экспромтом, под впечатлением деятельности нашего флота. Пока можно несомненно сказать, что определенный план действий турецких судов существовал только на первый момент войны, т.е. на день нападения на Одессу, Севастополь, Феодосию и Новороссийск 16-го октября.
После этого, когда турки могли убедиться, что наш флот отнюдь не склонен заняться парализованием продолжения подобных выступлений турецких судов, следовало ожидать от них более здравой стратегии и надлежащей оценки намерений нашего флота. Но, впадая в свойственную немцам во время этой войны ошибку, – которая выражается в том, что они рассчитывают на благоприятное стечение обстоятельств для себя и неблагоприятное для противника, – турки упорно продолжали надеяться, что им удастся отвлечь наш флот от анатолийского побережья редкими выступлениями своих крейсеров против некоторых наших портов.
Только иногда турки обнаруживали стремление, вместо операции своих судов у наших берегов, использовать эти суда для конвоирования своих транспортов, но это им не удавалось по той простой причине, что мы обладали, во всех случаях встречи с неприятелем, превосходством в силе – и турецким конвоирам приходилось спасаться бегством, пользуясь своим превосходством в ходе, бросая на произвол судьбы охраняемые ими суда.
Наконец, после долгого, вынужденного необходимостью починить свои пострадавшие от наших снарядов и мин суда, турки предприняли свой шаблонный набег к нашим берегам 21-го марта, и здесь получили вполне заслуженный урок, доказавший им, даст Бог – в последний раз, что стратегия требует не авантюр, не операций, рассчитанных на ошибки противника, а планомерных, основанных на принципах военно-морской науки выступлений.
Что же касается деятельности нашего флота, то даже на основании того, что мы знаем из официальных и пропущенных цензурой частных сведений о его деятельности, следует отметить, что в продолжение полугода этот флот развивал свои операции сообразно с обстановкой военных действий и в зависимости от наличия своих сил, никогда не отвлекался в сторону выполнения второстепенных задач, а, наоборот, делал только то, что вызывалось необходимостью при развитии наших операций против турок.
Как теперь выяснилось, с начала войны с Турцией было необходимо парализовать деятельность турецких сухопутных сил, сосредоточенных около нашей закавказской границы. Как наши, так и турецкие силы опирались своими флангами в Черное море, почему было крайне необходимо содействие флота при военных действиях на правом фланге наших войск.
Затем тыл неприятельской армии базировался на Черное море, как единственный удобный путь сообщения с Константинополем, – и наш флот деятельно занялся уничтожением возможности сношения тыла армии с питающей его базой. В настоящее время наш флот может перейти к другим операциям, которые входят в программу совместных действий нас и союзников против Турции, – и мы видим, что он появляется у Босфора, где и кладет начало серьезным операциям против укреплений этого пролива. Попутно с выполнением этих двух основных операций, возложенных на черноморский флот, он разрушает все сооружения стратегического характера по берегу этого моря (Сангулдак, Трапезунд) и наносит постепенно серьезные повреждения неприятельским судам, затрудняя им вход в Черное море минными заграждениями.
Таким образом, наш флот осуществил идею полного господства на Черном море и методично выполняет возложенные на него задачи, отнюдь не обращая внимания на редкие выступления турецких судов, так как наши моряки теперь отлично знают своего противника и, несомненно, уверены в том, что часы его сочтены, несмотря на проявляемую им энергию, с которой он несколько подлечивает свои немногочисленные корабли для продолжения их сомнительных и в стратегическом смысле совершенно бесполезных «подвигов».
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 20 (07) апреля 1915 года
Первая мировая война. 21 (08) апреля 1915 года
Первая мировая война. 22 (09) апреля 1915 года
Первая мировая война. 23 (10) апреля 1915 года
Первая мировая война. 24 (11) апреля 1915 года
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..............
Первая мировая война. Крепости. Германия
..............
Первая мировая война. Оружие.
.........
Первая мировая война. Техника
.........
Первая мировая война. Хроника первых семи месяцев войны
.........
|