22 (09) октября 1917 года
Сообщение из ставки
8 октября 1917 года
На всех фронтах перестрелка
9-го октября 1917 года
Северный фронт
Около 17 часов 8 октября противник с маневренными целями начал отход на свою главную, заранее подготовленную позицию на участке в районе д. Скоуль-Лемберг. Наши передовые части преследовали отходившего противника.
На остальном фронте без перемен.
Западный, Юго-Западный и Румынский фронты
Перестрелка и действия разведывательных партий.
В районе севернее Делятичи наша артиллерия разогнала немцев, пытавшихся брататься.
Балтийское море
Острова Эзель и Моон окончательно перешли в руки неприятеля. На острове Даго значительных боевых действий не развивалось вследствие трудных условий местности.
Несмотря на крайне тяжелые условия борьбы с превосходными силам противника и на стремление неприятеля не допустить нашего выхода из Моонзунда нам удалось без малейших потерь и в полном порядке вынести из Рижского залива главные боевые силы и экипировать все моонзундския плавучие средства: буксиры, транспорты, баржи, катера и пр.
Во время перехода боевых судов, одна из неприятельских подводных лодок была замечена нашим миноносцем и прежде чем она успела занять позицию для атаки, вынуждена была скрыться. Наши морские силы в полной боевой готовности охраняют устье Финского залива.
Английская подводная лодка, находившаяся в составе Балтийского флота во время операции противника в Рижском заливе, встретила неприятельскую эскадру, из крейсеров и 4 дредноутов типа „Маркграф" и выпустила две мины по головному дредноуту. Обстреленная сильным огнем лодка вынуждена была скрыться в воду, не выяснив результата своей атаки.
Отойдя на некоторое расстояние, эта же подводная лодка атаковала большие неприятельские транспорты, шедшие под охраной миноносцев и удачно выпущенной миной один из транспортов был взорвал.
Русский фронт
СТАВКА. 8 окт.—Получены сведения, что в районе Ратнек—Скоуль, на северном фронте, в тылу неприятельского расположении, 7 окт. с наступлением темноты замечены большие пожары.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 8 окт.—Вчера на юго-западном участке дер. О. в продолжение ночи партии неприятельских разведчиков несколько раз пытались подойти к нашим расположениям, но каждый раз были встречены нашим интенсивным ружейным и пулеметным огнем, который заставлял их возвращаться в свои окопы.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 8 окт.—За последние дни на юго-западном фронте установлено, что немцы при артиллерийском обстреле употребляют новые снаряды, которые при разрывах сильно пахнут хлороформом.
Морской бой
ПЕТРОГРАД, 5-го октября (От морского генерального штаба). За истекшие сутки сухопутная операция противника на острове Эзеле завершилась полным занятием острова, причем нами уничтожены все сооружения, имеющие военное значение. Воспользовавшись этим успехом, лишившим нас прямого наблюдения над Ирбенским проливом, неприятель ночью проник в Рижский залив, и с рассветом 4-го октября передовые части его флота были обнаружены нашим дозором.
Вначале этот дозор под давлением крейсеров и миноносцев противника отходил к Моонзунду, но вышедшие навстречу врагу в Рижский залив наши линейные корабли «Гражданин» и «Слава» и крейсер «Баян», с миноносцами, своим огнем отогнали авангард противника и вслед затем обнаружили главные силы, с которыми вступили в бой.
В составе главных сил противника оказались 2 корабля-дреднота типа «Grosser Kurfürst». Во время происшедшего затем неравного боя дредноты противника старались вести огонь на предельных дистанциях, часто превышавших действительность огня артиллерии наших старых линейных кораблей.
Несмотря на явное преимущество противника в силах, наши корабли все же продолжительное время защищали вход, и только тяжелые повреждения, причиненные огнем дреднотов, вынудили их отойти во внутренние воды Моонзунда.
От полученных тяжких подводных пробоин линейный корабль «Слава» затонул, но почти вся команда корабля была спасена нашими миноносцами. Во время этого боя наши береговые батареи, расположенные у входа в Моонзунд, своим огнем отгоняли неприятельские миноносцы, стремившиеся приблизиться к нашим кораблям, но с окончанием боя огонь дреднотов был перенесен на эти батареи, и в короткое время они были снесены.
Другая часть наших морских сил в самом Моонзунде сдерживала стремительные атаки противника, направленные с севера в тыл сражающимся. Эти попытки врага разбились о стойкое сопротивление наших судов и не имели успеха. В то же время значительное число самолетов сбрасывало огромное количество бомб на суда, пристани и остров Моон, занятый нашими войсками.
Во время происшедших при этом воздушных боев нашим летчиком лейтенантом Сафоновым вновь сбит неприятельский самолет. На юго-западном побережье острова Даго противником снова были высажены небольшие партии, обстрелянные нашими частями и вернувшиеся на свои суда. Спустя некоторое время противник жестоким огнем дреднота типа «Кaiser» и крейсера обстрелял побережье в районе этой высадки.
Нашими постами, как и в предыдущие дни, в виду островов Эзель и Даго обнаружены суда разных типов, в том числе дредноты, охраняемые большим числом миноносцев и сторожевых судов, причем численность замеченных неприятельских кораблей только в этом районе и в пределах видимости постов доходила временами до 66-ти вымпелов.
Последние вести о войне
Подробности морского боя
Морской генеральный штаб сообщает, следующие подробности о морском бое в Рижском заливе.
В ночь с 3-го на 4-е октября неприятельская эскадра в числе 20-ти судов проникла в Рижский залив и около 9-ти часов с наблюдательного пункта Венден усмотрели неприятеля, шедшего к южному входу в Моонзунд. В составе неприятельской эскадры было два линейных корабля типа "4" Кёниг. Наш отряд адмирала Бахирева, имевшего флаг на крейсере «Баян», с линейными кораблями «Гражданин» и «Слава», вышел из восточной части Моона, где стоял на якоре в море, навстречу неприятелю, имея впереди дозорные миноносцы, отступавшие перед противником.
В Рижском заливе
ГЕЛЬСИНГФОРС. 6 окт.—Прибыли два наших миноносца, участники морских боев у Эзеля. Оба нуждаются в незначительных исправлениях. Команды этих судов заявляют, что бои мелких судов в Эзельском районе шли почти непрерывно начиная с 29 сентября. По словам команд германцы во время боев с 29 сентября по 4 октября потеряли девять судов, в том числе дредноут и крейсер потоплены, один крейсер наскочил на скалы, четыре миноносца потоплены, два выведены из строя. Наши потери „Гром" и „Слава".
Повреждения, полученныя „Гражданином" и „Баяном", незначительны. Оба корабля продолжают оставаться в строю на передовой линии. Повреждения, полученные мелкими судами также незначительны. Несмотря на перенесенные тяжелые испытания в неравных боях, настроение наших моряков выше всякой похвалы. Они бодры духом и снова рвутся в бой. С восторгом они отзываются о погибших товарищах и подчеркивают полное единодушие всего флота и бесстрашную готовность команд к отважным подвигам.
С чувством гордости моряки говорят о последних минутах „Грома" и „Славы". „Гром" получил 20 пробоин, во многих местах корабль горел, но продолжал стрелять из последнего оставшегося целым орудия. Бой происходил на чрезвычайно близком расстоянии. Когда „Гром" уже был покинут командой, к нему подошел неприятельский миноносец с целью увести на буксире. Оставшийся на нем минный машинист выпустил мину в неприятельский корабль, который затонул одновременно с „Громом".
Никто из его команды не спасся, далее моряки приводят примеры стойкости среди офицерства. Один из офицеров „Грома" ни за что не хотел покидать корабля, говоря, что желает погибнуть вместе с кораблем, и матросы насильно сняли его с миноносца. „Гром" с тремя другими миноносцами и одной канонеркой в течение трех с половиною часов выдерживал бой с эскадрой противника, почти вдесятеро сильнейшей.
Столь же геройски сражался и погиб линейный корабль „Слава". Когда стало ясным, что корабль погибнет, команду сняли, и корабль был пущен ко дну в желательном месте. Команды пришедших судов с нетерпением ждут скорейшего исправления своих кораблей, чтобы снова ринуться в бой.
КОПЕНГАГЕН. 7 окт.—Из Берлина сообщают: „Только сейчас германская печать начинает помещать более подробные частные сообщения о занятии острова Эзеля.
Газета «Vossische Zеitung» сообщает, что город Аренсбург не пострадал. Когда германцы на Варгском полуострове столкнулись с русскими войсками, к последним были высланы парламентеры. Переговоры, однако, не имели результата, так как русские надеялись на флот.
Между тем, линейный корабль „Слава" затонул, попытка русского флота вмешаться в бой оказалась безуспешной. В конце концов, была заключена почетная капитуляция, которая была закончена в 12 часов".
От морского Генерального Штаба
В ночь с 3 на 4 октября неприятельская эскадра, в числе до 20 судов, проникла в Рижский залив и около 9 час. с наблюдательного пункта Вердер усмотрели неприятеля, шедшего к южному входу в Моонзунд. В составе неприятельской эскадры были два линейных корабля, типа „Кениг".
Наш отряд адм. Бахирева, имевшего флаг на крейсере „Баян“, с линейными кораблями „Гражданином" и „Славой", вышел от Куиваста (на восточной части Моона), где стоял на якоре в море, навстречу неприятелю, имея впереди себя дозорные миноносцы, отступившие перед противником.
Около 9 1/2 часов неприятель открыл огонь по дозорным судам. Наш отряд, выйдя из пролива, развернулся в районе между маяками Вердером и Вейландом (возле Моона). При подходе „Баян" подвергся безрезультатной атаке неприятельской подводной лодки.
Около 10 1/2 час. утра наш отряд вступил в бой с неприятельской эскадрой. Огневое маневрирование неприятельские дредноты вели на предельных дистанциях, часто недосягаемых для артиллерии наших кораблей, старого типа.
Около 12 1/2 ч. дня, в виду значительного превосходства сил и появления новых судов противника, адм. Бахирев дал приказание отряду отходить внутрь Моонзунда. Наш отряд повернул на север и с боем стал отходить. Концевой корабль „Слава" получил значительное повреждение и подводные пробоины, почему сел носом, и в начале глубоководного Моонзундскаго канала затонул. Прочие корабли отряда прошли каналом внутрь Моонзунда.
Около полудня часть неприятельской эскадры, преследуя наш отступающий отряд, перенесла огонь по моонским и вердерским батареям, погасила их огонь, и затем разбила. На судах отряда имеются некоторые повреждения.
Противник после расстрела батарей проник в южную часть рейда Куиваста. Дальнейших сведений об его действиях еще не поступало.
В то же время крейсер „Адм. Макаров", канонерки и эскадренные миноносцы, оставались внутри Моонзунда, охраняли канал и Касарский плес (между Даго, Эзенем и Мооном), несколько раз вступал в перестрелку с неприятельскими миноносцами и мелкими судами, которые оставались в ночь с 3 на 4 октября у берегов Эзеля и пытались несколько раз продвинуться в восточную часть Касарского плеса. Часть же неприятельского отряда бывшего в этом районе в составе двух канонерок и нескольких эскадренных миноносцев, входила в северную часть Моонзунда и обстреливала дамбу между Эзелем и Мооном.
Одновременно с атакой неприятель произвел массовую воздушную атаку, сбросив безрезультатно значительное число бомб на Куиваст по нашим судам. В начале дня произошло несколько воздушных боев, причем летчик, лейтенант Сафонов, сбил один из аппаратов противника (третий по счету за Сафоновым).
Вечером 3 октября в районе Моонзунда летало несколько цеппелинов. Днем неприятельский корабль и крейсера снова обстреливали южный и юго-западный берега Даго, а сосредоточенные в большом числе тральщики производили тральные работы в районе Даго. У северного выхода Моонзунда обнаружено присутствие двух или трех неприятельских подводных лодок.
Группировка неприятельского флота по-видимому такова:
1) в районе Таггалахты линейный крейсер „Мольтке", два линейных корабля типа „Кайзер" и не менее 60 эскадренных миноносцев, тральщико и три подводных лодки.
2) В раионе Соело-Зунда и в западной части Касарского плеса, около 20 миноносцев и до 20 тральщиков, катеров, шлюпок и баржей.
3) В Рижском заливе два или больше линейных корабля тина „Кениг", 6 легких крейсеров, много миноносцев и мелких судов и две подводных лодки.
4) В устьях Финского залива к северо-западу от Даггерорта — 3 линейных корабля, типа „Кайзер".
Таким образом, в операции участвуют полностью 3-я и 4-я эскадры флота открытого моря и вероятно 5-я эскадра из группы линейных крейсеров и от 10 до 12 легких крейсеров. Следовательно, почти 2/3 флота противника участвуют в операции.
3 октября, перед наступлением темноты, неприятель пытался наступать с Эзеля на дамбу, но нашим огнем был остановлен и отступил на позицию у Орисара (местечко на восточном берегу Эзеля).
В течение 4 октября Моон подвергался жестокому обстрелу как судов, вошедших в Моонзунд, так и с неприятельских воздушных аппаратов.
С Эзеля в течение вчерашнего дня прибыло несколько отдельных лиц, по словам которых, бывшие на Эзеле наши части взяты в плен.
Командующий флотом свидетельствует, что несмотря на тяжелую обстановку на море, наши суда находятся в полном порядке и проявляют высокие образцы доблести. Упоминавшийся уже в предыдущих сообщениях сигнальный старшина Дергунов (начальник поста службы связи), проявивший высокую доблесть и большую инициативу, по представлению командующего флотом, произведен в подпоручики.
* * *
б октября в районе балтийских островов в общем положении перемен не произошло. Наши миноносцы имели ряд перестрелок с неприятелем в южной части Моонзунда. В течение дня в районе Моонзунда на наших заграждениях взорвались и утонули два неприятельских миноносца.
По дополнительным сведениям, во время вчерашнего боя в южном входе в Моонзунд были замечены попадание снарядов наших линейных кораблей в неприятельские дредноуты и потопление нашим огнем двух неприятельских тральщиков. Тогда же один из охранявших эскадру неприятельских миноносцев взорвался на нашем минном заграждении и затонул.
Командующий в бою отрядом наших судов адмирал Вяхирев свидетельствует о доблестном поведении всего личного состава кораблей и проявленной им стойкости, несмотря на подавляющее превосходство противника и тяжелые условия боя.
Из донесений постов, дозорных судов и подводных лодок является возможным установить приблизительный состав части германского флота, принимающей участие в операциях: не менее 10 дредноутов новейшего типа „Кайзер" и „Кениг", около 10 крейсеров и не менее 50 миноносцев, из коих до 20 — новейшего типа „Новик", 8—10 подводных лодок.
При этих силах весьма большое количество тральщиков и других вспомогательных судов и транспортов, гидропланов и плавучих средств.
Последнюю ночью над Рижским и Финским заливами были обнаружены цеппелины, причем одним из них сброшено над Перповым около 20 бомб, коими убито около 10 человек и много скота.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 18 (05) октября 1917 года
Первая мировая война. 19 (06) октября 1917 года
Первая мировая война. 20 (07) октября 1917 года
Первая мировая война. 21 (08) октября 1917 года
Первая мировая война. 22 (09) октября 1917 года
Первая мировая война. 23 (10) октября 1917 года
|